Традиционные игры в детском саду

Фокша София Сергеевна

Материал по теме "Народная музыка как средство приобщения к культуре родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnye_igry_v_ds.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные игры в детском саду.

  • В самом названии – традиционные игры – заложен их основной смысл, а именно передача самого ценного, что есть в культуре народа – культурных традиций.

Нужны ли современному ребёнку традиционные игры? Определённо нужны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что мы видим перед собой с детства, чему изумляемся, и что выявляет отклик в душе ребёнка. Такие впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения родной культуры.

  • Ознакомление ребёнка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре разных народов, помогает укрепить отношения между родителями и детьми, между взрослыми разных поколений.

Традиционные игры объединяет одна цель - совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания, где каждый начинает чувствовать себя членом коллектива, (как например, в хороводах) учится справедливо оценивать себя и поступки своих товарищей.

Всем нам известны игры для младшего возраста. Такие как «Заинька выходи», «Каравай», «Рубим капусту», «Баба сеяла горох», «По кочкам», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору» и т.д.

Но когда речь заходит об играх для детей постарше, или даже взрослых, тут на ум приходят немногие. («Золотые ворота», «Сцепи кованые», «сьедобное – несьедобное»)

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник,

изображающий «пирог». Все поют и показывают движения:

Да экий он высокинький, ( поднимают руки вверх)

Да экий он широкинький, (разводят в стороны)

Да экий он мягонький, (гладят по животу)

Режь его да ешь.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неуспевший остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Зелёная репка»

Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:

Зелёная репка,

Держись очень крепко,

Кто оборвётся,

Тот не вернётся.

Раз, два, три.

На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню.

И так несколько раз.

Игра «Как у дедушки Трифона».

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои , я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы повторяйте». После этого водящий запевает. Дети ведут хоровод по кругу, и все поют:

«У дедушки Трифона

Было семеро детей.

Семь сыновей.

Они не пили , не ели.

Всё на дедушку глядели

И всё делали вот так!

И всё делали вот так!»

С последними словами дедушка Трифон предлагает разные движения и показывает своим «сыновьям» - то руками в бока упрётся и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет себя за волосы. «Сыновья должны проворно и быстро повторять все движения. Затем дедушка Трифон выбирает из них лучшего исполнителя, который становится водящим. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Ручеёк».

  • Эту игру знали и любили ещё наши далёкие предки, и дошла она до нас в неизменном виде. Ни один праздник не обходился без неё. Тут и любовь, и ревность и долгожданное прикосновение к руке избранной.

Под музыку «Кадриль» игроки становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим.

Игра «Алёнушка и Иванушка»

Игроки встают в круг и берутся за руки и поднимают вверх. Выбираются Алёнушка и Иванушка, Алёнушка стоит в центре круга, Иванушка за ним, он говорит:

- Алёнушка, выходи дружить

- А мне тятька не велит.

- Красну девицу скраду

И из дома уведу.

После этих слов Иванушка должен забежать в круг. Игроки препятствуют, опуская руки. Игра усложняется, когда Иванушка вместе с Алёнушкой, держась за руки, вместе пытаются выбежать из круга.

Игра «Сковорода»

 Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя — обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга — «сажать на сковороду» — своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» — все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега — «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное — не наступить на «оладьи».

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Основной моей задачей было приобщить вас к истокам русской народной культуры и создать положительный эмоциональный настрой.

И самое главное, сделать так, чтобы интерес к традиционным играм не иссякал в нас и наших детях.

За основу я взяла материал из учебного издания кандидата педагогических наук – Ирины Александровны Качановой и почётного работника общего образования РФ – Людмилы Алексеевны Лялиной.

Спасибо за внимание.