Методическая разработка на тему: «Казачья народная песня в школе как путь сохранения и развития культурных традиций»

Астафьева Ирина Александровна

Актуальность темы моей работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные и казачьи  традиции и праздники. 

У детей формируется  интерес к казачьей  песне, праздничной культуре,  истории своего народа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_kazachya_pesnya_v_shkole.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Кизильская школа №2»

Методическая разработка на тему:

«Казачья народная песня в  школе  как путь

сохранения и развития культурных традиций»

Материал может быть использован педагогами дополнительного образования общеобразовательной школы.

Составила:  Учитель музыки

Астафьева Ирина Александровна

Возрождение традиций и культуры казачества – это, прежде всего, нравственно-патриотический аспект воспитательной работы. Приобщение детей к культуре казаков дает возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей.

Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом своего края, своей страны-  – является казачья  песня.

Песни  казаков  - это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии  русской  степи, о доме,  

Со словом «казак» в песнях ассоциируются понятия товарищества, дружбы, верности долгу. Казаков ласково называют «казаченьки», «удалые молодцы», «добры молодцы», «ясны соколы».

Казачьи песни можно разделить на 2 группы:

1.Песни о военной службе.

2. Песни на общеказачьи темы.

Песни о военной службе казаков не отличаются разнообразием образов и мотивов.  И это оправданно самой тематикой. Намного богаче  и интереснее представлена  группа песен на общеказачьи темы. Здесь можно выделить следующие  сюжеты:

а) песни об умирающем казаке («Ехали казаки домой», «Как во поле, полюшке ёлочка стоит», «Вы туманы  ли , туманушки», «Проезжалаконница» https://vk.com/im?sel=148272018&z=video148272018_456239074%2F61ff0d28211f9fc70b)

б) страдания матери по убитому сыну («Во Казани было дымно», «Казачья колыбельная»)

в) об уходе казака на службу («В путь дорожку дальнюю», «Не сокол летит в поднебесье»)

г) о тяготах военной  службы («Трудна, трудна казаченькам..», «Соберёмся мы, ребятушки», «Батальонный не зевает»)

д) строевые казачьи песни («Если хочешь быть военным», «Марш казачат», «Шли солдаты на войну», «Ой, весело жить», «Молодцам- казакам не о чем тужить», «Попурри казачьих песен» https://studio.youtube.com/video/JVldYs-zLv0/edit)

е) тоска по Родине ( «Сторона моя, сторонушка», «О чём задумался, служивый?»,)

ж) о патриотизме, о самоотверженном героизме  («За Уралом, за рекой», «Во саду дерево цветет», «Мы с тобой казаки», «Браво казаки»)

е) о возвращении со службы («Скакал казак через долину», «Ехали со службы казаки домой» и т.д. )

и) песни – письма с фронта («Любезный друг, тебя осведомляю», «Не плачь, моя мамаша», «Перепёлочка», «Ковыль-ковылёчек»)

Характеристика песен данного тематического цикла выражает чувства и настроения казаков,  переживания  и впечатления,  типические явления, эпизоды, и, попутно, отдельные  наиболее памятные события.

Историко- песенный репертуар   Южноуральских казаков учащиеся  нашей школы изучают в преподаваемом мною  объединении внеурочной деятельности  вокальном ансамбле «Казачок». Целью данного курса   является знакомство  с казачьей песней как средство  изучения культурных традиций казаков.

Интерес  к казачьей песне возник у меня ещё до того, как в школе был создан ансамбль казачьей песни, но  5 сентября 2016 года   можно считать стартом  развития казачьей  песни в нашей школе.

Несмотря на то, что в коллектив входят дети разного возраста,  их всех объединила общая идея – интерес к возрождению  и сохранению песенного творчества казаков.

В приобщении детей  к народной культуре казаков  большое место  занимают народные праздники и традиции, которые  помогают детям вступить  в фольклорный мир, формируют   представление  об обычаях и обрядах.

Поэтому фольклорная группа   является постоянным участником различных школьных мероприятий и концертов, празднований дат казачьего и народного календаря, участниками  и призёрами областных, всероссийских и международных конкурсов казачьей направленности.

Также дети регулярно принимают участие в народных праздниках, организованных  в нашем селе.

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях,

развивают творческие способности,  учат  бережному отношению к родному краю, своим предкам, истории народа.  Народные и казачьи праздники - это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

И огромную роль в этом играет народная казачья песня! В нашей школе  на праздниках она звучит в исполнении детей и учителей.

В проведении праздников по народному календарю  обыгрываются и казачьи обряды. Это очень нравится детям, в этом с удовольствием участвуют и взрослые. И здесь обязательно звучит задорная казачья песня, сопровождаемая удалой казачьей пляской!

 «Обряд багренья», https://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2020/04/01/obryad-yuzhnouralskih-kazakov-bagrene

«Праздник первых штанов», https://studio.youtube.com/video/A0C3NMm5vZw/edit

«Обряд с платком» https://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2020/04/01/obryad-yuzhnouralskih-kazakov-platok

Казачья  народная песня в школе является неотъемлемой и обязательной частью воспитательного процесса.

С её помощью дети приобщаются к духовному миру своих предков, проникаются любовью и уважением к народному песенному творчеству. Мы уже не представляем свою школьную жизнь без казачьей песни.

Она звучит и на уроках музыки, и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, народных праздниках и концертах.

В  2017 г  в школе был проведен фестиваль казачьей песни «Казачий край-земля Кизильская», в котором приняли участие все классы с первого по одиннадцатый. Все готовили или песню казачью, или обряд, игру или рассказывали о казачьей кухне, либо об одежде казаков. Цель фестиваля- продолжить изучение истории и традиций казачества через  знакомство с культурой  казаков, воспитывать уважение   к памяти  поколений.

В 2018 году в школе прошел фестиваль дружбы народов, целью которого было познакомиться не только с традициями и культурой казаков, но и тех народов, которые также проживают на территории нашего района. В этом же году школа приняла участие в районном фольклорном фестивале «Фолк без границ», где ребята стали лауреатами первой и второй степени, и были отмечены, как самые яркие номера всего праздника.

Ребята нашей школы настолько увлечены народной, казачьей песней, что создают  исследовательские проекты.

В.Петрушенко 7 кл Проект по музыке на тему" Природа родного края" (сценарий)

https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2020/03/25/proekt-po-muzyke-na-temu-priroda-rodnogo-kraya

А.Караулов 6кл Проект по музыке на тему «Русская народная музыка: направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»

https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2020/03/25/proekt-po-muzyke-na-temu-russkaya

М.Заслонова Детские научные исследования, проект "Моя Родина-село Кизильское"

https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2020/03/24/detskie-nauchnye-issledovaniya-proekt

Ребята также отправили свои проекты на конкурс международного образовательного портала «Солнечный свет» и стали победителями (1 место) международного конкурса.

Казачья народная песня – визитная карточка нашей фольклорной группы  в районных творческих конкурсах.  

Мы с гордостью можем утверждать, что наша школа, единственная в районе является не только исполнителем, но хранителем и пропагандистом народной казачьей песни. К нам обращаются представители культуры района

для представления района в разных мероприятиях и конкурсах,  связанных  с казачьими традициями и культурой, и просто, для участие во многих мероприятиях села.

Вокальный ансамбль «Казачок» сотрудничает также с Кизильским филиалом Верхнеуральского техникума: совместные межрайонные концерты кадетов техникума и наших «Казачков» -«Казачья удаль», казачьи игры, кулинарные состязания идут на пользу как «Казачатам», так и кадетам техникума.

Казачья песня звучала на благотворительных спектаклях Творческого союза молодежи «Феникс»: «Ради жизни на земле», «Во имя живых» в исполнении солистов «Казачка».Собранные средства на этих спектаклях были переданы нуждающимся детям с онкологией.

«Казачок» за свои четыре года смог покорить сцены не только районного масштаба, но и областного.

Областной фестиваль детских и молодежных казачьих коллективов «Казачьему роду нет переводу» (2017,2018 г.г)

Международный конкурс «Бажовский фестиваль»(2018 г).

Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные и казачьи  традиции, праздники.  У детей формируется  интерес к казачьей  песне, праздничной культуре, к истории своего народа.

Участвуя в мероприятиях и концертах,  дети  чувствуют себя носителями духовного наследия казаков и, несомненно,  будут передавать  свои знания  потомкам.

Использование культурно-исторического наследия казаков в дополнительном образовании школы позволяет формировать у учащихся уважительное отношение к традициям казаков, прививать интерес к изучению духовного наследия предков.

Народная песня - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Она помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.

Источник:

Авторская дополнительная общеобразовательная программа по приобщению детей к культурным традициям казаков Южного Урала с целью социализации личности:«Казачий край-земля Кизильская» Автор- Астафьева Ирина Александровна.