Проект "Традиции и обычаи русского народа"

Белёва Наталья Геннадьевна

Проект разработан для дополнительного образования детей и  направлен на повышение патриотизма, сохранения  нравственных устоев, преемственности поколений, на обогащение детей знаниями национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_i_obychai_russkogo_naroda.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Родионово- Несветайского района  «Дом детского творчества»

Ростовская область

Проект

  « Традиции и обычаи русского народа»

Выполнила  педагог  

дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна

2020 г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Срок реализации проекта  – 1  учебный год  (2020 – 2021 г.)

Гипотеза проекта.         

Использование педагогами ДДТ и родителями обучающихся средств и образов произведений устного народного творчества, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей и их социализации.

Проблема проекта: 

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, наша страна сейчас испытывает  проблемы в  воспитании подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения, обогатить детей знаниями национальной культуры. 

Актуальность проекта

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В частности в Законе «Об образовании» подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения Федеральным законом от 01.12.2007 № 09-ФЗ) (ст. 14, п,2). Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культурырусского народного творчестванародного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. А создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей в учреждениях дополнительного образования способствует единению педагогов, родителей и детей.

Инновационная направленность проекта. 

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей устойчивого интереса к русской народной культуре.

Цель проекта: Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

  Задачи проекта:

-Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

-Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

 -Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.

  -Раскрыть значение национальных традиций для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

  -Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

- Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Предполагаемый продукт проекта:

- итоговое мероприятие по проекту;

- выставка творческих работ детей;

 -презентация проекта;

- разработанные конспекты занятий с детьми, творческих мастерских .

Ожидаемые результаты реализации проекта.

 для детей:

 - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

 - формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; для педагогов:

 - совершенствование компетентности педагога в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

 - разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

 -  рост уровня информированности родителей о народных традициях и культуре;

-  активное участие родителей в жизни детского объединения;

 - активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

 Методы реализации проекта. 

1.Наглядно-действенный метод:

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, видео сюжетов;

 - проведение дидактических игр;

 - наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

 - экскурсии;

- проведение викторин, конкурсов, мастерских.

2. Словесно-образный метод

- чтение и обыгрывание литературных произведений;

 - загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

 - рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога;

- разбор житейских ситуаций.

3. Практический метод:

 - организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- изготовление кукол;

- организация постановки сказок, литературных произведений;

- организация творческих мастерских с родителями;

 - изготовление поделок.

Деятельность по духовно - нравственному воспитанию детей в ДДТ строится с  учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап – сентябрь.

• Диагностика;

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;

• Составление плана;

• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• Создание развивающей среды.

2. Основной этап (октябрь – май)

• Совместная деятельность с детьми;

• Участие в праздниках, обрядах;

• Участие в творческих конкурсах, мастерских;

• Просмотр презентаций, видеосюжетов по проекту.

3. Завершающий этап – (май – июнь)

• Диагностика;

• Презентация проекта. 

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Обеспечение материально-технических условий ;

 2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

 3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

 4. Подборка дидактических игр, разработка конспектов;

5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

 Месяц

Мероприятие

Год обучения

сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

1 и 2

Анкетирование родителей о традициях и обычаях.

1 и 2

октябрь

Мероприятие «В гостях у Василисы Премудрой». Приобщение детей к русскому фольклору. Слушание русских народных  песен. Знакомство с

 пословицами и поговорками русского народа.

1

«Земля Матушка и кормит и поит» Презентация о народных традициях и обычаях, о том как почитали Землю крестьяне. Знакомство с  народными праздниками.

2

ноябрь

Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка осенних творческих работ).

2

Мероприятие, посвящённое Дню матери «При солнышке – тепло, при матушке – добро».

1

декабрь

«Хлеб - всему голова». Знакомство с трудом хлебороба на Руси. Изготовление из соленого теста хлебобулочные изделий.

1

 Тематическое занятие «В январе что не день – то праздник». Знакомство детей с народными праздниками Новый год, Рождество, Святки, их историей и значением.

Изготовление поделок «Ангел», «Рождественские открытки».

2

январь

Тематическое занятие «Быт и ремесла». Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки». «Вместе с мамой» роспись кухонной лопаточки городецким узором.

1

 Проведение тематического занятия «Старинный сундучок».

2

февраль

Развлечение «Масленица к нам пришла».

Конкурс  на лучший рецепт блинов бабушек «В гости к бабушке на оладушки».

2

Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».

1

март

Тематическое занятие «Обрядовые игры и символы весны». Лепка птичек.

1

Творческая мастерская «Посиделки в горнице».  Изготовление куклы – оберега вместе с мамой.

2

Апрель

Инсценировка сказки «Пасхальная история». Конкурс «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

2

Оформление семейного коллажа «Наши праздники и традиции».

1

Май

Викторина «Преданья старины далёкой».

2

 Мероприятие «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Акция «Герои моей семьи»

1

Итоговое мероприятие «Русь-матушка». Выставка творческих работ детей по проекту.

1 и 2

Итоги проекта :

  •      Дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  •      У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры.
  •      Дети знакомы с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  •      Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  •      У детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  •       Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своём творчестве полученные знания о культурных традициях семьи.

Дальнейшие перспективы реализации:

1. Анализ результатов.

2. Продолжать работу, используя уже накопленный опыт.

 3. Тесное сотрудничество с родителями в целях приобщения детей к русскому народному творчеству.

 4. Показ проекта на педагогическом совете в мае.

Заключение Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалом добра и правды. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 Список литературы 

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 .Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2004.

 3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009

4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.

5. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «КрасикоПринт», 2004. –

6.  Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.

7. Поваров К.С. Миссия к детям: Формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного воспитания.- М.ИЭОЛГКО,2007

8. Харченко Т. Без прошлого нет будущего // Дошкольное воспитание.- 2008. - №2.

9. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

Интернет-ресурсы

- WWW.MAAM.RU

- WWW. ns portal

- Страна мастеров

Приложение №1. Анкета для родителей: «Традиции и обычаи русского народа»

1. Что, по-вашему, входит в понятие «традиции и обычаи русского народа»?

2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа?

3. Какие семейные традиции есть в вашей семье?

4. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

5. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

Приложение 2.  Анкета для детей «Традиции и обычаи русского народа».

 1. Можете ли Вы рассказать о традициях русского народа:

 - какими занимались ремёслами?

 - как сеяли хлеб? 

- какую на Руси носили одежду?

2. Какие вы  знаете русские  народные праздники?

3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

4. Какие традиции существуют в Вашей семье?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины? Какие вы знаете?

7. Поете ли вы русские народные песни в семье? Какие вы песни знаете?

8. Есть ли у вас старинные вещи прадедушек и прабабушек?

9. Какие народные игры вам известны? Играете ли вы в них дома?

10. Хотите ли вы узнать новое о  древнерусской культуре?