Проект "Традиции и обычаи русского народа"
Проект разработан для дополнительного образования детей и направлен на повышение патриотизма, сохранения нравственных устоев, преемственности поколений, на обогащение детей знаниями национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_traditsii_i_obychai_russkogo_naroda.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Родионово- Несветайского района «Дом детского творчества»
Ростовская область
Проект
« Традиции и обычаи русского народа»
Выполнила педагог
дополнительного образования
Белёва Наталья Геннадьевна
2020 г.
Тип проекта: информационно-творческий.
Срок реализации проекта – 1 учебный год (2020 – 2021 г.)
Гипотеза проекта.
Использование педагогами ДДТ и родителями обучающихся средств и образов произведений устного народного творчества, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей и их социализации.
Проблема проекта:
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, наша страна сейчас испытывает проблемы в воспитании подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения, обогатить детей знаниями национальной культуры.
Актуальность проекта
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В частности в Законе «Об образовании» подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения Федеральным законом от 01.12.2007 № 09-ФЗ) (ст. 14, п,2). Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. А создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей в учреждениях дополнительного образования способствует единению педагогов, родителей и детей.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей устойчивого интереса к русской народной культуре.
Цель проекта: Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
-Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
-Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
-Раскрыть значение национальных традиций для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
-Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
- Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Участники проекта: дети, педагог, родители.
Предполагаемый продукт проекта:
- итоговое мероприятие по проекту;
- выставка творческих работ детей;
-презентация проекта;
- разработанные конспекты занятий с детьми, творческих мастерских .
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; для педагогов:
- совершенствование компетентности педагога в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- рост уровня информированности родителей о народных традициях и культуре;
- активное участие родителей в жизни детского объединения;
- активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, видео сюжетов;
- проведение дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии;
- проведение викторин, конкурсов, мастерских.
2. Словесно-образный метод
- чтение и обыгрывание литературных произведений;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога;
- разбор житейских ситуаций.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- изготовление кукол;
- организация постановки сказок, литературных произведений;
- организация творческих мастерских с родителями;
- изготовление поделок.
Деятельность по духовно - нравственному воспитанию детей в ДДТ строится с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность.
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап – сентябрь.
• Диагностика;
• Определение цели и задач проекта;
• Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
• Составление плана;
• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• Создание развивающей среды.
2. Основной этап (октябрь – май)
• Совместная деятельность с детьми;
• Участие в праздниках, обрядах;
• Участие в творческих конкурсах, мастерских;
• Просмотр презентаций, видеосюжетов по проекту.
3. Завершающий этап – (май – июнь)
• Диагностика;
• Презентация проекта.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
1. Обеспечение материально-технических условий ;
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка дидактических игр, разработка конспектов;
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Календарный план реализации проекта.
Месяц | Мероприятие | Год обучения |
сентябрь | Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. | 1 и 2 |
Анкетирование родителей о традициях и обычаях. | 1 и 2 | |
октябрь | Мероприятие «В гостях у Василисы Премудрой». Приобщение детей к русскому фольклору. Слушание русских народных песен. Знакомство с пословицами и поговорками русского народа. | 1 |
«Земля Матушка и кормит и поит» Презентация о народных традициях и обычаях, о том как почитали Землю крестьяне. Знакомство с народными праздниками. | 2 | |
ноябрь | Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка осенних творческих работ). | 2 |
Мероприятие, посвящённое Дню матери «При солнышке – тепло, при матушке – добро». | 1 | |
декабрь | «Хлеб - всему голова». Знакомство с трудом хлебороба на Руси. Изготовление из соленого теста хлебобулочные изделий. | 1 |
Тематическое занятие «В январе что не день – то праздник». Знакомство детей с народными праздниками Новый год, Рождество, Святки, их историей и значением. Изготовление поделок «Ангел», «Рождественские открытки». | 2 | |
январь | Тематическое занятие «Быт и ремесла». Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки». «Вместе с мамой» роспись кухонной лопаточки городецким узором. | 1 |
Проведение тематического занятия «Старинный сундучок». | 2 | |
февраль | Развлечение «Масленица к нам пришла». Конкурс на лучший рецепт блинов бабушек «В гости к бабушке на оладушки». | 2 |
Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи». | 1 | |
март | Тематическое занятие «Обрядовые игры и символы весны». Лепка птичек. | 1 |
Творческая мастерская «Посиделки в горнице». Изготовление куклы – оберега вместе с мамой. | 2 | |
Апрель | Инсценировка сказки «Пасхальная история». Конкурс «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир». | 2 |
Оформление семейного коллажа «Наши праздники и традиции». | 1 | |
Май | Викторина «Преданья старины далёкой». | 2 |
Мероприятие «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Акция «Герои моей семьи» | 1 | |
Итоговое мероприятие «Русь-матушка». Выставка творческих работ детей по проекту. | 1 и 2 |
Итоги проекта :
- Дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры.
- Дети знакомы с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- У детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своём творчестве полученные знания о культурных традициях семьи.
Дальнейшие перспективы реализации:
1. Анализ результатов.
2. Продолжать работу, используя уже накопленный опыт.
3. Тесное сотрудничество с родителями в целях приобщения детей к русскому народному творчеству.
4. Показ проекта на педагогическом совете в мае.
Заключение Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалом добра и правды. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список литературы
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2 .Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2004.
3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009
4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.
5. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «КрасикоПринт», 2004. –
6. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.
7. Поваров К.С. Миссия к детям: Формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного воспитания.- М.ИЭОЛГКО,2007
8. Харченко Т. Без прошлого нет будущего // Дошкольное воспитание.- 2008. - №2.
9. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
Интернет-ресурсы
- WWW.MAAM.RU
- WWW. ns portal
- Страна мастеров
Приложение №1. Анкета для родителей: «Традиции и обычаи русского народа»
1. Что, по-вашему, входит в понятие «традиции и обычаи русского народа»?
2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа?
3. Какие семейные традиции есть в вашей семье?
4. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
5. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
Приложение 2. Анкета для детей «Традиции и обычаи русского народа».
1. Можете ли Вы рассказать о традициях русского народа:
- какими занимались ремёслами?
- как сеяли хлеб?
- какую на Руси носили одежду?
2. Какие вы знаете русские народные праздники?
3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
4. Какие традиции существуют в Вашей семье?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины? Какие вы знаете?
7. Поете ли вы русские народные песни в семье? Какие вы песни знаете?
8. Есть ли у вас старинные вещи прадедушек и прабабушек?
9. Какие народные игры вам известны? Играете ли вы в них дома?
10. Хотите ли вы узнать новое о древнерусской культуре?