Анализ деятельности ОДО (Оценка КАЧЕСТВА образования)

Суханова Елена Владимировна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление21.55 КБ
Office presentation icon сопровождение к выступлению929 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности ОДО (Оценка КАЧЕСТВА образования)

Свое выступление мне хотелось бы начать с того, что  работа в нашем структурном отделении строится с опорой на нормативные документы, а также с опорой  на Концепцию развития дополнительного образования детей до 2020 года. Концепция развития утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09. 2014 года .

 Одной из задач концепции является: разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных  интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений.

Построение личности и проектирование программ в нашем отделении строится с учетом ориентации на межпредметные и личностные результаты образования.

Ожидаемые результаты следующие:

-Охват не менее 75% детей от 7-17 лет

-Сформированность мотивации и обеспечение возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений.

-Создание условий и сформированность  компетенции для использования детьми ресурсов в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга.

В результате реализации Концепции будут обеспечены: повышение удовлетворенности детей и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой доп. Образования

Сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение  масштабов распространения в подростковой среде курения, формирования гражданской позиции и патриотизма.

Качество в Дополнительном образовании понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, которое приравнивается  к запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся. Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.

   Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в ОДО осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:

1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление, круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.

2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы.

3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.

4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.

В 2016-2017 учебном году в ОДО началась работа по разработке системы оценивания качества дополнительного образования, были разработаны основные критерии оценки качества образовательного процесса. Исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее важных моментов  в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учреждении – отслеживание результативности обучения детей и оценка качества.

Анализируя нашу деятельность мы поняли, что Видны были только ребята, которые достигли определенных высот в овладении каким-либо делом, принимавшие участие в выставках, соревнованиях и концертах, но это лишь часть наших воспитанников. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Как оценить качество их обучения? Исследовательская сторона возникшей проблемы определилась рядом вопросов по осуществлению оценки качества:

  1. что оценивать?
  2. какие аспекты оценивать?

К вопросу “что оценивать?” мы посредством анализа образовательного процесса выделили, на наш взгляд, то, что, требует особого внимания:

Деятельность всего Творческих объединений (структурных подразделений, педагогов);

деятельность обучающихся;

результаты работы ОДО;

 результаты педагогов;

достигнутые результаты обучающихся.

какие аспекты оценивать?

Во-первых по: временным этапам (месяц, четверть, год); далее

-По охвату детей;

- массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, выставки и т.п.);

-первенству в этих мероприятиях (лауреаты, призёры, победители и т.п.);

-научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению;

-материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагогов

Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать по сути инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.

1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление, круга проблем, противоречий, недостатков

2 этап – проективный: создание образовательной программы.

3 этап- целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.

4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.

В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная методическим советом  «Лицей «МОК №2», которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.

Для оценки деятельности результатов учащихся мы используем Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы


Данная разработка  позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной дополнительной образовательной программы, а  также предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности.

Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: §учебным(фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

§личностным(выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Методика «Педагогический дневник»

Данная форма диагностики может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, инструментальные классы и т.п.). Педагогический дневник представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств.

Разделы дневника могут учитывать специфику того или иного направления деятельности. Дневник наблюдений состоит из 4-х разделов:

  1. «Исходные данные»: краткая характеристика обучающегося на начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов.
  2. «Достижения в предметной области»: дважды в год фиксируются достижения обучающихся.
  3. «Творчество в саморазвитии»: расширение интересов, усилия по самообразованию.
  4. «Выводы и планы»: итоги работы за год и план сопровождения обучающегося в дальнейшем.

Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет) 

Процедура проведения:

Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.

Обработка результатов:

Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

 (демонстрация карты)

Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Педагог 3 раза в год проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка.

1) определение начального уровня учащихся (сентябрь);

2) промежуточный контроль (ноябрь, январь);

3) итоговый контроль (май).

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.

Таблица 1


Количество набранных баллов соответствует уровню: 
80-64 высокий уровень 
56-40 средний уровень 
39-0 низкий уровень 
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.

После заполнения диагностических карт, делается общий свод данных, сколько воспитанников с высоким, среднем и низким уровнем развития. И в соответствии с этим планируется работа на перспективу. 

Данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.

Отделение дополнительного образования несёт ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать. При рассмотрении качества решающее значение остается за потребителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МБОУ «Лицей «МОК №2» Г. Воронеж

Слайд 2

Методика «Педагогический дневник» « Исходные данные»: краткая характеристика обучающегося на начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов. « Достижения в предметной области »: дважды в год фиксируются достижения обучающихся. «Творчество в саморазвитии »: расширение интересов, усилия по самообразованию. «Выводы и планы»: итоги работы за год и план сопровождения обучающегося в дальнейшем.

Слайд 3

Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (указываете теоретические знания) Владение специальной терминологией (указываете примеры поВашей программе) Практическая подготовка : Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указываете конкретные умения и навыки) Творческие навыки (указываете их) Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога Умение выступать перед аудиторией Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Учебно-организационные умения и навыки:Умение организовать свое рабочее место Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Рациональное распределение времени, планирование работы Уровень

Слайд 4

1 Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога) 1 2 3 4 5 2 Знаю специальные термины, используемые на занятиях 1 2 3 4 5 3 Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности 1 2 3 4 5 4 Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог 1 2 3 4 5 5 Научился самостоятельно выполнять творческие задания 1 2 3 4 5 6 Умею воплощать свои творческие замыслы 1 2 3 4 5 7 Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях 1 2 3 4 5 8 Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач 1 2 3 4 5 9 Научился получать информацию из разных источников 1 2 3 4 5 10 Мои достижения в результате занятий 1 2 3 4 5

Слайд 5

По использованию методов диагностики была выявлена каждым педагогом дополнительного образования теоретическая подготовка и практическая подготовка ребенком. На начало учебного года (диагностика проведена выборочно) - пониженный уровень детей (начальный этап) 110 -средний уровень: 290 -высокий уровень: 196