Открытый урок по МХК в 9 классе. Тема урока: «Всякая душа празднику рада. Праздник Масленица».

Фомченко Елена Сабировна
«Всякая душа празднику рада. Праздник Масленица».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_mhk_v_9_klasse.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету                                                                                                                                          «Мировой художественной культуры» в 9 классе.                                                                                                                                           МБОУ Михайловской СОШ                                                                                                                                                         Учителя МХК Фомченко Е. С.                                                                                                                                                            Тема урока:                                                                                             «Всякая душа празднику рада. Праздник Масленица».

2015 – 2016 учебный год

Тема урока «Всякая душа празднику рада.  Праздник Масленица».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Вид учебной деятельности: беседа и лекция с использованием ИКТ.

Цели урока:

 систематизировать знания учащихся о своеобразии важнейших элементов традиционной народной культуры; о формировании духовного уклада жизни русского народа.

Задачи урока:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся посредством включения их в поисковую работу с использованием сети Интернет.
  2. Расширение образного ряда своеобразия художественной культуры Русского народа за счёт введения разных источников информации.
  3.  Ознакомление с особенностями  празднования древнего славянского  праздника «Масленица».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

       Интернет ресурсы.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей урока.
  3. Проверка знаний учащихся:

Что такое праздник? Что такое обряд? Какие различают праздники?

Ход урока:

Учитель:  «Всякая душа празднику рада». Именно так гласит русская пословица. Действительно, едва ли найдётся человек, не умеющий по- настоящему порадоваться, повеселиться во время праздника. Праздник – душа народа. Он издавна являлся неотъемлемой частью его духовной жизни. Вряд ли сегодня кто-нибудь сможет точно сказать, где и когда человек отметил свой первый праздник на Земле. Может, он был связан с удачной охотой на хищного зверя или победой над грозными силами природы? Но одно можно утверждать уверенно: человеку всегда было присуще желание отмечать то, или иное событие личной, семейной, трудовой или общественной жизни.                                                                  Обращение к учащимся: Так что же такое ребята, праздник?

Ученик: Праздник – важнейший элемент традиционной народной культуры. Отражая жизнь отдельного человека или общества в целом, праздник способствовал формированию духовного уклада жизни, становился важнейшим культурным достоянием народа. Он всегда способствовал объединению людей, помогал им преодолевать чувство одиночества, изолированности от общества, сплачивал все слои населения: от бедных и богатых до старых и малых.

Учитель: Ребята, а что лежит в основе многих праздников?

Ученик: В основе многих праздников лежит обряд – то есть совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа.

Учитель: А какие праздники с обрядами вы знаете?

Ученик: Среди праздников и обрядов различают религиозные, семейно-бытовые, календарные  и общественно-политические праздники.

Учитель: так вот ребята, вам уже многое известно о религиозных христианских праздниках Рождества, Крещения и Пасхи, а поэтому, сегодня мы обратимся к не менее популярному празднику древних славян празднованию «Масленицы».

     Просматривание презентации «Славянская Масленица».

Дополнительные сведения учеников (деятельность учащихся посредством включения их в поисковую работу с использованием сети Интернет).

Ученик: Масленица – самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник. Его история уходит корнями еще в дохристианскую Русь: главный ритуал Масленицы – сжигание соломенного чучела Зимы – отголосок языческих обрядов.

Сегодня Масленица – это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране мира не празднуют ничего подобного!

Сегодня в России Масленицу празднуют, как и в старину – с большим размахом, массовыми народными гуляниями, забавами и играми.

Учитель: Кто скажет, сколько дней празднуется этот праздник?

Ученик: Дни масленичной недели.                      

 Понедельник  – Встреча. По традиции в этот день свекра отправляли невестку к матери и отцу, к вечеру же сами наведывались к сватам в гости. Открывались ярмарки, качели, ледяные горки. В этот день принято испечь первый блин и отдать его нищему.

Вторник – Заигрыш. Во второй день масленичной недели родители девушки-невесты устраивали смотрины. Молодые люди катались с ледяных горок и угощались блинами.

Среда – Лакомки. Традиционно в этот день теща готовила блины и принимала в гости зятя, где последнему мазали голову маслом, «чтоб был ласковым и к жене так же примаслился». В домах накрывались пышные столы, на улицах разворачивались балаганы — временные, разборные торговые постройки.

Четверг – Разгуляй или Широкий четверг. День, в который начиналось празднование широкой Масленицы, крестьяне оставляли все работы, пеклось много блинов, начиналось всеобщее веселье и танцы, массовые катания с горок, кулачные бои и другие уличные забавы. Начинали катания девушки незамужние, следом замужние, а потом весь остальной народ. Во время катания девушки и парни могли целоваться при всем честном народе, не вызывая при этом нареканий.

Пятница – Тещины вечерки. На пятый день масленичной недели теща со всеми родственниками наносила ответный визит в дом зятя и угощалась блинами дочери.

Суббота – Золовкины посиделки. Невестки приглашали в гости родственников мужа и одаривали их подарками. Непременным угощением в этот день оставались блины.

Воскресенье – Проводы. Празднование масленицы завершалось массовыми гуляниями с прыжками через костер, песнями и плясками. Люди просили прощения друг и друга, на площади сжигали чучело зимы, пепел которого развеивался по полям.

Ученик: Главная участница масленицы – большая соломенная кукла по имени Масленица. Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.  Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили сковороду, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали в припрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые.

Ученик: Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время Масленицу сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!

Учитель: На Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный характер  ( в XVIII - начале XIX веков). Главным событием масленицы являлась скачка, и джигитовка к которым готовились задолго до их проведения. С наступлением первого дня масленицы со всей станицы собирались к назначенному месту наездники на лошадях, украшенных дорогой сбруей. Устраивались  скачки на выявление самой быстрой и резвой стрельбы по мишени, скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Победитель получал коня со всей сбруей, пришедший вторым - несколько аршин сукна и парчи, третий - сафьян и стремена. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались "штурмом" в последний день масленицы. Деятельное участие в праздновании масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек.

Итог  урока.

Учитель: Ребята, что являлось символом Масленицы?

Ученик: Символом  Масленицы, конечно же, были блины. Круглые, румяные с традиционной начинкой – красной икрой, квашеной капустой, грибами, вареньем. Отведать на морозе вкуснейших обжигающих блинов ни с чем несравнимое удовольствие, после которого самое время окунуться в настоящий водоворот масленичных забав: на санях кататься, лепить снежный дом или хороводы водить. Словом, веселись, сколь душе угодно, ведь на следующий день начинается Великий Пост, в который по христианским обычаям веселиться и чревоугодничать уже нельзя.

Учитель: так давайте, и мы отведаем это уникальное кушанье и угостим наших гостей.

Ученики угощают гостей блинами.

Звучит русская народная песня о Масленице.