КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1 Интегрированное занятие развивающего характера (инклюзив) «Волшебные времена года: Осень и Зима»

Правило Елена Юрьевна

Занятие проведено в рамках социально-значимого проекта «СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ НАДЕЖДЫ». Это совместный долгосрочный проект творческих обьединений "Театр песни "Ассоль" (педагог - Правило Е.Ю.) и "Клуба Родник" (педагог - Рогачева М.А.), предусматривающий в возможность сотрудничества с другими творческими объединениями МБУДО ЦРТДЮ г.о. Краснознаменск МО, коллективами и организациями города и района. 

Цель проекта: социализация и развитие детей Особой заботы, а также воспитание толерантности  у подрастающего поколения в условиях учреждения дополнительного образования посредством вовлечения их в активную, совместно организованную деятельность. Начало реализации - 11.03.16 г. (2015-2016 уч.г.) Руководитель проекта  - Правило Е.Ю, педагоги дополнительного образования - Рогачева М.А., Степанова Т.А., Фисунова Е.Н.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1 Интегрированное занятие развивающего характера (инклюзив)  «Волшебные времена года: Осень и Зима»

Цель занятия: повторение и закрепление признаков времен года, социализация детей Особой заботы и воспитание толерантности у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_inklyuzivnogo_zanyatiya_no1_2016-2017.docx341.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1

Интегрированное занятие развивающего характера

(инклюзив)

«Волшебные времена года: Осень и Зима»

  1. г.

Занятие проведено в рамках социально-значимого проекта «СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ НАДЕЖДЫ». Это совместный долгосрочный проект творческих обьединений "Театр песни "Ассоль" (педагог - Правило Е.Ю.) и "Клуба Родник" (педагог - Рогачева М.А.), предусматривающий в возможность сотрудничества с другими творческими объединениями МБУДО ЦРТДЮ г.о. Краснознаменск МО, коллективами и организациями города и района. 

Цель проекта: социализация и развитие детей Особой заботы, а также воспитание толерантности  у подрастающего поколения в условиях учреждения дополнительного образования посредством вовлечения их в активную, совместно организованную деятельность. Начало реализации - 11.03.16 г. (2015-2016 уч.г.) 

Руководитель проекта  - Правило Е.Ю. 

(Ответственные – педагоги дополнительного образования - Рогачева М.А., Степанова Т.А., Фисунова Е.Н.)

Цель занятия: повторение и закрепление признаков времен года, социализация детей Особой заботы и воспитание толерантности у подрастающего поколения.

Задачи занятия:

  1. повторение и закрепление признаков времен года;
  2. познакомить с известными картинами и музыкальными произведениями по теме занятия;
  3. научить рисовать в технике «пальчиковое рисование»;
  4. развитие чувства характера музыкальных произведений, умения двигаться и играть на простейших музыкальных инструментах, соответственно музыке;
  5. развитие мелкой моторики,
  6. развитие речи и кругозора;
  7. развитие логического мышления;
  8. социализация детей Особой заботы;
  9. воспитание толерантности у подрастающего поколения.

ПЛАН занятия:

  1. Загадка «Времена года», плакат «Времена года».
  2. Стихотворение «Листопад» (Е.Труневой) – Овчаренко Анна.
  3. Танец-импровизация в ролевых «шапочка-листочках»: «Вальс осенних листочков».
  4. Стихотворение «Почему деревья зимой раздеваются»  (В. Орлов) – Горбовские Александр и Даниил.
  5. Практическое задание (на развитие речи и кругозора)  «Смотрим картины русских художников и находим признаки осени: «Болото в лесу. Осень» (Федор Васильев).
  6. Практическое задание:  коллективный рисунок «Осенний пейзаж» в технике «пальчиковое рисование» и слушание музыки «Ноябрь. На тройке» (П.И. Чайковский).
  7. Игра (музыкальная): «Солнышко и дождик».
  8. Игра (на развитие речи): «Подбери и вставь нужные слова: «Помоги зверям подготовиться к зиме!».
  9. Игра (тренинг): «Подарок от Осени: листочки пожеланий!».
  10. Слушание музыки: Песня «Что такое лужа?» - ансамбль младшей группы (+ подарок «Кораблик»)
  11. Игра (пальчиковая на развитие речи): «Собираем осенние листья».
  12. Стихотворение «Осенний светофор» (Лариса Шишкина) – Ершова Анастасия.
  13. Практическая задание (на развитие логики): «Пазлы: Светофор».
  14. Практическое задание (на развитие речи и кругозора):  «Смотрим картины русских художников и находим признаки зимы, названия зимних месяцев: «Русская зима» (Л. Бродская).
  15. Практическое задание (на развитие музыкальности и кругозора): Слушаем песню и играем на музыкальных инструментах (бубенцы):  Песня «Три белых коня» - Глушко Арина.
  16. Практическое задание: Аппликация «Деревья осенью и зимой» (наряжаем дерево в листочки и снежинки), выставка «Аллея дружбы», подводим итоги.
  17. Слушание музыки, танец-хоровод: песня «Большой хоровод»  - Бунякина Соня.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Дидактический материал:
  1. Иллюстрация «Времена года».
  2. Репродукция картины русского художника-живописца «Болото в лесу. Осень» (Федор Васильев).
  3. Репродукция картины русского художника-живописца «Русская зима» (Л. Бродская).
  4. Иллюстрации «Деревья краснеют сверху» (2).
  5. Ролевые шапочки «Осенние листочки».
  6. Пазлы «Светофор».
  7. Конверт «Письмо от Осени», «Листочки пожеланий».
  8. Поделка-подарок «Кораблик».
  9. Готовые поделки для аппликации «листочки и снежинки».
  • Материальное обеспечение:
  1. Магнитная доска.
  2. Мольберт – 3 шт.
  3. Ватман – 2 шт.
  4. Лист формата А3.
  5. Гуашь.
  6. Емкость с водой.
  7. Тряпочки для вытирания рук.
  8. Компьютер.
  9. Музыкальная аппаратура для прослушивания музыки, исполнения песен.
  10. Микрофон.
  11. Flesh-носитель с фонограммами (CD-диск).
  12. Музыкальные инструменты: бубенцы (большие и малые).
  13. Клеенка для выполнения аппликации.
  14. Скотч двусторонний.
  15. Клей-карандаш.
  16. Бумага белая и цветная.
  17. Ножницы.
  18. Картон.
  19. Кнопки.
  20. Магниты.

Ход занятия

Елена Юрьевна

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы снова собрались вместе, чтобы все вместе дружно и весело провести время, а заодно вспомнить и узнать много интересного.  Наше занятие сегодня называется «Волшебные времена года: Осень и Зима».

Марина Александровна

И начнем мы уже традиционно – с загадки:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

                                    (времена года)

  • А какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
  • Сколько их? (4)
  • Какое время года сейчас? (осень) 
  • А какое скоро наступит? (зима).

Правильно, на эти вопросы ответы вы знаете…  А вот почему же Осень и Зиму называют «Волшебницами» мы разберемся с вами сегодня вместе…

Елена Юрьевна

Совсем недавно мы радовались теплому лету…  Но, на легких рыжих лапах незаметно подкралась волшебница-Осень, украсила аллеи и парки нашего города Краснознаменска ярким ковром из разноцветных листьев.

Обучающаяся (Овчаренко Анна):

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.

              (Евгения Трутнева) 

Елена Юрьевна

        Давайте представим, что мы и есть те самые красивые разноцветные листочки, и покружимся в вальсе под пение холодного осеннего ветра.

(Ребята, наденьте на себя шапочки с листочками,

которые подготовили ребята «Клуба «Родник» вместе с Мариной Александровной. )

1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (музыкальное):

          «Вальс осенних листочков» (движение под музыку – импровизация в ролевых шапочках-листьях) – ТРЕК № 1 (1 мин)

Обучающиеся (Горбовские Александр и Даниил):

-   Почему к зиме деревья
   Раздеваются кругом?
-   А деревьям тоже нужно
   Раздеваться перед сном!
                         (В. Орлов)

Елена Юрьевна

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком сне идет речь? (зимнем) Правильно, скоро зима и природа готовится к холодам. А какие еще признаки наступления осени вы знаете еще? Я вам помогу - мы посмотрим репродукцию картины «Болото в лесу. Осень» известного русского художника Федора Васильева, который при помощи красок и кисти смог изобразить это прекрасное время года.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (беседа):  «Признаки осени»                                                                                      (2 мин)

  • Увядание природы (листья на деревьях желтеют и опадают, цветы и травы засыхают).
  • Похолодание, частые дожди, лужи, первый снег, заморозки.
  • Дни короче – ночи длиннее.
  • Звери и птицы к зиме готовятся.
  • Люди одеваются теплее. 
  • Люди убирают урожай на полях, на огородах, в садах.

Все верно!

Скажу вам по секрету, что художники рисуют не только кистью, рисовать можно всем чем угодно. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать осень, но без кисточек… Кисточками будут наши пальчики!

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (рисование + слушание музыки фоном):

         «Осенний пейзаж» (коллективный рисунок на ватмане в технике «пальчиковое рисование»)                           (5 мин)

            ТРЕК № 1 (фон) –

            «Времена года: Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковский - ТРЕК №  2      (3,20 мин)

(Дети моют руки от краски – 2 мин., работу отворачивают от зрителей, сохраняя интригу к концу занятия…)

Елена Юрьевна

Какие вы молодцы, так красиво, дружно и быстро нарисовали целую картину! Давайте оставим ее Центру творчества на память.

Осень любили изображать не только художники и поэты, но и музыканты. И, когда вы рисовали, звучала прекрасная музыка русского композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года», а называется она «Ноябрь. На тройке».        

Осенью часто солнечная погода сменяется дождливой. И мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется «Солнышко и Дождик». Я думаю, что она вам понравится! Ваша задача – внимательно слушать музыку:

  • веселая, подвижная музыка – значит, светит солнышко, хорошая погода, идем гулять (танцуем, прыгаем, веселимся);
  • стало грустно – значит, дождик льет из туч и нам нужно бежать домой или спрятаться под зонтик (приседаем на корточки и «прячемся от дождика в домик»).

4. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «Солнышко и дождик» – ТРЕК № 3                                                                         (1 мин)

Марина Александровна

        Немного утомились, поэтому давайте немного посидим-отдохнем. Ах! Совсем позабыла!  На прошлой неделе пришло нам письмо, и от кого бы вы думали? От волшебницы-Осени. Она просит нас о помощи (!)

          ТРЕК № 1 (фон) – «Колдовство» – ТРЕК № 4                                                                        

Здравствуйте, милые и добрые мои друзья! Злая Баба-Яга заранее начала проказничать, знает, что скоро Новый год! Заколдовала всех зверей, и они совсем позабыли о приближении холодов. Хочет, чтобы все они замерзли и не пришли к нам на праздничную ёлку. Помогите им всем вспомнить, как нужно подготовиться к зиме!

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (развитие речи):   «Письмо от волшебницы-Осени»                                        (3 мин)

Итак, что нужно сделать…. (?) - (3 мин)

hello_html_437a0cf8.png

            ТРЕК № 1 (фон) – «Звери расколдованы!» – ТРЕК № 5                                                                        

Ура! Задание выполнено! Звери спасены! В благодарность Осень прислала вам свои осенние «Листочки с пожеланиями». (дети листочки оставляют себе) И на радостях таких давайте послушаем интересную песню, которую подготовили ребята творческого объединения «Театр песни «Ассоль» - «Что такое лужа!».

6. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:  Песня «Что такое лужа?» - ТРЕК № 6                                                                     (3,15 мин)

Елена Юрьевна

Посмотрите-ка, как много веселых игр можно придумать осенью, например, «запускать» кораблики в лужу или собирать в букет красивые листья. От нашего коллектива, для хорошего настроения, мы дарим ребятам «Клуба «Родник» кораблик, который своими руками сделала наша обучающаяся – Екатерина Ковалева. Может быть, когда-нибудь он, благодаря вам, тоже отправится в дальнее плавание!?

        И предлагаем поиграть в еще одну «Осеннюю» игру, в которой снова главными героями станут наши веселые пальчики!

7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (развитие речи):   Пальчиковая игра «Собираем осенние листья».          (1 мин)

(1 педагог – читает, 2 педагог – показывает)

Раз, два, три, четыре, пять -
(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать:
(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба  мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(разгибают все пальчики по очереди и показывают «букет» разжатых )

(Н. Нищева)


                                                                                     

Марина Александровна

Отлично, все справились! Какая затейница Осень!

А ведь она еще Красавица и Умница! Её красивый наряд не прост! Он красив, он обладает волшебной силой (!), он - Главный светофор для всех нас: и для людей, и для животных. Зачем, к примеру, на улицах нашего города стоят и мигают светофоры? (предупреждают об опасности на дорогах)

Вот и Осень  предупреждает нас, подает  сигналы людям и животным, что лето прошло  и пора готовиться к зиме, к холодам!

Обучающийся (Ершова Анастасия):

Летят с деревьев листики
Осеннею порой:
Зелёный, красный, жёлтенький
Кружат над головой...

Ложатся на дорожку
Словно ковёр цветной
Зелёный, красный, жёлтенький
Янтарный, золотой!

Я из листов, опавших,
Построю на подбор
Зелёный, жёлтый, красненький -
Осенний светофор!

                    («Осенний светофор» Лариса Шишкина)



Марина Александровна

Зеленый цвет листьев в начале осени, как и свет светофора на дороге, говорит: Пока еще все хорошо! Переживать не о чем: в лесу много ягод и грибов, в садах и огородах созревают фрукты и овощи, солнышко светит ярко и всех согревает.

          Желтый цвет, как и свет светофора на дороге, говорит: Внимание: у погоды скоро перемены!

Красный цвет, как и свет светофора на дороге, говорит: Опасность! Холода! (При понижении температуры воздуха листья краснеют, опадают, и дерево готовится ко сну)

Елена Юрьевна

Давайте проверим, знаете ли вы, как выглядит светофор! Сложите-ка, картинку!

8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (логическое):   Пазлы «Светофор».                                                            (2 мин)

Марина Александровна

  • Красный  - сверху
  • Желтый - посередине
  • Зеленый – внизу

Посмотрите, Красный цвет светофора - выше всех (!), чтобы его далеко можно было увидеть, он предупреждает об опасности.

У деревьев листья тоже (!) краснеют сверху вниз. Чтобы мы как можно раньше увидели изменения и подготовились к наступлению зимы. (показ иллюстраций на компьютере – 2)

9. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (беседа):  «Признаки зимы»                                                                                      (2 мин)

  • Сейчас ноябрь, казалось бы, еще осень, но что мы видим на улице? (листья давно опали и кругом лежит снег)
  • А ноябрь, какой по  счету у Осени месяц? (3-ий, последний)
  • Сколько всего у нее месяцев? Назовите… (3: сентябрь, октябрь, ноябрь). Верно!
  • Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)
  • Сколько зимних месяцев вы знаете? (3: январь, февраль, март) 

Елена Юрьевна

Зима – любимое время года Деда Мороза, а Декабрь, Январь и Февраль – это имена его белогривых лошадей, на которых он  приезжает к нам в гости.

Приближение саней Деда Мороза всегда слышно издалека (!), потому что каждая лошадь украшена волшебными бубенцами, такими как здесь (показываются шумовые музыкальные инструменты: бубенцы малые и большие) 

Вот как раз сейчас мы послушаем песню, которая так и называется «Три белых коня»! И «изобразим» нашими бубенцами звучание саней Деда Мороза!

(детям раздаются музыкальные инструменты, и предлагается поиграть на них во время звучания песни по очереди друг за другом)

10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Слушаем песню и играем на музыкальных инструментах (бубенцы):  Песня  

                                                                      «Три белых коня» - ТРЕК №  7                                                                  (2,33 мин)

Марина Александровна

         3 белых коня  - это символ 3-х зимних месяцев. У каждого времени года и у осени, и у зимы, у весны и у лета - по 3 волшебных месяца. Каждое время года по-своему особенно и прекрасно! Каждое из них выполняют свою волшебную задачу!

        Сегодня мы говорили только о 2-х временах года: Осени и Зиме. Назовите, пожалуйста, в чем же главное волшебство и предназначение каждой из них?

  • Осень – волшебство: красивый наряд….;

                предназначение: предупреждает (!) и подготавливает людей, животных и природу к холодам, «ко сну».

  • Зима – волшебство: серебристый блестящий наряд, узоры на стекле, красивые снежинки, время подарков и Деда Мороза….;

                предназначение: дает природе отдохнуть, выспаться к весне, чтобы с новыми силами летом растить новые  

            плоды и радоваться жизни!

Елена Юрьевна 

Посмотрите на  деревья, мы подготовили для вас2 заготовки, здесь нарисованы только стволы.  (2 заготовки: стволы деревьев нарисованы на ватмане) И они выглядят  очень грустно…. Ведь нам известно, что Осень и Зима, замечательные художницы! И в этом искусстве мы им сейчас поможем!

Давайте их украсим их своими поделками «листочками и снежинками» и порадуем друг друга этой красотой:

  • на одном наклеим яркие осенние листочки, подготовленные «Клубом «Родник» на занятии с Еленой Николаевной,
  • а на другом – красивые резные снежинки, которые ребята «Театра песни «Ассоль» сделали дома со своими родителями.

11. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (художественное творчество):   Аппликация «Деревья осенью и зимой»,

                                                                                                                               Выставка «Аллея дружбы».                 (3 мин)

Марина Александровна

Смотрите, как красиво получается! Осень и Зима, подружки-сестрички, всегда рядом! А «Клуб «Родник» и «Театр песни «Ассоль» - всегда вместе! 

А теперь давайте соберем все наши работы… Посмотрите, получилась целая выставка «Аллея дружбы»:

  • 1 дерево (Клуб «Родник»);
  • 1 дерево («Театр песни «Ассоль»);
  • 1 дерево (коллективная работа).

Елена Юрьевна

Времена года сменяются «кругом - друг за другом».  На смену осени всегда будет приходить зима, после «Вальса осенней листвы» зазвучит музыка «Новогодних хороводов».  И за Зимой снова наступят весна и лето!

Елена Юрьевна

И этот «хоровод Времен года» не закончится никогда! Хоровод объединяет не только 4 времени года в «круг», он объединяет и людей в любое время года! Держась за руки в хороводе, люди становятся единым целым!

Марина Александровна

Хоровод – это дружба, хоровод – это радость!!!  И счастья становится БОЛЬШЕ!

Песенка, которую мы сейчас услышим, называется «Большой хоровод». И пусть он еще не новогодний, но, важно Главное, то, что мы чувствуем сердцем: хорошее настроение и радость от общения с друзьями!

12. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, танец-хоровод:  Песня «Большой хоровод»   - ТРЕК № 8                                (3,20 мин)

Елена Юрьевна

Наше сегодняшнее занятие было очень плодотворным, со всеми заданиями мы дружно справились.

Скажите, интересно вам было?

На этой позитивной нотке мы не прощаемся с вами, а говорим «До свидания»!

Наша следующая встреча состоится в январе. Но, что вас ожидает – это пока секрет!

Всего хорошего!

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

  1. УБРАТЬ ПАРТЫ к стене
  2. РАССТАВИТЬ СТУЛЬЯ ПОЛУКРУГОМ
  3. ПРИНЕСТИ:
  • 3 мольберта,
  • стулья,
  • удлинители,
  • бубенцы (большие и малые),
  • «кораблик»,
  • ведро с водой, тряпочки для рук.
  1. УСТАНОВИТЬ и развернуть/набросить ткань:
  • мольберты (приколоть заготовки кнопками к мольбертам - 3 ствола дерева для рисования и аппликаций),
  • магнитную доску (плакат «Времена года»)
  1. УСТАНОВИТЬ КОМПЬЮТЕР
  2. УСТАНОВИТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ АППАРАТУРУ, МИКРОФОН, ФЛЕШ-карту (проверить готовность к работе)
  3. ПОДГОТОВИТЬ СЕКУНДОМЕР.
  4. СОБРАТЬ КАНЦЕЛЯРСКУЮ КОРЗИНУ:
  • кнопки,
  • ножницы,
  • клей-карандаш,
  • краски.
  1. РАЗЛОЖИТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
  • «шапочки-листочки»,
  • репродукции картин,
  • «Письмо Осени»,
  • поделка «Кораблик»,
  • пазлы «Светофор»,
  • музыкальные инструменты «бубенцы» (большие и малые),
  • поделки «Листочки» и «Снежинки» (отдельно).
  1.  ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ ДЕТЕЙ по пальчиковому рисованию/ и аппликации…

3 лист:

  1. Плакат «Времена года»

4 лист:

  1. Ролевые шапочки «Листочки»
  2. Музыкальное произведение: «Вальс осенних листочков»
  3. Репродукция картины «Болото в лесу. Осень» (Федор Васильев).

5 лист:  (СЕКУНДОМЕР !)

  1. Мольберт (1) для рисования, заготовка «ствол дерева» (А3)
  2. Гуашь (дети рисуют 1 пальчиком и одной краской)… - «точечное» прикосновение
  3. Ведро с водой (для мытья рук)
  4. Тряпочки для рук
  5. Музыкальный файл: «Ноябрь. На тройке» (П.И. Чайковский)
  6. Музыкальный файл: музыкальная игра «Солнышко и дождик»

6 лист: (СЕКУНДОМЕР !)

  1. «Письмо от Осени»
  2. Музыкальный файл (фон): «Колдовство» - ТРЕК №
  3. Музыкальный файл (фон): «Звери расколдованы!» - ТРЕК №
  4. «Осенние листочки с пожеланиями»
  5. Музыкальный файл: песня «Что такое лужа?»

        

7 лист:

  1. Поделка «Кораблик»

8 лист:

  1. Пазлы «Светофор»

9 лист:

  1. Репродукция картины «Русская зима» (Л. Бродская).
  2. Музыкальные инструменты: «бубенцы» (большие и малые)
  3. Музыкальный файл: песня «Три белых коня»

10 лист:  (СЕКУНДОМЕР !)

  1. Мольберт для рисования (2), заготовки на ватмане «ствол дерева» (2)
  2. Поделки: «листики» и «снежинки»
  3. Клей-карандаш
  4. Двусторонний скотч
  5. Ножницы

 

11 лист:

  1. Музыкальный файл: песня «Большой хоровод»