«Этнопедагогика адыгов как метод формирования патриотического мировоззрения у подрастающего поколения»

Яхутль Жана Сальбиевна

Этнопедагогика о народных традициях патриотического воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnopedagogika_adygov.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Теучежский район»                                                    муниципальное бюджетное образовательное учреждение                          «Средняя общеобразовательная школа №8» а. Нешукай

             Тема: «Этнопедагогика адыгов как метод формирования  

             патриотического мировоззрения у подрастающего поколения»

               Направление: Этнопедагогика о народных традициях  

                патриотического воспитания детей.

                                  Работа учителя общественных дисциплин Яхутль Ж.С.

                    Адрес: Теучежский р-н, а. Нешукай, ул. Октябрьская, 9

                    Тел. 8-953-080-59-04

     С изменением социально-экономических условий менялись и меняются нормы и правила взаимоотношений человека и общества, взаимоотношений между людьми и каждой личности к самому себе. Рост возможностей человечества, который особенно стал  заметен в наступившем веке, часто просто мешает духовному и моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей  благами в то же время несет в себе массу негативных проявлений: разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое другое.  Особенно велико воздействие негативных сторон экономического прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто являются проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные  вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно.  Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными.

    Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Она определяет качества  человека и мобилизует его на труд во имя народа, укрепление морально-политического могущества своего государства, на сохранение народного достояния, природы и окружающей среды.

    Патриотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, уважительном отношении к атрибутам своего государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответственности перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами. Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны,  для всех народов нашей  страны. Но  в нашей республике  они  имеют особое значение.   Причины  особой актуальности национального воспитания  подрастающего поколения  кроются в непростой исторической судьбе адыгского народа, который,  смог выстоять в столетней войне.

   Здесь необходимо заметить, что и  XX век не стал исключением в истории нашей малой  Родины и  был столь же  щедр на “удары ”, в результате которых процесс утраты народности, национального сознания и исторического наследия продолжался.

   Сегодня адыги имеют гармоничное стечение исторических обстоятельств,  для того, чтобы создать на национальном историческом фундаменте в мощной и свободной демократической стране цивилизованную жизнь для своих граждан. У нас есть,  объективная возможность покончить с  эпохой беспрерывных войн,  на нашей территории,  победить голод, холод и нищету, которые преследовали наш народ на протяжении веков.

   Кроме того, гуманизация образования и воспитания, которая предусматривает обращение к личности ребенка, имеет целью научить его жить, развиваться среди людей. В этой связи формирование гражданственности – интегрального качества человека, которое характеризует его взаимоотношения с государством – нужно рассматривать как необходимый этап в развитии полноценной личности. С другой стороны, проблемы формирования гражданина в условиях новых социальных и политических реалий становится объективным требованием современного гражданина. Это объясняется рядом причин, важнейшими из которых являются то, что республика стала  как самостоятельным субъектом  в составе Российского государства, что возможно при активном участии граждан в государственных делах. Кроме того, по мере создания в республике правового государства, роль формирования гражданских качеств подростков возрастает.  Поэтому необходимо  воспитать граждан, считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и выполнении законов. Еще одной причиной является задача построения гражданского общества в нашей стране, для решения которой необходимо выработка новой гражданской культуры у подрастающего поколения.

   Следовательно, для национальной системы воспитания возрождение национального самосознания  народа является одной из важнейших задач. Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином своего Отечества.  Надо только понимать, что чувство национального самосознания, которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с другими народами.

    Более того, осмысление исторического прошлого своего народа должно способствовать тому, что адыгский  народ сможет почувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.

    Национальное самосознание складывается из осознания человеком своего  этногенеза, то есть из знания происхождения своего народа.

    Гораздо важнее, как мне  кажется, привить подрастающему поколению чувство того, что до нас жили на родной земле сотни поколений соотечественников. Они исследовали вечные вопросы бытия, находили и проверяли  практикой их решение, выдвигали новые идеи, приближая тем самым сегодняшний день.  Отсюда  должна прийти любовь к родному краю, к его истории и культуре.

    К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной культуры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому изучение народного искусства является базой, мерилом искусства настоящего, современного. Народное искусство — это историческая память. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, печалями, радостями и обязательно в стремлении к искусству. В сказочной поэзии подростки и старшеклассники видят яркие, запоминающиеся образы и картины из жизни народа, его морально-этические устремления, жизненную мудрость, объяснение явлений природы, часто загадочных, своеобразие обычаев, традиций. Но,  пожалуй, самое главное — это учение  добру, красоте, нравственности, идеалам, народной мудрости — то, что воспитывает, формирует добрые чувства, поступки.

    Говоря о традициях, об их роли в воспитании подрастающего поколения, нельзя недооценить роль традиционной   этнопедагогики.  Этнопедагогика, как известно,  была связана с ремеслом, обучением детей бытовым, трудовым, агротехническим навыкам и умениям, медицинским, метеорологическим, ботаническим и математическим знаниям, передача которых осуществлялась от отца сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.  Происходило обучение конкретным трудовым операциям, а также навыкам использования народных погодных примет, наблюдений за развитием растений, животных, определения сроков сбора грибов, ягод, орехов.

     Этнопедагогика  может эффективно влиять на формирование у школьников патриотического сознания и культуры межнациональных отношений в том случае, если она используются целенаправленно, системно в общем комплексе учебно-воспитательной работы, в постоянной, систематической совместной работе школы, семьи и общественности, при продуманном накоплении положительного опыта и его распространении. 

    Использование  традиций народной педагогики, при воспитании патриотического мировоззрения  возможно с помощью организации воспитательной работы на основе народно-обрядового цикла  народа. Особенностями такой работы является сам характер традиционных народных праздников, во время проведения которого все присутствующие не разделяются на участников и  зрителей, но напротив, все являются участниками действа. Кроме того, во время подготовки к проведению подобного рода мероприятий  возможно сочетание  изучения элементов народного творчества: песен, танцев,  так и новаторства в рамках традиционного канона.

  Широкое применение в процессе воспитания национального самосознания подрастающего поколения может найти, библиотечная работа по изучению истории, культуры, обрядов. Так, в последнее время широкое распространение получили исторические викторины, конкурсы и т.д.   Мы изучаем историю, общество, право. Участвуем  в  различных конкурсах, встречах.  Возможность участвовать и выступать  в них наравне с участниками  дает  ребятам чувство гордости за свою страну,  родину, за свой родной аул. Тем самым этнопедагогика способствует воспитанию патриотического самосознания  обучающихся.  

   Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность, вызывают проявление национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. Мы должны объяснить учащимся, что  истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация, как известно, есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории, экономических связей, культуры, языка, традиций и обычаев народов. Поэтому определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть националистический подход к патриотизму.  Такой подход ущербен не только для самой личности, но и для общества: в условиях многонациональной страны может привести не к объединению интересов людей, а к разъединению, противопоставлению.  Идеальная ситуация, когда специфическое, национальное развивается в гармонии с интернациональным, на его основе.

   Для того чтобы добиться этого,  необходимо,  нам,  учителям, классным руководителям поддерживать и развивать этнопедагогику, использовать НРК на всех уроках и во всех звеньях, так как это способствует объединению различных национальностей, воспитывает чувство любви к своей Родине. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств, определяющих отношение человека к своей этнической общности. Поэтому наряду и одновременно с патриотическим воспитанием следует прививать учащимся общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление к интернациональным связям и дружбе между народами.

   Подводя итог проведенной работе,  я должна заметить следующее. Задача формирования у учащихся патриотического самосознания  в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации.  Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством,  не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией  от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях. В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья педагогической системы. Классный руководитель, педагог предметник, на чьи плечи традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является  важным звеном в деле формирования патриотического самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.