Социальная деятельность учащихся посредством художественного творчества

Статья о реализации модели социального взаимодействия отдела художественного творчества ДТДиМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_tvorchestvo_uchashchihsya_statya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная деятельность учащихся посредством

художественного творчества

В основе социального творчества учащихся отдела художественного воспитания ГБУ ДО Дворца творчества детей и молодежи лежит художественно – творческая деятельность, реализующаяся через предметы различной эстетической направленности: музыку, танец, театр, изобразительное искусство, приобщение к которым формирует личностно-ценностное отношение к искусству; развивает художественно-образное мышление, способность к эмпатии и творческой самореализации; создает в сознании учащихся представление о единой художественной картине мира, формирует опыт эстетических переживаний.  Многообразие искусств, представленных в отделе, и высокие результаты обучения позволили наладить сотрудничество с многими образовательными, социальными, общественными и культурными учреждениями района и города: общеобразовательными школами Колпинского района, ГБУ Детской городской больницей №22, ГБУ «Комплексным центром социального обслуживания населения Колпинского района», ГБУ «Центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района «Поддержка», общественной организацией Колпинского района Советом ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, ГБПОУ "Санкт-Петербургском музыкальным училищем имени Н.А. Римского-Корсакова", оркестром русских народных инструментов «Перезвоны».

Реализацию художественно-творческих способностей и навыков учащихся в рамках кластерной модели социального взаимодействия можно определить, как социально–культурное творчество, которое Галеева Л. И. и Турханова Р. И. видят как «…процесс повышения мастерства, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия» [3, с.2]. Важное значение в процессе социального взаимодействия приобретают мотивы социального творчества. Мотивы социально–культурного творчества детей Ермолаева-Томина Л. Б.  видит в «потребности в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индивидуального смысла своего существования в социуме, а также своего статуса, который определяется количеством влияний, оказываемых на других». [4, c.15] 

Учащиеся отдела художественного воспитания ГБУ ДО Дворца творчества детей и молодежи - активные участники различных программ и проектов, реализуемых с социальными партнерами. Участие в таких проектах и мероприятиях предоставляет детям опыт конструктивного творческого поведения в процессе общения с внешней социальной средой, вследствие чего они сами становятся объектами ее влияния. Дети приобретают возможность получения информации от ее непосредственных носителей, возможность целостно оценивать окружающий мир и себя в нем, достигать новых личностных результатов. Поэтому, можно сделать вывод о том, что в процессе творческой самореализации детей и подростков средствами художественно–творческой деятельности происходит их социокультурное развитие.

Для успешного социально–культурного развития учащихся в отделе художественного воспитания ведется целенаправленная работа по разработке программ, проектов, мероприятий, реализуемых в рамках кластерной модели социального партнерства.

Среди наиболее значимых программ сетевого взаимодействия Дворца творчества, направленных на социально-культурное развитие младших школьников, можно отметить программу «В мире прекрасного», разработанную по принципу детской филармонии. Программа состоит из девяти ежемесячных модулей, знакомящих детей с определенным этапом развития отечественного и зарубежного искусства, с ярчайшими представителями Российской и мировой культуры.

Девиз программы: «Дети – детям». В нем заключена его уникальность, так как большинство артистов, участвующих в ее реализации - учащиеся Дворца творчества, которые совместно с педагогами создают концертные номера, соответствующие тематике мероприятий.

Первая встреча переносит зрителей к культурным истокам – народному творчеству. Дети становятся участниками театрализованного концерта «Емелины забавы», где знакомятся с народными традициями, костюмами, музыкальными инструментами, песнями, танцами, играми.

Следующий этап – это композиторская музыка. Ребята узнают биографии и музыкальные произведения виднейших представителей Российской и зарубежной музыки: М. И. Глинки, Н. А. Римского - Корсакова, А. П. Бородина, Ф. Шопена, Р. Шумана и другими, знакомятся с музыкальными жанрами.

О слиянии таких видов искусств как музыка и литература ребята узнают в ходе творческой мастерской «Спасите сказку». Они становятся свидетелями второго рождения в музыке известных литературных произведений: «Золотой петушок» А. С. Пушкина, «Щелкунчик» Т. Гофмана, «Золушка» Ш. Перро, «Снегурочка» А. Островского. Ребята смотрят отрывки из опер и балетов, написанных на основе этих произведений Н. А. Римским – Корсаковым, П. И. Чайковским, С. С. Прокофьевым.

Синтез изобразительного и музыкального искусства происходит в творческих мастерских «Музыка и живопись», в основе которых положены циклы музыкальных пьес П. И. Чайковского «Времена года», М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», К. Сен-Санса «Карнавал животных». В ходе этих встреч дети знакомятся с биографиями композиторов и художников, слушают музыкальные произведения, рисующие образы природы, животных или сказочных героев, затем переносят свои музыкальные впечатления на бумагу, изображая запомнившийся образ или настроение. Итогом таких встреч всегда является импровизированная выставка детских работ.

В заключении программы дети посещают арт-час «Театр и мы», где становятся свидетелями слияния многих видов искусств: музыки, живописи, театра, литературы. В ходе встречи в увлекательной форме они знакомятся с театрами Санкт – Петербурга, получают возможность заглянуть в них и увидеть фрагменты программных спектаклей в исполнении учащихся различных коллективов Дворца творчества. Всё мероприятие сопровождается видеопроекциями, превращающее его в современное и завораживающее действие: на экране появляется волшебная карта, сказочная книга, говорящее зеркало и многое другое.

В контексте социокультурного развития детей младшего школьного возраста реализация данной сетевой программы в Колпинском районе решает важные задачи формирования социально-значимых личностных качеств как у учащихся Дворца творчества, так и у школьников общеобразовательных школ: инициативности, целеустремленности, самостоятельности, коммуникабельности, гуманности, духовности; создает пространство для социального взаимодействия на основе взаимоуважения и сотрудничества.

Следующим важным направлением социального взаимодействия отдела художественного воспитания Дворца творчества в рамках кластерной модели социального партнерства является реализация мероприятий по сотрудничеству с учреждениями здравоохранения и социальной направленности: ГБУ Детской городской больницей №22, ГБУ «Комплексным центром социального обслуживания населения Колпинского района», ГБУ «Центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района «Поддержка». В качестве форм взаимодействия используются концерты–поздравления, приуроченные к различным праздничным дням, музыкальные гостиные, творческие встречи. Реализация такого рода программ способствует личностному становлению учащихся, воспитывает в детях гуманистические чувства: способность к сопереживанию, состраданию, готовность к взаимопомощи в преодолении кризисных ситуаций.

В формировании основ патриотического самосознания подрастающего поколения важное значение имеет взаимодействие отдела художественного воспитания с общественной организацией Колпинского района Советом ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Совместная реализация проекта «Мы – будущее России!» включает уроки мужества, поздравительные концерты, объединяющие учащихся и заслуженных представителей организации ветеранов. Это общение позволяет налаживать межпоколенные связи, передавать опыт старшего поколения младшему, воспитывать патриотизм и ответственное отношение к судьбе родной страны.

Для профессионального самоопределения учащихся отдела художественного воспитания важное значение имеет творческое взаимодействие с профессиональными сообществами музыкантов – учащимися ГБПОУ "Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова", и оркестром русских народных инструментов «Перезвоны». Проведение совместных концертных программ в стенах Дворца, стало уже доброй традицией, объединяющей творческим сотрудничеством учащихся, профессиональных музыкантов, педагогов и родителей детей.

В заключении следует отметить, что художественно–творческая деятельность, лежащая в основе кластерной модели социального партнерства отдела художественного воспитания Дворца творчества и различных социальных, образовательных и культурных организаций становится эффективным инструментом формирования единой образовательной среды района, направленной на развитие социального творчества детей, их личностного и социально–культурного развития.