Конспект воспитательного мероприятия "Моя родословная"

Белёва Наталья Геннадьевна

воспитательное мероприятие в системе дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodoslovnaya.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Ростовская область слобода Родионово - Несветайская

Конспект  воспитательного занятия

Тема: "Моя семья. Моя родословная"

Разработал  педагог

 дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна

2020  год.

Цели:

  • Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.
  • Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
  • Учить составлять первую ступень родословного древа.
  • Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи: - познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся 

Материал: генеалогическое дерево семьи, альбомы с семейными фотографиями, рисунки на тему «Моя семья», песня «Что такое счастье».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему «Моя семья», составление родословного дерева.

Ход урока:

1.Психологический настрой.

-Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбки. Прислонитесь друг другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг другу? (Тепло).

2.Сообщение темы урока. Постановка задачи. Формулировка целей.

-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем- то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот тему сегодняшнего урока узнаете, разгадав ребус (на листе зашифровано слово «семья» -7я.) 

- Вы догадались, о чём мы поведём разговор? Правильно, о семье.

И не случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7я. Раньше на Руси говорили: семья - это 7я, то есть в семье семь человек, живущих в одном доме. Слайд №2)

По словарю Ожегова семья- это группа живущих вместе близких родственников. (Слайд №3)

Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (слайд 4) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться.
(Слайд 5)Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

-Символом семьи является ромашка, а символом любви и верности- лебедь. Пусть они каждому из вас, каждой семье принесут мир, счастье, любовь и согласие. (Слайд №6, 7)

--Ребята, расскажите, что означает для вас слово семья? (дети читают стихи)

1. Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,)

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Семья – это много домашней работы.

Но счастливо жить одному невозможно!

2. Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули.                                

Папа, мамочка и я

Это вся моя семья.

3.Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

4.Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,

Полно надежд и добра.

5.Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.          

Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.        

6.Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-

Вместе дружная семья!

7.Семья – это слово родное!

Сколько в нём света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными,

За все их заслуги, за все их дела!

3. «Тайна имени»

-Семья – это действительно самое важное в жизни человека. С первых секунд рождения маленький человечек уже находится в семье. В семье рождается малыш.

В семье- новый человек, он приносит много радости, счастье своим близким, и вместе с тем волнение и тревогу за себя . Первое, что дают ему близкие- это его имя. (Слайд №8)

-Нам родители дали не зря имена,

Чтобы крепла, росла, умножалась семья.

Чтобы в доме звучал детский радостный смех,

Чтобы знали и помнили старших мы всех.

-Имя сопровождает человека на протяжении всей жизни, значение имени играет немаловажную роль. Еще с древних времен замечено мудрецами сильная взаимосвязь созвучности имени и влияние его на судьбу человека. Узнав тайну имени, человек становится свободным, он учится познавать себя и окружающих его людей. Давайте попробуем раскрыть тайну ваших имён.

(Выступления детей о значении своих имен )

- Да, ребята, у вас очень красивые имена и родители не ошиблись с выбором имени. А что такое отчество? Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

4. «Моя фамилия»

-Ребята, в семье у каждого члена семьи свое имя, а что общее есть у каждого члена семьи? (ответы детей- фамилия). (Слайд №9)

В минуту рождения каждый- фамилию свою от родителей получает. Фамилии— интереснейшая часть нашего языка и культуры. История их возникновения имеет протяжённость в несколько столетий, в фамилиях отразились реалии, как многовековой давности, так и начала XX века.

(Один из детей читает стихотворение)

Семья – это гордое слово

С ним каждый с детства знаком.

Семья  – это наши фамилии

И гордость, что в ней мы живём.

-Ребята, расскажите, как появились ваши фамилии.

(О происхождении своих фамилий рассказывают несколько детей)

-Да, действительно, большинство наших фамилии произошли от имен наших предков, дедушек или прадедушек по мужской линии.

-Ребята, достойно несите свою фамилию, чтобы передать ее внукам и правнукам и тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я- представитель большого семейного рода! Я- представитель самой благородной фамилии!»

5.»Моя родословная».

-Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? -С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». (Слайд 10).

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 11). Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Рассмотрите их. Это деревья, где листочки – это ваши бабушки, дедушки, мама, папа, и конечно же, самые главные листочки в вашей семье – это вы, дети(Слайд 12).. Посмотрите, какие красивые, разные, яркие деревья у вас получились, у каждого своё – особенное.. Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнать о своих предках, о своих корнях, составлять свою родословную. Эта традиция возвращается в семьи. Вместе с родителями вы тоже составили свое родословное дерево, узнали свои корни.

  Каждый из вас может гордиться своим генеалогическим древом!.

- Итак, ребята, что такое родословная? (несколько поколений одного рода)

Выступления детей, показ презентации «Моя родословная» в презентации

– Вы очень многое можете рассказать о своей семье. Но чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой, как должны относиться друг к другу члены семьи, каких качеств нужно придерживаться? Наверное, есть какие - то секреты? Давайте мы их раскроем вместе с вами! У нас на доске карточки – схема отношений, которые должны быть в семье. Карточки отношений мы уже придумали вместе с вами .Каждое нужно вспомнить и назвать:

1. Понимание

2. Любовь

3. Уважение

4. Доверие

5. Доброта

6. Забота

7. Помощь

8. Дружба

ВЫВОД: Для того, чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой, нужно стремиться к таким отношениям, как понимание, дружба, забота, любовь, уважение, доброта, доверие.

Слайд  13- Детям предлагается выбрать слова, характеризующие их семью и объяснить, почему они так считают: "Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» 

6. Игра «Кто кому кто?»

- Так скажите, кого называют родственниками? (Ответы детей: бабушек, дедушек, маму, папу, сестру, брата).

- Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что же означает слово «род»? (Ответы детей). Род - все родственники, которые имеют общего предка.

- Род - одна большая семья. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Давайте поиграем с вами в игру «Кто кому кто?»

–ты кто для мамы? (дочь), кто называет тебя сыном? (папа), ты кто для бабушки? (внучка), у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка), у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя), у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

7. «В пословицах- душа народа». (Слайд №20)

-В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Каждый стремится помочь другому. Такой семье не страшны никакие неприятности. О таких семьях народ сложил пословицы.

В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

  • Согласную семью и горе не берёт.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • В семье и каша гуще.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В своем доме и стены помогают.
  • В семье любовь да совет, там и горя нет
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Добрая семья прибавит разума-ума.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • Согласная семья - самая счастливая.
  • Мой дом - моя крепость;
  • Дома и стены помогают;
  • Семья в куче - не страшна туча;
  • Семья ладом полна;
  • Лучше мамы друга не сыщешь;
  • Золото, серебро не стареют, отец, мать - цены не имеют.

8. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

9. Семейные реликвии.

-Во многих семьях есть вещи, к которым относятся бережно многие годы, долго хранят их и передают  из поколения в поколение.  Это семейные реликвии. (Слайд №22)

Реликвии хранят, окружают их вниманием и почетом. В каждом доме есть фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты.

-Ребята, я знаю, что и ваших семьях есть вещи, к которым ваши родители, ваши предки относятся бережно, хранят их  и передают  из поколения в поколение. Такое трепетное отношение к ним говорит об уважении, о чувстве гордости за прошлое поколение.

На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях. (Приложение № 2)

-Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Пусть через много лет и ваши дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

9.Итог занятия.

-Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья! Семья– это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

10.Рефлексия.

-Ребята, подошло к концу наше занятие, перед вами лежат лепестки ромашек, если вам наше занятие понравилось- розовые, синие- не понравился, прикрепите их к доске пожалуйста.

Я вижу, занятие вам понравилось, и мне было приятно с вами работать, спасибо всем за хорошую работу. Давайте, ребята, вместе с гостями в память о наших родителях, споем песню «Родительский дом».

-Я вам желаю всем, чтобы в ваших семьях никогда не погас очаг любви, тепла и счастья!

Приложение 1. Составление генеалогического древа детьми детского объединения "Художественное творчество"