Значение репертуара хореографического коллектива в воспитании детей. Из опыта работы.

Шургина Светлана Сергеевна

В этой публикации я представляю обобщение моего опыта работы по формированию репертуара хореографического коллектива и его значении в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_repertuara_opyt.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги», - это высказывание Антона Семёновича Макаренко. В этом и многом другом я с ним абсолютно согласна. Работая педагогом дополнительного образования, вопросы воспитания в своём хореографическом коллективе я ставлю на первое место.

 

Несомненно, искусство танца развивает ребёнка физически, воспитывает в нём дисциплину, аккуратность, целеустремлённость, трудолюбие, но ещё оно несёт огромное духовно - нравственное значение. Посредством чего? Посредством репертура. Что такое репертуар? Это лицо коллектива, это то, ради чего, собственно, дети и приходят в объединения, кружки, секции и клубы хореографической направленности. Можно быть очень подтянутым, иметь отличную технику, но быть при этом «пустым», с «ровным» лицом, безразличным взглядом и натянутой улыбкой. Да, молодец, выучил материал, но не вложил туда свои эмоции и чувства. Своими постановками я стараюсь воспитывать в детях такие чувства и качества как: любовь, доброта, уважение, сострадание, нежность, уверенность, ответственность, чувство юмора…

С появление в нашей жизни всевозможных гаджетов, люди стали меньше общаться офлайн (вне сети). Вспомните, сколько у вас друзей в реальной жизни и сколько в виртуальной? Значительно меньше. Мы можем просматривать и лайкать фото друг друга, поздравлять с праздниками, используя различные смайлики, но при этом, встретившись на улице, даже не поздороваться. И у наших детей это тоже очень распространено. Они даже ругаться умудряются в чатах, а в школе зачастую замалчивают свои обиды, тревоги и переживания, вместо того, чтобы выговориться и решить вопрос «на месте».

Работа в коллективе подразумевает общение, близкий контакт, обмен эмоциями, настроением. Здесь не обойтись без взаимопонимания и поддержки. Бывает, что дети не хотят держаться за руки в танце, выполнять движения в паре или группе. Приходится искать подходы, объяснять, что, например, именно «букет» из ваших трёх «цветочков» будет выглядеть гармонично, ярко и выразительно. И дети настраиваются, танцуют, держатся за руки и получают удовольствие от того, что у них вместе получилось воплотить на сцене замысел хореографа.

Я очень хочу, чтобы дети искренне любили и гордились своей малой Родиной, своей страной и имели возможность сказать об этом через прекрасное искусство танца. Каждая постановка – это маленькая история, маленький рассказ, который нужно донести до зрителя. Но, чтобы зритель понял то, что мы хотим сказать, в первую очередь, мы сами должны это понимать. И вот здесь очень важны танцевальная лексика, рисунок, сюжет танца, эмоциональность и чувственность артиста. Почему в танце делается именно такой поворот? Почему руки резко поднимаются, а потом плавно опускаются? Почему сейчас нужно быстро и очень энергично бежать, а потом резко прыгнуть и, опустившись на пол, свернуться в «клубок»? Я всегда готова объяснить и обосновать каждое движение, каждую комбинацию. И я делаю это в процессе постановки снова и снова, пока не дойдёт до каждого.

Перед каждой новой постановкой я провожу предварительную работу: мы слушаем музыкальный материал, разбираем текст, изучаем историю создания композиции. Например: танец «Эх, дороги». Я говорю детям: «Много пройдено солдатами дорог, а сколько ещё предстоит пройти? Кончаются силы, ноют раны, погибают товарищи, а они идут. Жители страны трудятся на заводах без сна и отдыха, не доедают, не досыпают, отдают для фронта всё, и даже больше. И это тоже их дорога, дорога их жизни, по которой нужно идти из последних сил».

Я читаю детям отрывок «Летописи» Роберта Рождественского:

Ой, пришла беда в землю отчую!
Похваляяся, шли враги на Русь.
И таким большим было их число,
Что его пока не придумали.
Были реки от крови красным-красны,
Было небо от дыма черным-черно,
Громче грома был храп чужих коней,
Блеск чужих мечей - ярче молнии.
От беды такой стены трескались.
От беды такой гнулись звонницы.
И колокола наземь рушились,
Будто головы с богатырских плеч.

Шли дожди в тот год из каленых стрел.
Из горючих слез все ручьи текли.
Не рождались в тот год птицы певчие,
А рождались одни только вороны...
Поднялась Земля супротив беды,
Супротив врага-погубителя.
Вперекор врагу поднялся народ,
Грянул смертный бой нескончаемый!
Даже мертвые оживали вновь,
Выходили они из сырых могил,
Чтоб живым помочь в битве яростной,
Чтобы вновь принять смерть за Родину!

А кто слабым был - сильным стал тогда.
А кто сильным был - стал еще сильней.
 И кричали враги потрясенные:
"Может, русские заколдованы?!
Их сожжешь огнем, а они живут!
Их пронзишь стрелой, а они живут!
Их убьешь сто раз, а они живут!
А они живут и сражаются!.."


Я вижу, как выпрямляются детские спины, как горят глаза, и весь процесс наполняется глубоким смыслом и правдой. Межпредметные связи на занятиях хореографией применяются очень широко. Дети получают сведения о музыке, литературе, истории, географии, физике, анатомии и др.

Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Вот ещё один способ «понять» и «вникнуть». Все мы в детстве читали вслух. Мой 16-летний сын до сих пор это делает, говорит, что так он лучше понимает. Согласитесь, что когда хочется чётко понять или запомнить что-то, мы проговариваем это вслух. Не у всех получается проговорить. Именно поэтому мы стали писать сочинения-рассуждения (средние и старшие группы) на тему постановки. Прошу детей описать всё, что они исполнили и выразили в танце. Потом я читаю им их сочинения (не называя автора), и они их с удовольствием и интересом слушают. Приведу два примера:

  1. Сочинение на тему хореографической постановки «Весна»

«Растут цветочки, тает снег, просыпается весна. Радуются люди, каждая из нас пытается показать, что весна начинается. Весна! Весна! Поют птички, мы улыбаемся, каждое движение показывает разное действие весны. Наши костюмы похожи на бабочек, но этот танец показывает разные эмоции. Волна – это как переход с начала весны до тёплой, светлой весенней радости. В прыжках мы как капельки. Движения на полу похожи на маленькие росточки, которые только-только увидели свет. Каждый человек видит весну по-разному, но мы её изобразили именно так. Конец танца похож на весеннюю радость. Мы показали, что весь мир радуется весне. Птицы прилетели, наступила Весна!»

                    Виктория, 14 лет (орфография и пунктуация автора сохранены)

  1. Сочинение на тему хореографической постановки «Ветер перемен»

«Танец «Ветер перемен» показывает непостоянство жизни, её вечное движение. В танце мы используем как плавные, так и  резкие движения, что помогает усилить значение переменчивости судьбы. Некоторые танцевальные движения более спокойные и медленные, а некоторые – оживлённые и быстрые. Это показывает темп и внезапность событий в жизни человека. Начало и конец танца связаны между собой. Во всяком случае, жизнь возвращается на круги своя, всё встаёт на свои места. Этим танцем мы показали, что жизнь, какой бы она не была изменчивой и необычной, циклична. Это можно связать с началом и концом жизненного пути человека – рождение и смертью. Танец «Ветер перемен» - способ показать собственный путь человека от начала до конца со всеми внезапностями и поворотами судьбы».

                         София, 16 лет (орфография и пунктуация автора сохранена)

Ежегодно в репертуаре объединения есть постановки, в которых принимают участие дети из разных возрастных групп. Мне нравятся такие номера, детям тоже. Вспомните, как вы смотрели в своём детстве на старшеклассников – здесь то же самое. Старшим очень нравится быть примером, они с радостью делятся своим опытом, а малыши его перенимают. Я рада, что потом ребята начинают общаться не только внутри объединения, но и  за его пределами.

«Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым» - говорил Макаренко. Это сто процентов так! Совместные праздники, экскурсии, походы, выступления на различных мероприятиях, участие в  конкурсах и фестивалях приносят детям массу эмоций и впечатлений, дарят тёплое общение, объединяют.

«В гости к бабушке», «Музыка дождя», «Ветер перемен», «Колыбельная», «С чего начинается Родина?», «Весна», «Первая любовь», Кружева», «Рождение утра», «На одной волне», «Малыши-карандаши» и все другие постановки нашего коллектива, как и подготовка к ним, конечно, имеют очень большое значение в воспитании не только самих исполнителей, но и других детей – наших зрителей. Мне очень важно то, что транслируют мои дети со сцены. И я буду делать всё от меня зависящее, чтобы сеять в них доброе, чистое, светлое! Среди моих воспитанников сегодня уже есть дети моих первых учеников, и это очень дорого для меня! Желающих заниматься в объединении с каждым годом становится больше и в этом значительную роль играет наш репертуар.

Список литературы и  интернет-ресурсов:

  1. https://iknigi.net/avtor-robert-rozhdestvenskiy/82366-sobranie-stihotvoreniy-pesen-i-poem-v-odnom-tome-robert-rozhdestvenskiy/read/page-21.html

  1. https://burido.ru/942-tsitaty-makarenko