Программа кружка "Школьный театр"
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_teatr.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 города Чебоксары»
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №27» г. Чебоксары
_______________Л.М.Жукова
«___»________________2015 г.
Рабочая образовательная программа
«Театральный кружок»
на 2015-2016 учебный год
Разработала:
Михеева Ольга Геннадьевна
Михайлова Светлана Владимировна
Возраст детей 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Чебоксары 2015
Пояснительная записка
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…
Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства
Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся
Задачи:
- Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
- Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
- Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
- Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
Организационные условия реализации программы
Программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 11-13 лет. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:
- принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
- принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)
- принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)
- принцип коллективизма ( способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
- принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- групповые
- игровые
- индивидуальное и проблемное обучение
- педагогика сотрудничества
Реализации этих технологий помогают следующие формы:
- Теоретические и практические занятия
- Индивидуальные, групповые, коллективные
- Театральные игры
- Беседы
- Тренинги
- Экскурсии в театр
- Спектакли
- Праздники
Методы:
- Репродуктивный
- Иллюстративный
- Проблемный
- Эвристический
- Наблюдение
- Упражнение
- Поощрение
- Объяснение
- Личный пример
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный центр
- Музыкальная фонотека
- МД и СД– диски
- Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
- Элементы костюмов для создания образов
- Сценический грим
Ожидаемые результаты
К концу года занятий обучающиеся:
Имеют понятие:
- О театре и его видах
- Об элементарных технических средствах сцены
- Об оформлении сцены
- О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеют:
- Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
- Образно мыслить
- Концентрировать внимание
- Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретают навыки:
- Общения с партнером
- Элементарного актёрского мастерства
- Образного восприятия окружающего мира
- Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- Коллективного творчества
Учебно – тематический план «Школьный театр»
№ | Количество часов | Тема |
1 | 6 | Основы театральной культуры |
2 | 14 | Культура и техника речи |
3 | 10 | Ритмопластика |
4 | 37 | Театральная игра |
Итого 68 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата | Содержание |
1 | 02.09 | Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности |
Основы театральной культуры (6 часов) | ||
2 | 07.09 | Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства |
3 | 09.09 | Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» |
4 | 14.09 | Оформление и технические средства сцены |
5 | 16.09 | Культура поведения на сцене и в зрительном зале |
6-7 | 21.09 23.09 | Экскурсия в театр. Просмотр видеоспектакля «Красная Шапочка». «Золотой ключик» |
Культура и техника речи ( 14 часов) | ||
8 | 28.09 | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Упражнения «Дышим правильно», «Паровоз» |
9 | 30.09 | Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице» |
10 | 05.10 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Игра «Сочини анонимку! |
11 | 07.10 | Работа над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку» |
12 | Работа над дикцией. Игры «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву» | |
13 | Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!» | |
14 | Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму» | |
15 | 26 | Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки» |
16 | 28.10 | Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн» |
17 | Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик» | |
18 | Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Фестиваль одной песни» | |
19 | Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры» | |
20 | Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели» | |
21 | Работа над образом. Игра «Войди в образ». | |
Ритмопластика ( 10 часов) | ||
22 | Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение» | |
23 | Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь» | |
24 | Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. | |
25 | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма | |
26 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало» | |
27 | Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества». | |
28 | Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер» | |
29 | Обыгрывание элементов костюмов. Игра «Войди в образ» | |
30 | Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители» | |
31 | Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости | |
Театральная игра ( 37 часов) | ||
32 | Знакомство со сценарием сказки "Золотой ключик" (По мотивам сказки А.Толстого) Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. | |
33 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки. | |
34 | Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. | |
35-36 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. | |
37-38 | Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. | |
39 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. | |
40 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. | |
41 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. | |
42-43 | Индивидуальная подготовка главных исполнителей | |
44 | Подбор музыки. Разучивание песен и танцев | |
45-47 | Коллективное изготовление декораций, костюмов. | |
48 | Отработка сцены №1 спектакля. | |
49 | Отработка сцены №2 спектакля. | |
50-51 | Отработка сцены №3 спектакля. | |
52-53 | Отработка сцены №4 спектакля. | |
54-55 | Отработка сцены №5 спектакля. | |
56-57 | Отработка сцены №6 спектакля. | |
57-58 | Отработка сцены №7 спектакля. | |
60-61 | Отработка сцены №8 спектакля. | |
62-63 | Репетиция спектакля | |
64-65 | Генеральная репетиция. Оформление сцены. | |
66 | Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления | |
67 | Премьера спектакля | |
68 | Праздник первого спектакля. Анализ выступления. |
Использованная литература
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.