ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДЕБЮТ»

Копылова Ольга Валерьевна

Направленность программы   «Дебют» - художественная и духовно— нравственная. В процессе обучения и практической театральной деятельности, основанных на произведениях устного народного творчества и литературе русских, советских классиков у обучающихся развивается эстетический вкус, формируются нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debyut.doc570.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"

(МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

от 31. 08.2018г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом директора МБУ ДО ИЦТ

от 31.08.18  № 116 - од

Директор МБУ ДО ИЦТ        Дубинина Н.М.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ДЕБЮТ»

Возраст детей: 9 - 11 лет Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Копылова Ольга Валерьевна,

педагог дополнительного образования

гп. Игрим, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.............................................................................

3

Учебно-тематический план………………...............................................

15

Содержание программы …………………………………………………

18

Методическое обеспечение………………………………………………. ………………………………………………….программы…………………………………...

23

Материально-техническое обеспечение.....................................................

28

Список  литературы......................................................................................

30

Приложения ………………………………………………………………

32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Дебют» реализует художественное направление. В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, развитие художественного воображения - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее ярким видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями (Л.С. Выготский).

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
  • Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008).
  • Концепция развития дополнительного образования детей ХМАО-Югра на период до 2020 года.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Мин. Образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242)

Отличительной   особенностью   данной   программы        является   синтез   типовых программ по театральному искусству и современных образовательных технологий.


Театр - это особый мир искусства, названный А. С. Пушкиным «волшебным краем», где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать актерские способности, но и с детского возраста прививать любовь к театру как к искусству. В процессе обучения актерскому мастерству у учащихся развиваются основные психофизические функции: фантазию, воображение, внимание, речь, память, всех видов детского творчества. Повышают интеллектуальный уровень, воспитывают культуру поведения.

Театр объединяет многие виды искусства, он дает возможность обучающимся, кроме театральной специфики (интонация, жест, слово, пластика) заняться танцем, музыкой, изобразительным искусством, бутафорией, гримом.

Данная программа дает возможность воспитывать не только исполнительскую, но и зрительскую культуру. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно - образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Итогом театральной деятельности является спектакль — коллективное сочинение педагога и детей, с которым они участвуют в мероприятиях, концертах образовательного учреждения.

Направленность программы        «Дебют» - художественная и духовно

— нравственная. В процессе обучения и практической театральной деятельности, основанных на произведениях устного народного творчества и литературе русских, советских классиков у обучающихся развивается эстетический вкус, формируются нравственные качества. Полученные знания, умения, навыки позволяют маленьким артистам, исходя из специфики театра, преодолеть психологический барьер, развить творческую индивидуальность, способность выражать эмоционально мысль, ставить перед собой и выполнять поставленные цели и задачи.

Программа не ставит целью воспитать из каждого участника театральной группы будущего знаменитого актера, но дает ему основу для дальнейшего эстетического и духовного воспитания. Большинство учащихся мечтают принять участие в самых разных спектаклях. И данная программа дает возможность каждому заявить о себе окружающим, попробовать  на  что  он  способен,  реализовать  свой  творческий  потенциал,  приобрести


новых друзей и сыграть свою первую, пусть маленькую роль, которая поможет в будущем сыграть самую главную роль в своей жизни.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Социализация в самом общем ее определении - это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей.

Таким образом, социализация – это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в обществе. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • научаться чувствовать и понимать других людей;
  • приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
  • увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.


Принципами и основными идеями, на которых строится программа - воспитание глубокого уважения к СЛОВУ, нетленным источникам русской и мировой литературы, великому, яркому и многогранному русскому языку.

Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа учащимися с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.

Отличительными особенностями и новизной программы является системно- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащегося средствами театра, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля, а также дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей.

Педагогическая целесообразность Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающихся, обогатить словарный запас, сформировать нравственно — эстетические чувства, закрепить нравственные нормы поведения в обществе, Каждый ребенок уникален по своей природе. В нем скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Нужно очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности. Особенно ярко это проявляется, когда он имеет в душе склонность к искусству. Зная характер каждого учащегося, важно найти к нему индивидуальный подход.

Целесообразно   при   распределении   ролей   учитывать   актерские   данные,   внешность, темперамент, чтобы ему было комфортно и он успешно справился с поставленной задачей

— создание сценического образа. Реализуя свои сценические способности самостоятельно, как творец — обучающийся удовлетворяет свои потребности.

Проходя через весь процесс от читки драматургического материала до выступления перед зрителями,  участник  творческого  процесса  приучается  к  дисциплине,  уважительному


отношению к чужому времени, вырабатывает личные нравственные качества: терпимость, взаимопонимание, ответственность. Задача педагога не только развивать в учащихся профессиональные навыки, но и воспитывать средствами театра, в жизни поступать по законам добра и справедливости. А результатом совместной деятельности педагога и учащихся будет создание условий, в которых способности разовьются в талант.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Возраст учащихся 9 — 11 лет

Количество детей в группе – от 5 до 10 человек.

Программа основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат.

Л.С. Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Цель – формирование интереса учащихся к театру как к средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическому воспитанию.

Задачи: образовательные:

  • сформировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • преодолеть психологическую и речевую «зажатость»;

  • выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра;

  • знакомить с театральной терминологией; с видами театра и театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;


развивающие:

  • развивать основы актерского мастерства и совершенствование артистических навыков;

  • развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства;
  • развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • развивать чувство ритма и координацию движения; речевое дыхание и артикуляцию; голос и дикцию на материале скороговорок и стихов;

воспитательные:

  • воспитывать добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру; культуру поведения; эстетических правил работы в творческом коллективе, ответственность.

желающие.


Занятия проводятся в соответствии с нормами СанПина, принимаются все

88% содержания планирования направлено на активную двигательно-речевую деятельность учащихся. Это занятия по актерскому мастерству, сценической речи, подготовка мини спектаклей, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.  Для успешной реализации программы важно использовать  интернет

  • ресурсы.

Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся знают/понимают:

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

знают произведения русских авторов.

Учащиеся умеют:


владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение обучающимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия): может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными  результаты:  формирование  следующих  универсальных  учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять  индивидуальные  творческие  способности  при  сочинении  рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

  • включаться   в   диалог,   в   коллективное   обсуждение,   проявлять   инициативу  и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться  о  распределении  функций  и  ролей  в  совместной  деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: Обучающийся научится:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Успеха - каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Динамики - предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.


Демократии - добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Доступности - обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных

возможностей        обучающихся,        без        интеллектуальных,        физических        и        моральных перегрузок.

Наглядности - в  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Систематичности и последовательности - систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Междисциплинарной интеграции  – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика).

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед и видеозанятий о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков работы с кукольным театром и актерским мастерством.

Формы работы:

Формы        занятий        -        групповые        и        индивидуальные        занятия        для        отработки        дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,


  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Формы контроля

Для  полноценной  реализации  данной  программы  используются  разные  виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Форма подведения итогов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Способы проверки знаний.

Теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (анкетирование, тестирование, устный опрос) и анализа проделанной работы.

Итог практических занятий подводится показом сказок кукольного театра, миниатюр и интермедий .

В   первый   год        обучения   по        программе        «Дебют» наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения ребенка является игра. В игре дети учатся анализировать свои поступки, концентрировать  внимания, общаться друг с другом.


Театр по своей природе близок к игре ребенка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков.

Проводятся        теоретические        занятия,        где        детей        знакомятся        с        разделами

«Психологический тренинг», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Кукольный театр», «Культура и техника речи», «Основы театральной деятельности», «Основы актерского мастерства».

В практической части программы даётся возможность каждому ребёнку проявить себя в разных ролях при постановке интермедий, миниатюр, кукольных сказок – показ которых, дает наглядную оценку проделанной работе.

Программа второго года обучения раздел «Психологический тренинг» перерастает в

«Актерское мастерство», где дети проявляют творческую фантазию и смекалку, постигают основы актерского искусства.

На занятиях в театральном объединении воспитанники развивают эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение и фантазию, чувство гармонии, учатся владеть своим эмоциональным состоянием, речью и голосом.

В рамках раздела «История театра» дети знакомятся с возникновением театра и первыми театральными  драматургами, и их  пьесами.

Практическая часть в программе второго года обучения представляет  собой постановку более сложных сказок и игровых программ.

Программа третьего года обучения продолжает знакомить с историей театра и искусств, где дети, начиная с театра античности, и заканчивая, «концепцией о театральном мастерстве» К.С. Станиславского, могут проследить развитие театрального искусства.

На третьем году обучения программы воспитанникам предлагается небольшой курс основ театрального грима, где рассказывается об основах сценического макияжа.

В спектаклях, работая над образом, ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится встать на

«место» исполняемого персонажа, а значит, понимать другого человека, видеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 1 год обучения.

Название раздела

Количество часов.

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Психологический тренинг

46

14

20

Сценическая речь

54

10

30

 Сценическое  движение

54

6

30

 Постановка миниатюр, интермедий, сказок

58

4

4

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

216ч

50

166

Учебно-тематический план 2 год обучения. 144 часа.

Название раздела

Количество часов.

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Актёрское мастерство

20

8

12

Сценическая речь

22

6

16

Сценическое движение

36

8

28

История театра

8

4

4

Постановка сказок, игровых программ.

56

12

44

Итого:

144ч

36

105

Учебно-тематический план 2 год обучения. 216 часов

Название раздела

Количество часов.

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Актёрское мастерство

44

14

30

Сценическая речь

40

10

30

Сценическое движение и пластика.

42

6

36

История театра

8

4

4

Постановка сказок, игровых программ.

80

15

65

Итого:

216ч

50

166

Учебно-тематический план 3 год обучения. 144 часа

Название раздела

Количество часов.

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Актёрское мастерство

24

8

16

Сценическая речь

30

10

20

Сценическое движение и пластика.

30

6

24

Постановка сказок, игровых программ.

38

8

30

Основы грима

20

6

14

Итого:

144ч

39

105

Учебно-тематический план 3 год обучения. 216 часов

Название раздела

Количество часов.

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Актёрское мастерство

44

14

30

Сценическая речь

40

10

30

Сценическое движение и пластика.

42

6

36

Постановка сказок, игровых программ.

58

18

40

Основы грима

30

15

15

Итого:

216ч

64

152

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ. 1 МОДУЛЬ

№ разде ла

Название раздела

Содержание занятий

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

Психологическ ий тренинг

Игры на самоанализ

-«Солнышко»,

-«Ассоциации»,

  • «Ты солнце – я луна»,
  • «А что потом»; Понятие – «этюд».

Этюды (повадки и взаимоотношение животных); Анкетирование;

Игры на внимание

-«Назови-ка без запинки»,

  • «Обезьянки»
  • «Печатная машинка»; Тестирование.

3

Сценическая речь

Понятие-«поговорка», «пословица», «скороговорка»,

«чистоговорка». Поговорки и пословицы; Скороговорки

-сонорные звуки,

-свистящие и шипящие звуки;

Понятие – «артикулярный аппарат». Что в него входит? Упражнения на развитие артикулярного аппарата

  • гимнастика для губ,
  • гимнастика для языка,
  • гимнастика для голосовых связок,
  • дыхательные упражнения.

4

Сценическое движение

Физкультурная        разминка

  • физкультминутки;
  • подвижные игры на свежем воздухе.

5

Постановка миниатюр, интермедий

Миниатюры: «Букет»,  «Фирма» и т.д Интермедии:

  • «Ганс-чурбан»,
  • «Свинопас»,
  • «Бабушки и внуки»,
  • «Приключения гнома»,
  • «Две сестры»

6

Итоговое занятие

Тесты, викторины,  конкурсы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ. 2 МОДУЛЬ

№ разде ла

Название раздела

Содержание занятий

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

Актёрское мастерство

Простейшие этюды на внимание (наблюдение и показ людей разных профессий);

Индивидуальные этюды на развитие фантазии;        групповые этюды на развитие «чувства локтя» (предлагаемые обстоятельства -


в лесу, на концерте, на пляже, в космосе и т.д.)

3

Сценическая речь

Поговорки и пословицы.

Повторение и освоение нового материала. Тематические пословицы и поговорки– о родине, о природе, о лени, о временах года, о доброте, о труде, о дружбе ;

Скороговорки

на парные звуки В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К-Ф, С-З-Ц, Ш-Ж-С; Упражнения на развитие артикулярного аппарата

  • гимнастика для губ,
  • гимнастика для языка,
  • гимнастика для голосовых связок,
  • дыхательные упражнения.

4

Сценическое движение и пластика.

Физкультурная        разминка

  • физкультминутки;
  • подвижные игры на свежем воздухе; этюды на падение;

пощёчины.

5

История театра

Введение в историю театра

6

Постановка сказок, игровых программ.

Игровые программы - «День всезнайки»;

«Великая масленица»;

Подготовка к празднику «День сказки» - («Рассмешить Несмеяну»,

«Колечко – камешек голубой»),

7

Итоговое занятие

Тесты, викторины, анкетирование.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ. 3 МОДУЛЬ

№ разде ла

Название раздела

Содержание занятий

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

Актёрское мастерство

Этюды на внимание,

индивидуальные этюды на развитие фантазии,        групповые этюды на развитие «чувства локтя», этюды на реальное ощущение предметов.

3

Сценическая речь

Поговорки и пословицы. Самостоятельный поиск и повтор пройденного;

Скороговорки «Как говорили наши бабушки»,

упражнения на развитие артикулярного аппарата, шумовые этюды.

4

Сценическое движение и пластика.

Физкультурная        разминка

  • физкультминутки;
  • подвижные игры на свежем воздухе; этюды на падение,

пощёчины,

основы фехтования.

5

История театра и искусств.

Античный театр, Средневековой мистерии, Западноевропейский театр, Русский академический театр, Театр «Станиславского».

6

Основы грима


Основные цвета, Дополнительные цвета, Сценический макияж,

«Маски животных».

7

Постановка одноактных пьес, развернутых игровых программ и сказок.

Игровые программы –

«Кузьминки – по лету»

«Черепашки Ниндзя против Кощея Бессмертного»,

«Рождественские посиделки»,

Подготовка к празднику «День сказки» (одноактные пьесы -

«Кузнец и железная роза»,

«Куда спешила песенка»);

8

Зачетное занятие.

Тесты, викторины, анкетирование.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы, формы и режим занятий.

Программа предусматривает: театральную игру, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры, работу над техникой кукольного театра..

  • Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
  • Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
  • Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические    игры    и    упражнения,    обеспечивающие    развитие    естественных

психомоторных   способностей   детей,   свободы   и   выразительности   телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

  • Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и        образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
  • Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
  • Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
  • Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
  • Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
  • Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем, кукольным театром – от этюдов к рождению спектакля.
  • Задачи. Учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Основные формы организации занятий:

  • занятие
  • практическая групповая и индивидуальная работа
  • репетиции
  • спектакли и театрализованные представления.

В основу разработки данной программы легли:

  1. Теоретические идеи и принципы технологии развивающего обучения:
  • принцип успешности; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием, в том числе и наиболее слабых учащихся;
  • принцип сохранности психического и физического здоровья детей;
  • принцип  развивающего  и  творческого  образования  и  воспитания  ребенка.  Работа  в

«зоне его ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

  • принцип «природосообразности» – учитывание потребностей и особенностей учащихся данной возрастной группы;
  • принцип инкрустации – создание целостного урока, где переплетаются разные виды искусства.

2.  Принципы обучения советского режиссера К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, психолога Л.С. Выготского:

  • система «Искусство переживания» - целенаправленная и систематическая работа над развитием творческих способностей, индивидуальности, сценической выразительности, правильного ощущения в сценическом пространстве;
  • система биомеханики В.Э. Мейерхольда «Искусство представления» - воспитание критического восприятия речи, необходимость научить детей не только говорить, но и чувствовать (динамика языка речи и тела);
  • принцип веселого сотворчества (по Л.С. Выготскому) – учить серьезным вещам весело. Изучение детей в деятельности (объективность, динамичность, разносторонность);

Отбор содержания программы продиктован необходимостью получения новых сведений в области искусства как нового учебного предмета

Алгоритм учебного занятия

структура учебного занятия (в учебном кабинете):


  1. этап — организация;
  2. этап — теоретическая часть; III этап — практическая часть; IV этап — окончание занятия.

Организация занятия

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

  • сбор детей;
  • подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
  • подготовку рабочих мест учащихся.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • изложение исторических данных по теме занятия;
  • устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
  • объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
  • правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25—30 мин.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • использование наглядного и раздаточного материала;
  • использование технических средств обучения;
  • привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
  • использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:


  • возраст детей;
  • календарный период учебного процесса;
  • тему учебного года;
  • уровень подготовки детей;
  • последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности. Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
  • доведение каждой начатой работы до конца;
  • обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
  • поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 15—20 мин) Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • объяснение домашнего задания;

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

  • необязательность его наличия и выполнения;
  • творческий характер;
  • для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Примерный репертуар постановок (кукольный театр)

1-ый год обучения

  1. Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка»
  2. Л. Воронкова «Заяц в огороде»
  3. Т. Караманенко, Л.Пеньковская «Целебная травка» 2-3 год обучения
  1. Русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «По щучьему велению»
  2. Т. Караманенко «Ножки не идут»
  3. Т.Караманенко «Как снеговики солнце искали»
  4. Свободная тема.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретические занятия проводятся  в просторном учебном  помещении.

Оборудование:

  • Шкаф плательный для костюмов
  • Стол большой для детей
  • Стулья ученические
  • Стол письменный для педагога

Практические занятия проводятся в актовом зале.

Оборудование:

  • Системный блок
  • Микшерный пульт
  • Монитор
  • Акустическая система - 2 шт.
  • Радиосистема с двумя ручными микрофонами

Информационно – методическое обеспечение

  • методика И.С Корогодского;

  • методика А.Н Колчеева;

  • методика А.Н Бруссер;

Информационное обеспечение программы

К.С.Станиславский «Работа актера над собой» К. С. Станиславский «Работа актера над ролью» Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера» М. А. Чехов «О технике актера»

В. К. Львова, Н. К. Шихматов «Сценические этюды»

П. М. Ершов «Режиссура как практическая психология» П.М. Ершов «Технологии актерского искусства»

В. И Немирович-Данченко «О творчестве актера» В. О. Топорков «О технике актера»

Н. А. Акимов «Театральное наследие»

Б. Голубовский «Пластика в искусстве актера» И. Кох «Основы сценического движения»

В. И. Гугова «Сценическая речь»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога

Агаева И., Куклы России в «Орленке» [Текст] И.Агаева //Народное творчество.- 2003.-

№3.- С.30-33.

Агаева И., Куклы «Домовенок Кузька»,  «Красота», «Русский воин»        [Текст] И

.Агаева // Народное творчество.- 2005.-№5.-С.40-42.

Агаева И., Куклы «День и ночь» [Текст]  И. Агаева// Народное творчество.-2003.- №2. – С. 46-47.

Агаева И., Куклы [Текст] И. Агаева // Народное творчество.- 2004.- №1.- С. 40-43.

Агаева И., Куклы «Тульский Мастеровой», «Бабочка» [Текст] И. Агаева//  Народное творчество.- 2004.- №2.- С. 30-31.

Головина С. П., В одном цветочном королевстве [Текст] //С. П. Головина.- Мариинск: 2004.-76с.

Детская энциклопедия [Текст] // Сост.: Б. Голдовский. – М.: Изд-во «Аргументы и факты», 1999.- 60 с.

Денисова Н.А., «Аленушкины куклы» [Текст] Н.А.Денисова //Народное творчество.- 2004.- №6.-С.43-45.

Думенко О., Куклы из бабушкиного сундука [Текст] // Народное творчество.- 2004.- №3.- С. 42-47.

Жулаева Н.В.,  Кукла-берегиня [Текст] Н.В. Жулаева // Народное творчество.- 2004.-

№4.-С.22-23.

Караманенко Т. Н.,  Кукольный театр дошкольникам [Текст] Т.Н.Караманенко, Н. Г Карамненко. - М.: Изд-во «Педагогика», 1982.- 235с.

Соломин  Н. И., Куклы выходят на сцену [Текст] Н. И. Соломин.  – М.: Изд-во

«Педагогика», 1996.-270 с.

Лопухина И., Логопедия [Текст] И. Лопухина.-М.: Изд-во «Владос», 1998.- 193 с.

ЧуриловаЭ. Г.,  Методика и организация театрализованной деятельности   дошкольников и младших школьников [Текст] Э. Г .Чурилова.- М.: Изд-во, «Владос», 2003.- 224с.

Осипова Н., Кукла на выхвалку [Текст] Н. Осипова // Народное творчество. -2003.-№3.- С.29-31.

Сахарова М.И., Зольная кукла [Текст] М.И. Сахарова // Народное творчество.- 2004.-

№5.- С.34-36.

Петрова Т. И., Театрализованные игры в детском саду [Текст] Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева. – М.: Изд-во «Педагогика»,  2000. - 184с.

Смирнова И. М., И оживают куклы [Текст] И. М.Смирнова. – М.: Изд-во «Владос», 2001.-284 с

Никитина А. Б., Театр, где играют дети [Текст] А. Б. Никитина.-М.:Изд-во  «Владос», 2001.-286 с.

Антипина А.Е., Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]  А.Е. Антипина.- М.: Изд-во Творческий центр «Сфера», 2003.-219 с.

Пантелеева Л. В.Ю Художественный труд [Текст] Л. В. Пантелеева.- М.: Изд-во

«Педагогика», 1984.- 250с.

Список литературы для детей

Головина С.П., В одном цветочном королевстве [Текст] С.П Головина. – Мариинск: 2004.- 76с.

Лиса и журавушка [Текст]  Народная сказка. – Рига:1992.-8с.

Михалков С., Овощи [Текст] С.Михалков.  – М.: Изд-во «Малыш», 1993.-7с. Про белочек, зайчат и веселых медвежат [Текст]// Сост.: М.Орехов. – М.: Изд-во

«Малыш», 1995.-9 с.

Хрестоматия для детей [Текст]// Сост.: А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская.-        М.:

«Педагогика», 1998.- 460 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические разработки и дидактические материалы

  1. Картотека со скороговорками для раздела «Дикция». Задача воспитанника – разобрать текст скороговорки, определить, какой звук(и) является основным, правильно произнести скороговорку, показать небольшую инсценировку текста. Варианты скороговорок:

а. От топота копыт пыль по полю летит (при работе над этой скороговоркой можно использовать приём изменения звучности голоса от тихого к громкому и наоборот).

б. Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила.

в. Мышонку шепчет мышь: «Ты что шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише»

д. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. Только белка не бела, белой вовсе не была.

е. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

  1. Таблица с символами-подсказками для проведения самостоятельной разминки в разделе

«Дыхание». Кроме основной функции, данная таблица несёт функцию дополнительную – она является частью приёма развития мнемотехники. Сначала разминку проводит педагог. Когда воспитанники освоят правильную технику выполнения тренинга, им раздаются карточки-памятки, педагог объясняет значение каждого символа (карточка с расшифровкой не выдаётся, она остаётся у педагога), затем дети по очереди проводят дыхательный тренинг в своей группе.

«Костёр»

«Рукавички»

«Дракончики»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\дракончики.jpg


«Самовар»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\самовар.jpeg

«Заварной чайничек»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\чайник.jpeg

«Комар»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\комар.jpeg

«Мотоцикл»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\мот.jpeg

«Насос»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\насос.jpeg

«Мячик»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\мяч.jpeg

«Снежки»

«Медвежата»


«Маляр»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\маляр.jpeg

«Поезд»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\поезд.jpeg

«Костёр»*

Медленный, равномерный, несильный  выдох. Эффект

«раздувания» костра

«Рукавички»

Медленный, равномерный, длительный, абдо- минальный выдох тёплой струи воздуха

«Дракончики»

Сильный, резкий, абдо- минальный выдох на слог

«ха»

«Самовар»

Сильный, резкий, абдо- минальный выдох на звуки

«пф»

«Заварной чайничек»

Серия коротких выдохов на едином вдохе на звуки «пх- пх-пх…»

«Комар»

Максимально длинный, равномерный, несильный выдох на звуки «з» и «н»


«Мотоцикл»

Сильный, ровный, дли- тельный  выдох на звуки

«дрррр…»

«Насос»

Серия отдельных коротких выдохов на звук «ш», сопровождаемая имитацией работы с ручным насосом

«Мячик»

Серия коротких абдоми- нальных выдохов на едином вдохе на звук «с-с-с…»

«Снежки»

Имитация игры в снежки с резкими отдельными выдохами на каждый бросок на слоги «бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдгы-бдги» (согласные можно менять местами)

«Медвежата»

Выразительное проговаривание фразы:

«Мам, а мам! Мёду нам. Ам!» с протяжным сонорным «м» на ровном максимально долгом выдохе

«Маляр»

Выразительное проговаривание фразы:

«Крашу, крашу я карниз. Вверх и вниз, вверх и вниз» с восходящей и нисходящей интонацией голоса соответственно тексту на максимально долгом и ровном выдохе

«Поезд»

Чёткое проговаривание фразы: «Поезд едет скрежеща: ж-ч-ж-щ, ж-ч-ж-щ. И покатились колёса, как мячики: так-чики, так-чики, так- чики, так-чики» на ровном выдохе без толчков

*- необходимо уточнить, что тренинг должен проходить в игровой форме (на первом и втором годах обучения), и в каждом из упражнений следует соблюдать все три фазы правильного дыхания: короткий вдох - задержка дыхания - выдох.


а- «Шнуровка» и «Весёлые ножницы». Воспитанники делятся на пары, у каждого может быть задействована только одна рука. Обняв партнёра за плечи или талию, «превратившись» в «сиамских близнецов», дети выполняют определённые задания: продеть шнурок в отверстия шнуровки, прикрепить детали к основе, вырезать фигуры из бумаги. Обязательное условие: ножницы должны быть сделаны полностью из пластмассы.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\дидактика фото\шнур1.jpg

б- Карточки с правилами сочинения загадок. Педагог подробно, с примерами разъясняет все правила. Затем воспитанники тренируются в сочинении загадок с помощью педагога. После того, как техника сочинения загадок освоена, воспитанники делятся на команды по три человека, получают карточку с правилом и сочиняют свою загадку (на самостоятельно выбранное или предложенное педагогом слово), затем загадывают её другим группам и показывают пантомиму или живую картину.

ПРИЗНАК (какой?)

КАК

ОБЪЕКТ

(Пример: круглая, как мяч; белая, как снег; светящаяся, как фонарь – ЛУНА)

ДЕЙСТВИЕ (функция)

КАК

ОБЪЕКТ

(Пример: прыгает, как блоха; плавает, как рыба; ест насекомых, как хамелеон – ЛЯГУШКА)

ЧАСТЬ ОБЪЕКТА

НО НЕ

ОБЪЕКТ


(Пример: с крыльями, но не птица; с колёсами, но не машина; с мотором, но не катер – САМОЛЁТ)

в- Карточки для игры «Перепутавшееся предложение». Воспитанники делятся на несколько групп. Каждая группа получает карточки со словами, из которых нужно будет сложить предложение. Условие: нельзя использовать дополнительные слова и оставлять

«лишние». Сложив предложение, дети иллюстрируют его небольшим  театральным этюдом. Варианты:

чемодан

с

мальчик

во

нашёл

конфеты

маленький

двор

и

гулял

дедушка

помощь

молоток

старый

телевизор

с

ремонтировал

и

отвёртка

дочь

день

сварила

компот

целый

мама

рождение

кастрюля

на

кошка

сидела

фильм

на

мягкий

и

бабушка

про

смотрела

диван

сон

слон

девочка

с

хобот

присниться

про

зелёный

розовый

большой