Его величество театр

Никифорова Ирина Петровна

Материал посвящен году театра в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ego_velichestvo_teatr.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час на тему:

«Его Величество – Театр!»

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательно-игровой деятельности, по определению и применению моральных и этических норм поведения в театре.

Задачи:

- знакомство с театром как с видом искусства; расширение представления детей об особенностях театральных профессий; отрабатывать выразительность, дикцию.            

- развитие возможностей воспитания в разнообразных видах сценической деятельности, желание импровизировать ( артистических способностей), проявлять творческую инициативу; формирование потребностей к творчеству, развитие связной речи, развивать умение использовать мимику и жесты в жизни.                                                                           - воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности; воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

Планируемые результаты :

  1.  Предметные результаты:
  • знать правила поведения в театре в смоделированных жизненных ситуациях.
  1. Метапредметные:

Познавательные

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • строить речевое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять анализ, обобщение.

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации;                                                  
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

           Коммуникативные  

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 

Личностные:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние  мотивы.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • аудиозаписи мелодий
  • презентация
  • кабинет или школьный зал  для постановки выступления  

План занятия:

  1.  Мотивация к деятельности ( 1 мин)
  2.  Самоопределение деятельности (5 мин)
  3.  Проблемное объяснение  (20 мин)
  4.  Фиксирование полученных знаний (10 мин)
  5. Рефлексия деятельности  (4 мин)


Ход занятия

Звучат фанфары


- Добрый день, друзья, учителя, наши гости! - Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе, посвященном Международному Дню театра.      Слайд 1

Мы говорим театр - и перед нами возникает здание с колоннами, похожее на храм. Театр и есть храм.   Слайд 2

Стихотворение : « Что такое театр» ( слова Л. Калиновской)

Что такое театр?

Это новое платье,

И волненье в груди

Невозможно вместить…

Это праздник средь будней

И чудесное Завтра –

Поскорей до него бы дожить!

Что такое театр?

Это радость и муки,

Это боль за друзей,

Что на сцене живут.

Ведь к тебе они тянут

Тревожные руки

И в свой мир настоящий

Зовут!

Что такое театр?

Ты сидишь в тёмном зале,

Всё затихло вокруг,

Только сердце поёт.

Ты сидишь в тёмном зале

Рядом с друзьями…

Ты ждёшь чуда –

И чудо придёт!




- Театр – это вдохновение, талант, творчество, дарящие людям радость от встречи с прекрасным искусством.

- Театр – это таинство, загадка, где происходит непостижимое, когда талант, мастерство служителей Храма искусства заставляют современных людей вдруг поверить в подлинность всего, что происходит на сцене.


Для зрителя театр – всегда как сказка.
Здесь в зале зрители снимают свои маски,
И надевают их актрисы и актеры,
Под чутким руководством режиссера.

Чтобы взглянули на себя со стороны,
Чтоб в душу заглянуть свою могли,
Все зрители. Любой, придя сюда,
Поплакать сможет и смеяться без труда.



На миг возвысится над собственной судьбой,
И вдоволь посмеётся над самим собой.
Здесь торжествует жизнь под рампы светом.
Театр, благодарим тебя за это!


- Давайте же окунемся в этот удивительный мир страстей и жизни! 
- Тсс-с! Слышите? Звонок? Наша программа начинается!

Музыка (театральный звонок) Слайд 3

- Начиная с 1961 года, на всей земле ежегодно 27 марта празднуют Международный день театра под девизом «Театр, как средство взаимного понимания и укрепления мира между народами». (Слайд 4 - 5)

- Посещение хорошего спектакля - всегда доставляет духовное наслаждение и приносит настоящий праздник. Это волшебная страна, имя которой – Театр. ( Слайд 6)

- Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова, что значит «место, где смотрят». В театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски. (Слайд  7)

 

-Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр, театр Древней Греции родился в честь бога виноделия Диониса в марте 534 года до н. э., он был не таким, как театры сейчас.

Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. (Слайд- 8- 9 -10 )

Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины,  они играли все роли, в том числе и женские. (Слайд – 11-12  )

-Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети: актер.

Учитель:  актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра

(Слайд – 13 -14)

Слайд 15 -  театральные деньги

Слайд 16- 17

- Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды превратились в игры-представления, ряженье, диалог. 
- Старейшим театром были игрища скоморохов.

 Скоморошить – это значит петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах. 

Слайд  18 – театр Петрушки.

Слайд  19  - балаган.


Видео с пляской скоморохов.

Слайд -20


- Придворный и школьный театры появились в 17 веке. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались евангельские сюжеты и житейские предания. - Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы состоялось в 1672 году. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. (Слайд - 21 )
- Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры. Российский театр был учрежден императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году. В его состав вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.

 (Слайд – 22)
- Россия – это великая театральная держава.  Какие же существуют виды театров?

 (  Слайд - 23)

В Драматическом театре ставятся   пьесы – специально написанные произведения  для  исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем.

 Драмы– произведения с серьезным содержанием  и со счастливым концом.

 Трагедии – произведения, которые заканчиваются  гибелью героев.

 В Музыкальных театрах  ставятся оперы,  где герои вместо слов, выражают свои чувства пением.

Балеты – выражение чувств ,движением.

Есть театры Кукол . Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники.

Слайд – 24- Всемирно известные театры.

Слайд – 25 – Русские театры.

Слайд – 26 – Рязанские театры: Драматический Театр, Театр Юного зрителя (ТЮЗ), Музыкальный театр, Музыкальная филармония. Кукольный театр, Студенческий театр « Переход».

Слайд – 27 Театр моды, Театр огня, Детский музыкальный театр «Созвездие добра».

Слайд – 28 афиша.

Слайд – 29-30 зрительный зал.

Слайд – 31 – сцена.

Слайд – 32- оформление спектакля.

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Слайд – 33 – грим ( актеры :

 Слайд – 34 – свет и звук.

Слайд – 35 – занавес.

Слайд – 36-37 оркестровая яма.

Заставка, фанфары


- Сегодня мы посвящаем всех присутствующих в зрители и дарим основные правила  жизни в стране Театр, которые пригодятся нам при посещении любого театра.

Слайд – 38 – правила поведения в театре.

Слайд – 39 – играют дети.

Учитель: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу,  азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Учитель: А вот и он! Узнав о том, что мы отправляемся в театр,  он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Буратино:  Что в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Буратино: где продаются билеты?

Дети: в театральной кассе.

Буратино: как называется профессия человека, который продает билеты?

Детикассир

Буратино: а как же нам выбрать,  на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Дети – Учитель : Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, имени актеров исполняющих главные роли.

Но вот мы и определились, можно покупать билеты.

  Буратино:  Посмотрите историю, о моих знакомых - Анечке и Феди, как они покупали билеты.

 

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

- Аня- говорит  обращаясь к Феде  -  сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас  на спектакль  -

Аня подбегает к маме.

- Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама :

- Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

- Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой».

- Нет, Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

- А как же? – обиделся Федя.

- Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Учитель: Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Учитель: а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе».Анечка и Федя  покупают билет на спектакль « Кошкин дом».

 Анечка: « Будьте добры, дайте пожалуйста два билета  на спектакль « Кошкин дом»  на сегодня, на 14 часов.

Федя: « Большое спасибо, до свидания».

 Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Слайд – 40 – гардероб и фойе.

Учитель: мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть нарядными и опрятными

Учитель:  У входа в театр мы встречаем  билетера.

Учитель: проходим дальше, что мы должны сделать?

Дети: снять верхнюю одежду.

Учитель: а где это можно сделать?

Дети: в холле театра, в гардеробе. 

Учитель: как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети: гардеробщик. 

Входят Анечка и Федя.

Анечка:   Ах! Сколько я сил потратила на твоё воспитание и всё напрасно! Посмотри вокруг на пришедших людей. Они все пришли сюда умытые, причёсанные, нарядные, посмотри.

Федя: Врёшь. Вон тот нестриженный и тот. А у того пуговицы нет (показывает пальцем)

Анечка: Опять споришь со мной. Опять выясняешь отношения.

Учитель: Наш  мальчик Федя, сегодня первый раз в театре.  Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность,  играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку. Войдя в театр, он снял шапку,       под  которой  оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб.

 Что неверно сделал Федя?

Ответы детей. 

  • Приготовь заранее одежду.
  • Умойся, расчешись.
  • Выйди из дома заранее.

Учитель: после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей.

Учитель: вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.

Шапокляк: подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках.

Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Учитель: все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Слайд – 41 – занимаем места.

Учитель:  затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети: по билетам, на которых указано место.

Учитель:  Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?  

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам.

Звонок перед началом спектакля.

  Итак,  прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

Учитель: на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места.

Слайд -  42- ( балерина)

Аня и Федя опоздали,

идут на свое место спиной к сидящим.

Учитель:  ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Звонок 3 .

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….

 Вдруг раздается голос Феди : «Аня, дай водички!» 

Учитель: Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Слайд  - 43

Ответы детей.

 Учитель: Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?

Шапокляк: не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается.

 Купленную шоколадку в буфете, не нужно  есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно!

 И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

В театре. Агния Барто
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала.
И, наконец, нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.


Дорогой друг!
Посещение театра - это праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим, следует соблюдать некоторые правила. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актерам.

1. Главное правило - поддержание глубокой тишины. 
2. Невежливо во время спектакля общаться с соседями, комментировать происходящее на сцене, шелестеть программкой.
3. Ощущение праздника создает нарядная одежда.

 4. Ты, конечно же, вежлив и обязательно поблагодаришь того, кто выступал, похлопав в ладоши или подарив букет цветов. Твои аплодисменты - благодарность для артиста.

 5. Если вы хотите преподнести цветы понравившемуся актеру, не поднимайтесь на сцену. Сцена в театре - святое место, куда не имеют права ступать посторонние. 

Слайд  - 44- 45


Учитель:  А что такое антракт?

Ответы детей.

Учитель: антракт – перерыв между действиями спектакля. Во время антракта можно немного отдохнуть, поделиться впечатлениями, перекусить в буфете. А как нужно вести себя во время антракта?

 Дети: разговаривать в полголоса, не бегать.

Учитель: антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места.

Слайд – 46 – аплодисменты.

Слайд – 47 – Запомни!

        
Давайте поиграем во время антракта.

«Мы с тобой – одна семья: я, ты, он, она».
- Обними соседа справа, обними соседа слева (кладут руки на плечи соседей). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
- Наклонись к соседу справа, наклонись к соседу слева (кладут голову на плечо соседа). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой - одна семья.
- Разбуди соседа справа (похлопывание по плечу), разбуди соседа слева. Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
- Ты погладь соседа справа (гладят рукой по голове, по спине), ты погладь соседа слева. Мы с тобой – друзья. Мы с тобой - одна семья.
- Ты качнись к соседу справа. Ты качнись к соседу слева (покачивание). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.

Звонок – продолжение спектакля.


Слайд 48 – Театральная гостиная.


Учитель:  дорогие зрители , я предлагаю побыть вам актерами нашего импровизированного театра.

Слайд 49 – конкурсы для детей.

 Изобразить стихотворения

 (зрители решают кто лучше играл роли)

А) Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. 
Ох, доска кончается, сейчас я упаду!

В). Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Учитель:  В современном театре нет жесткого деления на амплуа. И актёр, который вчера играл злодея, сегодня может играть романтического положительного героя. Разнообразие характеров требует серьёзной профессиональной подготовки. Я предлагаю нашим артистам произнести тараторки, громко и четко. Данный конкурс называется дикционный тренинг. (2 чел.)

Чтение1

Чтение тараторок. 
Я сижу и слушаю не дыша
Шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
«Шу-шу-шу».
«Ты о чем?» - сказала я камышу.
Камышинки шепчутся:
«Ши-ши-ши».
«Что вы тихо шепчете, камыши?»
«Разве так шушукаться хорошо?»
А в ответ шуршание:
«Шо-шо-шо».
Я пляшу у самого камыша,
Камышинки шепчутся:
«Ша-ша-ша».
Словно просят шепотом: «Не пляши».
До чего пугливые камыши!

Чтение 2

«Тараторки». 
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не слишком близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя.
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом.
И называть безделье делом.
(Дж. Родари)

Выходят две девочки. Инсценировка.

 Учитель - Школьники! А не пора ли нам вспомнить о школе?

Девочка - Ну вот, как всегда! На самом интересном месте!

Учитель -Ну что ты мы немного повторим…

Девочка -Ну, вот  я так и знала! Тоска!

Учитель - А от тоски есть проверенное средство…

Девочка -Клей « Момент»! Отвинтишь колпачок и …

Учитель  -Разве можно об этом говорить?!

Девочка -Говорить - нет. А соседа приклеить к стулу разрешается!

Учитель -Я вообще-то об игре!.. И так, дорогие игроки, вам предстоит угадать.

Девочка -Играем в «замоталки», ой, извините, в « угадалки»!

Учитель      -Мы о театре много знаем.


   -О знаниях ваших сейчас разузнаем.

     -И с вами чин по чину
    Театральную проведем викторину.


1. Самый приятный для артистов шум во время спектакля - это... Что? (Аплодисменты.)

2. Какой персонаж сказки Толстого продал «Азбуку» и купил билет в театр? (Буратино.)

3. Каким театром владел Карабас Барабас? (Кукольным театром.)

4. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете? (Антракт.) 

5. Как называется «театральный» сорт российских шоколадных конфет? («Маска»).

6. Какое небесное тело используется для определения известных и знаменитых  актёров?( Звезда).

7.  О спектакле мы узнаём из …(афиш).

8. Актёры играют на …( сцене)

9.Художественное оформление сцены (декорация)

10.Как называется профессия человека,  исполняющий  разные роли (актер).

11.Место,  где продают билеты на спектакль( театральная  касса).

12.Как должен выглядеть человек, идущий в театр( красиво).

13.Место в театре, где можно перекусить( буфет).

10. До начала спектакля и после его окончания  сцену от зрителей закрывает… (занавес)

Выходят Анечка и Федя.

 

Анечка:  Я поняла, что театр  - это великое искусство, к театру надо относится с любовью и уважением!

Федя: и вести себя культурно, и выглядеть красиво.

 Учитель: Быть вежливым  с работниками театра и друзьями;

 Федя:Быть аккуратным  и опрятным;

Учитель:Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

Федя:Не шуршать фантиками и не разговаривать;

Учитель : Не постукивать ногой в такт музыки и по креслам соседей;

Федя:В антракте разговаривать в полголоса, не бегать;

Анечка:Вести себя скромно и воспитанно.

Учитель: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей.      Слайд -50 – Звучит песня  «Да здравствует сцена».

Учитель:  я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь  закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.

Любите театр за молодость, за ум, за озорство. - За святой его размах, за те прекрасные порывы душ актёров, которыми они делятся со зрителем.

Стихотворение «Театр и мы»

        Как хорошо, что есть театр!

        Он был и будет вечно с нами,

        

       Здесь все прекрасно – жесты, маски,

       Костюмы, музыка, игра.

       Здесь оживают наши сказки

        И с ними светлый мир добра!

Слайд  51-  52