Статья – «ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСТВЕ»

Ларина Татьяна Альбертовна

Статья о развитии личности ребенка из личной педагогической практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья – «ЛИЧНОСТЬ  И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА  В  ТВОРЧЕСТВЕ»                                                                                                     (театральное, вокальное, хореографические и другие направления искусства…)

                                                                  Авторы-составители:

                                                                 

                                                            

Ларина Татьяна  Альбертовна

Педагог дополнительного образования

 по вокалу

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского  района С-Пб 

                                               Член «Союза концертных деятелей РФ»;

Гончарук Виталий Евгеньевич

Педагог дополнительного образования по сценической речи, мастерству актера ГБУ ДО ДЮЦ «Красногвардеец»  С-Пб

Актер драматического театра;

                                                   

                                                            Соавтор:  Кошелева Ольга Николаевна

Концертмейстер ГБУ ДО ДД(Ю)Т

Московского  района С-Пб 

                                                                                                 

                                                       

                                                  

                                       

                                             Санкт-Петербург

                                                         2019 г.  

Позвольте начать  с воспитания ребенка. Прежде всего, нужно сказать, что ребенок это не взрослый человек и ему не понятны правила нашей жизни. Подумайте сами, многие из нас, будучи детьми, пытались бунтовать, не принимая правил жизни (или системы кому как удобно воспринимать мир, в котором он живет).

Многие из нас бунтовали по - разному поводу. Буть это слишком большая опека родителей, или школьные правила, или дворовые приятели. Многим из нас хотелось выделиться,  быть особенным, не таким как все. Подумайте, а может и к лучшему то,  что  уже в детском возрасте,  многие из нас проявляют  свое творческое начало, которое не терпит однообразие. Ребенок  не хочет  жить по правилам, придумывая свои игры и ломая общепринятые рамки. Да есть очень послушные дети, есть те  кого мы ,взрослые ломаем, есть бунтари, а есть те, кто слишком хитер. В последнем случае приходится трудно. Но в любом случае сами родители должны подумать, как справляется со своим ребенком, это в первую очередь, а потом и педагоги дополнительного  образования.

Почему я говорю о непослушных, не усидчивых детях? А потому что с ними гораздо сложнее и они нуждаются в другом подходе. Послушный ученик сделает все задания, выучит все уроки, придет домой и так всю жизнь. Подумайте! И таких детей тысячи. Они в результате станут просто как все. А те  бунтари - фантазеры и мечтатели будут двигать, развивать наш мир. Но излишнее бунтарство может привести к непоправимым последствиям.  Нашей задачей является то, чтобы помочь раскрыться личности ребенка. Личность ребенка, его мнения, его нужность в развитии общества.

Мы  педагоги  театральных  коллективов  и начнем с театра. Часто так случается что педагоги театральных студий, кружков, коллективов и т.д. Просто начинают детей натаскивать на роли.  Просто учи текст и все. Страшнее всего если педагог говорит, я старше, я педагог и я прав. Этот педагог делает ошибку. Такую же ошибку часто делают режиссеры в театрах, когда начинают утверждать.

Я режиссер, я прав, я так вижу. Не задумываясь об актерах. В театрах,   время от времени встречаются такие режиссеры. В итоги, когда молодые кадры приходят  на сцену и пытаются что- то предлагать  режиссеру,   он  не воспринимает их предложения. Он просто их не видит и не слышит. В итоги многие  молодые актеры отказываются от творческого поиска и становятся творческими иждивенцами.

 -  ,,А-а-а… ,  режиссер скажет, я сделаю, не скажет ну и не надо,,. Что в корне неправильно. И актер, и режиссер должны творить на сцене. Конечно, режиссер видит всю картину, а актер работает над ролью.

Вы наверно уже задаетесь вопросом:

 -Причем тут театр? Мы работаем с детьми.

Все очень просто, актеры это те же дети, что готовы и хотят творить.

Работая в школе искусств, мы  как-то  столкнулся  с таким примером:- ставим отрывок  из спектакля…. Спрашиваем  у детей их мнение, они молчат. В результате  многих  попыток, одна девочка так робко  спросила:

«А вы уверенны, что это должно быть именно так, а не как иначе?».

Я ответил – «нет! А что ты хочешь, что- то предложить?»

И да, она предложила новую идею. То  есть,  ее личность смогла взглянуть на постановку с другой стороны, под другим углом.

Оказалось, что педагог, работающий до нас,  держала свой авторитет и не давала в нем сомневаться.

А теперь подумайте сами, вы ведь тоже люди и тоже имеете свойство ошибаться. Если ученик принимает вас как высшую инстанцию, которая обучает и видит  что вы тоже человек и можете ошибиться. В этом случае все ваши ошибки будут прощены и вы будете восприниматься  ребенком более  проще.  Имеется в  виду, он увидит в вас человека. От этого ваш авторитет не упадет,  а вызовет более  доверчивое  отношение  к вам.  Тем более, если кто- то из учеников заметил вашу ошибку,   вы можете сказать спасибо, к примеру, Вася. Молодец, Вася! - вот и давайте посмотрим и разберем, почему так и не иначе, а может Вася, как и я тоже ошибается. Этим вы  заинтересуете детей. И занятия, даже в школе могут превратиться в увлекательную беседу, на заданную тему,  а не  в скучную зубрешку.  Попробуйте и вы сами увидите,  что успеваемость возрастет. Когда вам интересно тои запоминаете вы быстрее.

Приведем  еще один пример из нашей практики.

Занимаясь,  с будущими педагогами в институте,  ставили  спектакль.  И одна девушка (видимо долго терпела)  возмущенно  сказала: - «  а почему мой персонаж такая дурра, я считаю, что она другая и эпизод должен быть выстроен по- другому». Стало интересно, и этой студентке  предложили придумать свою версию. После чего,  так же мы  со студентами  придумали еще несколько версий этого эпизода. Мы поочередно сыграли все эпизоды. В итоге – эта студентка  была права.

Работая с детьми,   мы часто спрашиваем  их мнение и если мы считаем  неверным, то стараемся объяснить,  почему  и предлагаем придумать другой ход, заставляя тем самым думать.

Ученик как личность должен взять у педагога все хорошее и начать развивать в себе,  но только с учетом своего я,  характера и личности. Ученик должен,  просто обязан превзойти своего учителя. Нельзя натаскивать на один стандарт учеников и сетовать,  что они, что-то делают не так. Может, стоит подойти с другой стороны……

Приобрести уверенность в себе.   Гармонично развитая творческая личность, сильная индивидуальность  много раз подумает над тем поступком,  который он, или она должны совершить.  Задача педагога найти эти струнки индивидуальности, развить их. Вселить уверенность  в себе, а  где-то подержать и направить.