План - конспект открытого занятия по теме "Пантомима - вид сценического искусства"

Вершинина Людмила Сергеевна

Данное занятие разработано для ознакомления воспитанников театра-студии с видом сценического искусства - пантомимой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в объединении театр-студия «Премьера»

Дата проведения: 30.11.2021 г.

Время проведения: 1600 -1640.

Возраст воспитанников: 7-11 лет.

Всего: 13 человек.

Тема: «Пантомима»

Цель: познакомить обучающихся с видом сценического искусства - пантомима.

Задачи:

1)образовательные:

- познакомить с понятиями «пантомима», «мим», «театр пантомимы»;

- познакомить с самыми известными актерами  классической пантомимы;

- познакомить с особенностями грима и стилем одежды в пантомиме;

- повторить понятия «эмоция», «мимика»,  «жест», «поклон», виды жестов;

- учить разыгрывать пантомимические этюды.

2)воспитательные:

- прививать интерес к театральному искусству;

- способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.

3)развивающие:

- развивать пантомимические навыки.

- способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

- словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;

- практические – упражнения, практические задания.

Формы организации занятия: коллективная, групповая, индивидуальная.                                     

Материально – техническое оснащение: 

1. Для воспитанников: карточки с заданиями для разыгрывания мини-этюдов.

2. Для педагога: ноутбук, экран.

Ход занятия:

N п/п

Этапы занятия/ время

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формы организации занятия

Организационно-мотивационный

(1 минута)

Приветствует воспитанников, настраивает воспитанников на занятие. ТБ.

Отвечают на приветствие. Слушают. Отвечают на вопросы.

Коллективная

Определение  темы занятия

Целеполагание

(3 минуты)

Организует подводящий к теме диалог.

- Прослушайте стихотворение - загадку и попробуйте сформулировать тему занятия.

Читает стихотворение – загадку:

В игре актера мир лишился звуков,

Но всем понятна бессловесная игра

Слова проигрывая, двигаются руки,

Глаза, лицо и тело мастера.

- кто догадался, о чем пойдет речь на занятии? Кто назовет тему занятия?

- Совершенно верно, тема нашего занятия - пантомима.

- Сформулируйте цель занятия.

Слушают.

Отвечают на вопрос. Высказывают предположения.

Слушают. Формулируют цель занятия.

Коллективная

Актуализация знаний

(5 минут)

Задает вопрос по теме занятия, просит вспомнить все, что им известно по этой теме или высказать свои предположения.

Прием «Корзина знаний»

Слушают.

 Проговаривают известные им сведения по теме занятия, «складывая» их в «корзину знаний».

Коллективная

Изучение нового материала

(10 минут)

 

Организует работу воспитанников по формированию новых  знаний по теме занятия.

- Кто сможет дать определение понятию «Пантомима»?  Корректирует высказывания. Формулирует понятие.

- Пантомима -  (от греч. Pantómimes - означает «тот, кто изображает всё») - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

- Что мы называем пластикой тела?

-Пластика тела - это определенное движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир.

- С помощью чего актеры могут показать свое внутреннее состояние или состояние  героя? (Мимика, жесты).

Организует просмотр презентации «Пантомима – вид сценического искусства»: рассказывает исторические сведения, поясняет термины. Задает вопросы на уточнение.

Слушают.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Коллективная

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

(5 минут)

Организует повторение изученных знаний (жест, поклон, мимика, эмоции).

- Сегодня мы тоже попробуем побывать в роли мимов, но пока без грима. Будем разыгрывать мини-этюды без слов, используя только жесты и мимику. 

Приглашает детей на сцену.

Разминка:

- Для того чтобы разыграть пантомимические этюды, сначала разомнемся.

1.  Упражнения для повторения видов поклона,  различных жестов.

2. Упражнения на развитие мимики и выражения эмоций.

3. Упражнения для развития пластики тела (Прил. 1)

Слушают.

Слушают. 

Выполняют задания, сохраняя учебную задачу.

Коллективная 

Применение новых знаний

 (15 минут)

Организует практическую часть занятия, направленную на применение полученных знаний.

- Что ж, вы размялись. А теперь разыгрываем этюды в группах. Ходьба выполняется на месте.

Организует игры на имитацию движений (Прил. 2).

1 группа: игра «Мишка, мишка косолапый».

2 группа: игра «Жадный пес».

Обе группы: игра «Как варили суп». 

Организует деятельность воспитанников по проигрыванию ими пантомимических этюдов в индивидуальной форме. (Прил.3).

Слушают.

Выполняют задания в группах (1 и 2 группы).

Становятся полукругом. Выполняют задание.

Выбирают карточку с заданием. Читают. Осуществляют показ на сцене в соответствии с заданием.

Групповая

Коллективная

Индивидуальная

Подведение итогов

Рефлексия

(1-2 минуты)

Организует рефлексивную деятельность воспитанников

- Назовите тему занятия.

- Скажите, достигли вы цели, которую ставили в начале занятия. Почему?

- Понравилось вам занятие? Покажем мимикой или жестами довольны вы или нет.

- А теперь посмотрите на меня. Я довольна вашей работой? (Педагог выражает мимикой отношение к занятию).

- Оцените свою работу.

- Поставьте себе оценку от 5 до 10 баллов, показывая жестами. Оцените по тому же принципу работу друг друга.

Слушают. 

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку, взаимооценку.

Коллективная

Приложение 1.

Упражнения для повторения видов поклона, различных жестов.

1. Обе группы становятся напротив друг друга и одновременно показывают поклоны и жесты приветствия:

 - поприветствуйте друг друга как джентльмены; как леди; как  русские девицы и парни поклоном поясным; поклоном, которым показываете, что очень друг - друга уважаете (до земли).

Группы выполняют задания по очереди: 1  группа - «здравствуйте»;  2 группа – «до свидания»; 1 группа – «идите-ка сюда», 2 группа – «нет», 1  группа - «мы обиделись», 2 группа - «уходите»; 1  группа - «нельзя»; 2 группа - «что же делать?»; 1 группа - «тихо, мы  думаем»;  2 группа - «мы поняли!»; 1 группа - « и мы поняли!»; Обе группы – «мы друзья – мир!».

2. Упражнения на развитие мимики и выражения эмоций.

Обе группы одновременно выполняют задания:

 1) Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Вы съели кислый лимон; сладкую конфету; выпили горькую микстуру.

3. Упражнения для развития пластики тела.

Обе группы одновременно выполняют задания:

  1. 1 группа - идут, как: - роботы; 2 группа – старенькие бабушки; 1 группа – гордые львы, 2 группа - играющие котята.
  2. Посидите, как: - сорока на ветке; - наездник на лошади; - Карабас- Барабас.

Приложение 2.

Игры на имитацию движений

Разыгрываются этюды в группах. Ходьба выполняется на месте.

1 группа: игра «Мишка, мишка косолапый».

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет.  

Мишка хочет сладких ягод,

Да никак их не найдет.  

Вдруг увидел много ягод,

Собирать и есть их стал.

Подошли к мишутке детки,

Мишка ягоды им дал.

2 группа: игра «Жадный пес»

Жадный пес

 Дров принес —,

Печку затопил.

Воды наносил,

Тесто замесил,

Испек пирожок,

Сел в уголок

И съел его сам! AM!

Обе группы: игра: «Как варили суп»

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. Наливайте суп. Ешьте. Дуйте, суп горячий.

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

Приложение 3.

Пантомимические этюды

(Задания на отдельных карточках)

  1. Пришел на луг. Увидел кузнечика. Захотел поймать. Пытался поматьтри раза. Не поймал.
  2. Котенок, который пришел на кухню. Сел под стол и лапкой со стола ворует сосиску, хватает ее и убегает.
  3. Воробей летал, летал. Увидел кормушку. Прилетел, сел, поклевал, уснул.
  4. Спишь. Вдруг звонит будильник, ты просыпаешься. Понял, что опаздываешь, одеваешься, бежишь в школу.
  5. Мама, которая проверяет дневник и видит двойку. Зовет воображаемого сына, показывая дневник, ругает.
  6. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванную, стали чистить зубы.
  7. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Вы счастливы! Бегаете и всем ее показываете.
  8. Вы сморите телевизор. Засыпаете. Стук в дверь, вы боитесь, но идете к двери, открываете ее, а это мама пришла.
  9. Ты сидишь возле будки. Рычишь (без звука) на незнакомых прохожих. Вдруг пришел хозяин, ты прыгаешь от радости, виляешь хвостом.
  10.  Ты рыба, которая плавала в пруду. Вдруг ты увидела червяка. Но ты хитрая. Сняла его аккуратно с крючка. Съела, а потом дернула за крючок.
  11. Ты пингвин, который высиживает яйцо. НО вот яйцо треснуло. Вылупился птенчик, ты его обнимаешь. Целуешь. Прилетел коршун, ты охраняешь своего детеныша.
  12. Ты идешь по лесу. Солнышко припекает, жарко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...
  13. Ты зимой в лесу на лыжах. Замерз. Мерзнут ноги, руки, тело. Разводишь костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Наконец-то согрелся. Потушил костер. Поехал дальше.