Статья – «Игра в театре- психологическая защита подростков». Авторы:Такмакова И.А., Кошелева О.Н., Егиазарян С.С.

Ларина Татьяна Альбертовна

Психологическая защита подростков посредством игры в спектаклях, во время работы над спектаклем, над образом, ролью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья – «Игра в театре- психологическая защита подростков»

Автор

Такмакова Ирина Александровна

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб.,

Соавторы:

Кошелева Ольга Николаевна,

Концертмейстер

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб.

Егиазарян Сусанна Степановна

Концертмейстер, педагог-организатор

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб

Санкт-Петербург

2022 г.

        В наше непростое время самым слабым и незащищённым является старшая категория школьников. Работая в Детском музыкальном театре более десяти лет, мне довелось наблюдать множество различных случаев, связанных с психологическим состоянием подростков.  И, как правило «зерно» этих случаев вытекает из одних и тех же проблем.  После занятий, я много разговариваю с детьми об их жизни и о школе и пришла к такому выводу, что детей никто не слушает, а им необходимо выговориться. Им не всегда нужна действенная помощь и не всегда возможно таковую оказать, но они испытывают радость, когда взрослый человек их выслушивает и слышит.

   Дети приходят в театральный коллектив, как правило, в младшем школьном возрасте, зачастую их приводят родители, и дети не всегда понимают, зачем их сюда привели. Проходят годы, и часть детей покидает театр, но большая часть остаётся и находит себя в лицедействе. В чём же польза театра с точки зрения психологии? Главное - это возможность уйти от себя, хоть на короткое время стать другим персонажем. Как правило, дети в подростковом возрасте из-за гормональных изменений в организме  не принимают себя. Они прячутся за длинные чёлки, яркую одежду, косметику. Пытаются самовыражаться с помощью причёсок, покраски волос в яркие цвета, дреды, стрижки под «ноль» и прочие вещи. Не надо этого бояться, так как это явление временное и говорит о том, что ребёнку не хватает защиты, он боится быть самим собой, не нравится себе. Всё это усугубляется отношением родителей и учителей. На подростков все повышают голос, в школе и дома, все им недовольны. На него давят со всех сторон, и ребёнок постепенно погружается в свою «скорлупу» и закрывает дверь. Но в театре талантливый и неординарный ребёнок находит себе друзей и единомышленников. Он имеет возможность творчески развиваться, и от этого меняется сам. Он может на какое-то время стать тем персонажем, которого он представляет на сцене, и испытать творческое удовлетворение от сыгранной роли. Он учится анализировать характеры и поступки различных персонажей, через это понимать и анализировать жизненные ситуации.

       Самое главное, к чему я пришла с опытом, это то, что к любому ребёнку можно найти подход, с ним нужно договариваться, объяснять, выслушивать и не в коем случае, не повышать на него голос и не унижать, даже если он в чём –то неправ, плохо сыграл, на него нельзя кричать. Нужно спокойно указывать на ошибки и просить больше не повторять их.  Как правило, дети хотят добиться успеха, понравиться, а отрицание этого - просто защитная реакция.