Статья «Спасибо» (Вспоминая режиссера В.А.Иванова)вып.- Николаева Л.О., Егиазарян С.С., Кошелева О.Н.,

Ларина Татьяна Альбертовна

О важности подготовки сценического слова.Слово, которое слышно, понятно зрителю «на всех уровнях», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3-statyan-statya_nikolaeva_l_o.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Дворец детского творчества Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Статья 

«Спасибо»

(Вспоминая режиссера В.А.Иванова)

        

Составители:

                                                                                                                                                          Николаева Людмила Олеговна

концертмейстер,                                                                                                       Кошелева Ольга Николаевна                                                               концертмейстер,                                                                                                                                                     Егиазарян Сусанна Степановна                                                                                                     концертмейстер,                                                                                                                  педагог-организатор

 

        

Санкт-Петербург

Декабрь

 2022

                В нашем детском музыкальном театре «Кантабиле» (ДДЮТ Московского района города Санкт-Петербурга) дети занимаются по программам наших режиссеров, где есть предмет «Сценическая речь». Сценичкская речь – это (предмет) занятие, где осваивается четкое ясное произношение текста. Ну, коль речь еще и «сценическая», значит там имеется ввиду речь, обращенная к зрительному залу и речь, обращенная в самый конец зрительного зала, т.е. речь с разным уровнем динамики (или, лучше сказать, четкости произношения). На эти разные уровни звучания речи постоянно обращал внимание детей наш старейший режиссер театра Виктор Алексеевич Иванов. Я присутствовала на его занятиях как концертмейстер. Вспоминаю, что никогда Виктор Алексеевич не просил детей «говорить громче», он берег детские голоса. Смысл в том, чтобы говорить так четко и ясно, чтобы тебя услышали зрители в последнем ряду. Дети понимают, что сказать «зрителю в последнем ряду» надо как-то по-особенному, но не переходя на крик, «дотянуться голосом до последнего ряда, старательно и отчетливо произнося слова и, между прочим, не быстро, не суетливо, а размеренно и чётко.

И для выработки у детей в речи этих качеств педагог использовал свое любимое упражнение: 5 слогов, составленных из согласной по алфавиту плюс слог «ра», т.е. БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ, ВРА-ВРЭ-ВРИ-ВРО-ВРУ, ГРА-……, ДРА - …и т.д. Эти слоги дети распевали на одном повторяющемся звуке, как звучит обычная распевка, когда концертмейстер дает следующий тон (звук) для распевки каждый раз на полтона выше. Здесь сочеталось и произношение, и пение, и ритм. Что еще хочется отметить – слоги дети пели не наизусть, у них были перед глазами отпечатанные крупными буквами слоги (как как написанные выше) со всеми согласными до конца алфавита. Все эти детали очень важны. Виктор Алексеевич вопросом сценической речи занимался упорно т настойчиво и группы, где он преподавал постоянно приглашали к участию в общедворцовых концертах, просили читать стихи. Развивать грамотную, четкую речь у детей – это делать их воспитанными, культурными людьми, которые спокойно и внятно могут нужное объяснить, говорить с друзьями (не обязательно на уличном «сленге»), не смущаться, в разговоре со взрослыми. Как легко работалось режиссеру, который продолжил работу с группами Виктора Алексеевича.

                На предмете «актерское мастерство» Виктор Алексеевич любил разрешать детям ставить этюды. Дети по группам придумывали сюжеты, которые разыгрывали перед другими детьми. И здесь не звучало знаменитого театрального «не верю!», здесь не звучало: «не понял!», «не слышу», «а как это надо сказать?», «а как сказать лучше?». Виктор Алексеевич продолжал следить за грамотностью, четкостью речи детей. Я думаю, дети, которые теперь уже молодые люди, прошедшие школу сценической речи Виктора Алексеевича, благодарны ему за тренаж, за свою дикцию, за свой «посыл звука», а по сути – посыл слова!

              Слово, которое слышно, понятно зрителю «на всех уровнях», это слово, которое объединяет, радует, поясняет, веселит, печалит, смешит, назидает, учит, волнует, трепещет, доказывает – да еще много разных оттенков смысла может нести сказанное слово. А слова, этой статьи – это память о нашем режиссере В.А. Иванове, который учил детей произносить его величество «Слово» так, чтобы оно было значимым, чтобы оно не пропало, не затерялось. И, конечно, мы должны сказать Виктору Алексеевичу со всем душевным теплом замечательное слово – спасибо!