Главные вкладки

    Ребенок без мамы

    Пенькова Анна Григорьевна

    В своей работе музыкального руководителя дважды сталкивалась с такой ситуацией. В первом случае у ребёнка год назад погибла мама. Воспитатели говорили, что ребёнок трудный, конфликликтует и со взрослыми, и с детьми. Но на музыкальных занятиях я этого не замечала, он всегда очень старался, видно было, что эти занятия ему нравятся. Но во время подготовки к празднику 8 Марта мы начали разучивать песню о маме, и мальчика будто подменили, у меня пропал контакт с ребёнком, он демонстративно отворачивался, дергал других детей, грубо разговаривал .

     Вторая ситуация- у девочки мама надолго уехала "на заработки", девочка жила с бабушкой. Слушаем песню про маму- и слезы до истерики. Я, конечно, постаралась, как могла, успокоить её, даже предложила, пока мама не приехала, временно побыть её мамой, обняла, прижала. Что делать в такой ситуации? Это не единичный случай, в прошлом году у нас в подготовительной группе было 3 ребенка без мамы.

     

    Комментарии

    Очень трудные ситуации. Таких детей не надо привлекать петь песни и рассказывать стихи о маме, их надо окружить заботой и вниманием
    Пенькова Анна Григорьевна

    А как Вы это себе представляете? Вся группа готовит концерт для мам, а этого ребенка не брать на музыкальное занятие? К тому же я знаю, что даже в детских домах к этому празднику разучивают песни про мам, только у каждого ребенка свое представление о маме. Я не считаю выходом отстранить ребенка от участия в празднике. Конечно, внимание и забота- в первую очередь, но как объяснить конкретному ребенку, почему он лишен того, чего не должен был лишиться?
    Грабовская Вера Александровна

    Добрый день Елена Сергеевна! Вы уникальный человек, которому присуще самые добрые человечкские качества. Никто не застрахован от такой ситуации как потеря самого близкого человека - мамы. И для ребенка любой отзывчивый человек - опора и надежда на лучшее. В вашем случае посоветовала бы почаще разговаривать с ребенком, гладить его по головке, он будет чуствовать это. Но, если он не хочет петь песню или читать стихи, пусть сделает это позже. Постепенно он привыкнет к мысли о потере мамы, но самое главное осознает, что рядом добрые люди. Желаю успехов в вашей работе.

    Попробуйте не акцентировать внимание на этом ребенке во время репетиций.Дергает других-пересадите на другое место,не беседуйте во время занятий на отвлеченные темы.Посоветуйте родственникам обратиться к психологу.Заранее извиняюсь,если какие-то советы покажутся Вам жёсткими.
    Пенькова Анна Григорьевна

    Извините, Елена Викторовна, но вы предлагаете бороться со следствием, а не с причиной. Проблема не в том, что ребёнок мешал занятию. Он просто не смог справиться со своими противоречиями. Кстати, после праздника он опять стал заниматься с интересом. А совет по поводу психолога- этот случай был довольно давно, в то время в детских садах психологов не было, да и как-то не было заведено консультироваться с психологом.
    Баженова Светлана Валентиновна

    У нас есть мальчишка, которого воспитывает папа. Мамы у него нет. Свои работы, стихи и песни он посвящает крёстной маме.
    Пенькова Анна Григорьевна

    Светлана Валентиновна, ваш совет мне нравится. То есть, ребенок знает, что мама у него тоже есть, пусть крестная. Но это тоже не во всякой ситуции возможно.
    Андреева Ольга Владимировна

    У нас тоже есть два мальчика(братья) у которых в прошлом году умерла мама. Папа воспитывает один. Готовясь ко Дню Матери мы старались давать стихи без слова - мама-,нейтральные.А на праздники приходит бабушка. Мальчики сначала были закомплексваны, а теперь смотрю,стали активными.
    Пенькова Анна Григорьевна

    Я про стихи вообще ничего не говорю, это и так понятно, что стихи с обращением к маме давать таким детям не нужно. Обе ситуации произошли при слушании и разучивании песни о маме, которую поют все дети хором.

    У меня было наоборот. Моим дочерям было 11 и 6 лет когда погиб муж. И когда готовились к 23февралю младшая пришла ко мне в кабинет в слезах. Я тоже сначала хотела попросить классного руководителя освободить ее от участия. Но потом я поговорила с дочерьми, сказала дочерям, что пусть папы и нет рядом с нами , он постоянно рядом , слышит, видит нас и радуется за наши успехи.Прошло уже 5 лет,на 23 февраля, на вечера встреч с папами девочки приглашают дедушек, но открытку подписывают и папе и кладут к фотографии отца.
    Пенькова Анна Григорьевна

    Спасибо, Светлана Валерьевна! Я тоже думала о чем-то подобном. Этот совет мне нравится больше других. Можно сказать ребенку: "Мамы нет рядом с тобой, но она тебя все равно видит, слышит и любит". Может быть, это ему поможет.
    Шайдурова Ольга Ивановна

    А у меня не множко по другому. Почти каждый год в ходе подготовки к этому празднику, дети поют песни и не которые из них плачут, причём не только девочки, но и мальчики. Девочки, как правило объясняют, что песни такого хактера, что за душу берут. А вот мальчики, сама заметила плачут те, которых излишне усердно опекают мамы, хотя и папы имеются. А по поводу вашей ситуации, не надо никогда акцентировать внимание на таком ребёнке, это такая своеобразная защита от всех. Вы сами пишите что это прошло. Со временем и у него всё встанет на место. Желаю успехов! Иногда и нам музыкантам приходится проходить такие психологичские тесты.
    Пенькова Анна Григорьевна

    Ольга Ивановна, я согласна, что музыка, песня в этом случае послужила катализатором реакции, всколыхнула чувства ребенка. С одной стороны хорошо, что наши дети могут так чувствовать музыку, это своебразная тренировка душевных качеств. Спасибо, и Вам удачи в вашей работе!

    Если ребенок дошкольного возраста, место мамы в его жизни все равно заполняется. По опыту знаю, что ребенок часто называет мамой самого близкого человека (женского пола), который занимается его воспитанием, уделяет ему внимание. Как правило, это бывает бабушка. Я знаю несколько детей, которые зовут своих бабушек "мамой". Причем у одного из них мама умерла (ребенок был совсем маленький), у других мамы просто где-то находятся, участие в воспитании ребенка не принимают, либо ушли из семьи. И самое интересное, что эти дети от отсутствия мам особенно не страдают. Надо просто попробовать выяснить, кого ребенок может принять на роль мамы.
    Пенькова Анна Григорьевна

    Юлия Николаевна, я во многом согласна с вами.
    Кокина Наталья Вячеславовна

    Дорогие коллеги. Тему затронули непростую Ответ дать однозначный нельзя. Но ребёнок должен научиться жить без мамы. И задача учителя - помочь. Не заменить маму, а помочь выстоять, научиться жить и не озлобиться, не затаить обиду.Ко мне в 1 класс пришла девочка, у которой умерла от болезни мама. На подготовке я очень переживала. Как мне с ней общаться, чтобы не потревожить свежие воспоминания? Мне было страшно произнести слово "мама". Были беседы с папой, с бабушками, выработка тактики поведения. С радостью могу сказать, наша Сашулька победила! Сейчас мы готовим проект к 8 марта, где нужны фото мам для презентации. А Саша принесёт фото любимой бабушки. Только и к 23 февраля я сделаю презентацию с фото пап, а Сашин будет на первом слайде. Каждый случай особенный!
    Пенькова Анна Григорьевна

    Наталья Вячеславовна, я согласна с вами, однозначного ответа нет, к каждому ребенку нужно найти свои подход. Благодарю всех коллег, высказавших свое мнение, предложивших свои варианты разрешения ситуации.

    Если педагог знает о таких ситуациях, то не стоит травмировать ребенка лишний раз. В саду и школе ребенку и без этого хватает стрессов, прорабатывать потерю лучше в более комфортных условиях, все-таки это дети. Мы в саду в аналогичном случае не стали делать акцент на том, что 8 марта - праздник для мам. Этот международный женский день. Уже одно слово - "международный" - хорошая платформа для творчества. Но мы тогда не догадались и посвятили этот праздник весне и девочкам. Мам не трогали совсем, ни в стихах, ни в песнях, благо выбор сейчас большой. Также и 23 февраля - был год, когда в одной семье родители делили ребенка, и 23 февраля - день защитника Отечества - стал физкультурным праздником силы, ловкости и выносливости. Конечно, все зависит от того, когда произошла потеря, и как ребенок с ней справляется - педагог должен быть в курсе, в любом случае.