Ситуация на школьном логопункте

Ко мне обратились родители будущего первоклассника с просьбой зачислить мальчика на логопункт. Ребенок слабослышащий, общается с помощью слухового аппарата. Я пообещала родителям взять ребенка на индивидуальные занятия, но при этом его не оформлять официально, т.к. такие дети по нормативным документам не могут обслуживаться на логопункте. У меня ставка, а речевых детей большое количество. Заниматься я обещала бесплатно. Но родители требуют официального оформления. Собираются обращаться к министру образования края. Я уже сталкивалась с ситуацией, когда ребенок представленный мной на КПМПК по заключению не соответствовал требованиям логопункта.  Мне было сделано замечание. Как мне поступить теперь?

 

Комментарии

Иванова Елена Николаевна

Не следует оформлять ребёнка неофициально.Тем более ребёнок со сложным дефектом. Отправляйте на ПМПК, если родители заинтересованы пускай принесут вам рекомендации, на основании которых вы или примете ребёнка, или нет. И не надо мудрить, иначе ваше доброе дело выйдет вам боком, учитывая активность родителей.Пускай родители уговаривают и доказывают ПМПК, чтобы они дали ей направление для занятий на логопункте. У меня в школе количество детей , нуждающихся в логопомощи, гораздо больше, чем мест на логопункте.Объять необъятное нельзя.Поставьте на очередь. И по инструкции мы в первую очередь принимаем детей, имеющих нарушения чтения и письма, а с фонетическими дефектами только если остались свободные места.Фонетику родители должны были исправить у детей до школы, в детском саду или поликлинике. Успехов вам!

Ребёнок слабослышащий и из разговора с родителями я узнала, что у него инвалидность. Ребёнка мне пока не приводили и документов не показывали. Мальчик посещал спец.д/с, и я предполагаю, что у него должно быть заключение ПМПК.
Антонова Светлана Константиновна

Полностью согласна с Еленой Николаевной.Не берите на себя такую ответственность.

Встречусь с родителями на следующей неделе, напишу о результатах. Знают от учителя их старшего ребёнка, что родители очень скандальные. Хочется себя обезопасить.
Татьяна Ивановна Тылик

Ольга Николаевна!Действуйте только официально, аргументируйте нормативной документацией.Если родители заинтересованы в занятиях, то сами должны проявить инициативу и выразить своё пожелание заниматься с логопедом на ПМПК.Кстати, он в школе будет на индивидуальном обучении?Если-да, тогда ПМПК имеет полное право прописать Вам занятия с ребёнком, определить нагрузку по кол-ву часов,это будет дополнительная работа, которая будет Вам оплачиваться.Удачи!

Я в этом году занималась с таким ребенком и мне не оплачивали. Просто пожалела маму,т.к. она прикладывает много сил. А у ребенка имелись и психические растройства.
Иванова Елена Николаевна

Рекомендации ПМПК прописать может. Но дополнительную оплату будут производить только в случае если ребёнок получит статус инклюзивного, школа организует обучение детей с ОВЗ и получает дополнительное финансирование. У нас в школе тоже есть такие дети, но занимаюсь с ними в обычном режиме.Никаких дополнительных выплат нет.Хотя на детей-инвалидов должно идти повышенное финансирование. Но для этого администрация должна оформить определённый пакет документов и получить статус школы ,осуществляющей инклюзивное образование. У нас в районе есть рядом такие школы,но дети туда уходить не хотят.

ПМПК всем детям с ЗПР рекомендуют занятия с логопедом. У нас есть школа с классами для таких детей, но родители не спешат в неё переводить ребёнка. И мне приходится вести работу с такими детьми. Я их оформляю в группы с ОНР. Ставка логопеда в школе одна, а классов-комплектов в начальной школе 16. Только первых классов в зтом году было набрано 5. Из них 45 учеников с нарушением речи. Я обычно набираю до 30 чел.(ОНР, ФФН) и + до 10 чел. провожу через Журнал консультаций.Рядом со школой д/с с двуми группами ОНР и группой ЗПР и это тоже мои потенциальные ученики.Дети из группы ЗПР выводятся через ТПМПК, но родители отказываются предоставлять Заключения. Пыталась в этом году получить дубликаты через запрос от школы, но нам отказали.

Хочу оставить комментарий не как педагог, а как родитель слабослышащего ребенка. Существует такой закон, для детей имеющих статус инвалида. Если с ребенком не занимается логопед или другой специалист, то родители имеют право сами найти своему ребенку логопеда, в этом случае с педагогом заключают договор или фонд социального страхования или соцзащита (в разных регионах по разному) и педагогу идет оплата. Предложите родителям такой вариант,пусть поинтересуются.

Елена Леонтьевна, спасибо за совет!Имея под рукой различные варианты, будет проще решить проблему и мне и родителям. А почему родители отказываются от спецшкол? Боятся, что ребенок будет далеко от них или его речь будет плохо развиваться?
Иванова Елена Николаевна

Ольга Николаевна! Детям с ЗПР ,в первую очередь , требуется дефектолог или психолог. Если таких специалистов нет, идут по пути наименьшего сопротивления,направляют на занятия к логопеду. У меня ситуации аналогичные, направляют ко мне, мотивируя тем, что я точно справлюсь и помогу.А то, что это дети не с первичным речевым дефектом, забывают. И забывают о том, что дети с ЗПР на школьный логопункт не должны приниматься ( по инструкции). И детей, имеющих речевую патологию у меня на 6 ставок, а имеется 1,5. Но объять необъятное нельзя. Поэтому я поняла, что набирать надо строго по инструкции, иначе могут возникнуть проблемы с КРУ, да и качество работы снижается. А через консультации у меня проходит огромное количество родителей и детей ( около 300, те кого я успела записать, а ещё неучтённые).За это директор мне сделала персональную надбавку ( 0,35 ст.). А выписки из протокола ПМПК теперь могут выдать только с письменного согласия родителей. Или если они по доброй воле сами принесут, что они не спешат делать. Добиваемся этих выписок всеми правдами и кривдами. Поэтому очень Вас понимаю и сочувствую.

Знаете, не все родители готовы отдать своего ребенка в спецшколу. Например у нас ее вообще нет,альтернатива только интернат. У меня ребенок после кохлеарной имплантации, это намного эффективнее чем слуховой аппарат.Государственная программа предусматривает безбарьерное обучение, но оно тоже идет пока однобоко, т.е. родители зная свои права и права ребенка идут в массовые школы, но педагоги не готовы работать с такими детьми, новых ставок логопеда или сурдопедагога не открывается. Знакомая уехала в другой город, где есть школа для слабослышащих дневного пребывания, но уже пришел приказ о том, чтобы закрыть эту школу, а всех детей отправить в массовые школы. Институты, которые проводят операции по кохлеарной имплантации рекомендуют массовые школы, так что нам тоже некуда деваться и мы все идем к вам.

У меня есть приятельница у которой оба ребенка имеют нарушение слуха. Только после рождения второго ребенка они выяснили, что это нарушение произошло на генном уровне. Старший ребенок закончил спецшколу(интернат), а младшего они смогли прооперировать в Москве. И я могу сравнить этих детей. Ребенок после операции слышит и догоняет своих сверстников.С таким ребенком заниматься логопеду проще. Ребенок со слуховым аппаратом в массовом классе отстает. А классов для этих детей никто открывать не спешит, да и специалистов нет. У меня на практике была студентка 3 курса, и её знания откровенно шакировали. А ведь это незаконченное высшее образование и можно уже работать.
Иванова Елена Николаевна

Работать с детьми с нарушениями слуха не самое страшное. А с детьми после операции, вообще работать можно нормально. Надо только знать нюансы. Страшнее,когда в общеобразовательной школе сидят дети с интеллектуальной недостаточностью, и родителей не сдвинуть. Они программу не берут, а родители упираются. Так, что дети , с любой патологией, но с нормальным интеллектом могут обучаться в общеобразовательной школе. Только для этого необходимо создать условия.Ввести дополнительные ставки специалистов, чтобы можно было грамотно организовать работу с такими детьми и действительно оказывать помощь. А пока этого нет, приходится выкручиваться. Но принимать таких детей надо только с рекомендациями от ПМПК и по заяавлению родителей. Желательно указать взаимные обязательства.

Елена Николаевна, если это РПМПК, то они всегда рекомендуют занятия с логопедом. Я на это тему говорила с председателем РПМПК.Мне ответили, чекомендовать они обязаны , а где родители найдут логопеда - это уже другой вопрос. Родители требуют выполнение рекомендаций от школы, хотя у нас есть коррекционный центр.
Иванова Елена Николаевна

Значит, если вопрос стоит так, то поставьте ребёнка на очередь. Обязательно составьте грамотное заявление. Поясните, что логопункт предназначен для работы с детьми с первичной речевой патологией, покажите им эти наши документы. Объясните, что вы не сможете оказать ребёнку помощь в полном объёме.Они должны подписать в заявлении пункт о том, что они предупреждены об этом, и что претензий к результату работы иметь не будут, и от занятий в коррекционном центре отказались. Каждый пункт подписывают отдельно. Я так делаю всегда для тех детей, которые либо не подходят под логопункт, либо отказались от перевода в другие учебные заведения(коррекционные).Подробно всё проговариваю с родителями, чтобы потом меня не обвинили в том, что я им ничего не объснила, или плохо работаю. В этом году у меня несколько таких детей. ( 2чел- отказались уходить в речевую школу, 1чел. -в класс КРО, 1 чел. - в школу 8 вида.)Я возьму их на занятия , но в рамках работы логопункта, т.к. никаких иных выплат за работу с такими детьми мне не производят.

Сегодня приходили родители с ребенком. У них еще не пройдена КПМПК перед школой. В прошлом году они проходили комиссию перед поступлением в 0 класс при школе-интернате для детей с нарушением слуха. Имеется заключение того года:Сенсоневральная тугоухость 3 степени.Задержка интеллектуального развития.Системное нарушение речи. Но так как в семье у всех нормальный слух, ребенку рекомендовано находиться в речевой среде и обучаться в общеобразовательной школе. Попросила родителе на КПМПК уточнить по поводу логоп. занятий. К специалистам Центра они не хотят идти.Может им рекомендуют надомное обучение.
Иванова Елена Николаевна

Необходимо,чтобы родители с ребёнком обязательно прошли ПМПК. Получат рекомендации. Плохо,что не хотят идти к специалистам Центра, может ещё удастся убедить.Пусть попробуют оформить надомное обучение, но с возможностью посещать школу, чтобы быть в полноценной речевой среде.А у вас будет возможность понаблюдать за ребёнком. И тогда будет видно, сможет или нет ребёнок в дальнейшем обучаться в общеобразовательной школе. Может родители переменят своё мнение, если ребёнку будет сложно. Меня в данной ситуации больше всего волнует задержка интеллектуального развития.

С надомным обучением родители навряд ли согласятся, а вот индивидуальное им подойдет. ребенок будет и в обществе, а знания будет получать индивидуально. Если у вас есть центр, то наверняка там есть логопед, после школы они могут его посещать. Объясните родителям, что их ребенка поставите в очередь, а они пока пусть воспользуются услугами центра. Желаю удачи.

Елена Леонтьевна, в центр они не хотят.Их там не устраивают специалисты. И меня, мягко говоря. тоже. Ведь работать можно по-разному.Логопеды которые получают профессию при институте усовершенствования-это не логопеды. С их работой я сталкивалась. И родители многие не спешат туда обращаться.

Уважаемая Ольга Николаевна, если родителей что-то не устраивает в специалисте, то они должны искать частного, который им подходит. Нам с ребенком пришлось все делать самим, благо я педагог. Если они пройдут ПМПК, то там обязательно будет прописан логопед. А что у них написано в ИПР? Если ребенок инвалид, то у них есть ИПР, там тоже прописаны специалисты и исполнители проведения коррекционных мероприятий, а одна вы всех не сможете охватить,действительно хороших специалистов остается все меньше и меньше.

Елена Леонтьевна, я видела только рекомендацию обучения в общеобразовательной школе.Посмотрим что напишет краевая комиссия.Скажите,а такому ребенку можно давать диктанты, или ему рекомендованы только списывания?
Татьяна Ивановна Тылик

Елена Леонтьевна права:надо посмотреть ИПР.Что там прописано? Кстати, ПМПК тоже будет смотреть именно ИПР, изобретать велосипед не стоит.

Очень много спорных вопросов, даже не знаю что и сказать, надо смотреть речевое и слуховое развитие ребенка.Если он может писать слова на слух, то наверное навык письма под диктовку он осилит, но эта работа в основном ляжет на плечи родителей. В этой ситуации вы и учителя будете выступать как координаторы дальнейших действий, потому что времени на отработку того или иного навыка у вас нет. Мы тоже нынче с ребенком идем в первый класс, нам предложили и дистанционное обучение, и индивидуальное и общеобразовательное, у нас прописано в ИПР общеобразовательная школа.На ПМПК мы даже не ходили.Но я так думаю, что всю работу мне придется с ней делать вместе иначе результата не будет. Дети с нарушениями слуха наблюдаются у сурдопедагогов, у дефектологов и т.д. Нас всегда кто-то координирует и дает советы, что делать дальше, чтобы развить слуховой навык, и родители должны это понимать и сами работать в этом направлении, а "спихнуть" ребенка на одного специалиста не даст результата.

Слабо слышащий ребенок. Причина. Сотоит ли в реабилитационной программе со слуховым аппаратам?