Особенности проблемно-диалогового обучения

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Методическая цель — создание условий для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенции - достигается использованием разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации. Сочетание технологии проблемного обучения с групповой формой по Программе Кембриджского университета на уроках дает возможность учащимся осуществлять учебный поиск наиболее эффективно. В основу практической деятельности положена идея, заключающаяся в изменении организации учебно-воспитательного процесса на основе сочетания технологии проблемного обучения с групповой формой работы, что создает условия для выхода детей на новый уровень общения и обучения. Данное сочетание помогает объединить обучение, развитие и воспитание в единый процесс.

В процессе реализации инновации было обнаружено противоречие, состоящее в том, что дети не готовы «добывать» знания, а ждут их в готовом виде от учителя. На начальном этапе обучения учащиеся обычно общаются друг с другом на уроке через учителя, потому воспринимают его как единственный источник знаний и информации. В связи с этим появилась необходимость в решении следующих задач:

1. Научить самостоятельному поиску решений учебных задач.

2. Развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности.

3. Воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность.

Решение данных задач осуществлялось нами постепенно. В первом классе дети находят решение совместно с учителем, но при этом им предоставляется возможность предполагать, высказывать свои соображения, устанавливать несоответствия, объяснять свой выбор (не согласен - объясни!). На данном этапе обучения целесообразно использовать диалоговую форму обучения и начать введение групповой формы работы.

Во втором классе дети, работая в группах, выдвигают гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к новым знаниям, самостоятельно принимают решение и представляют его классу и учителю. Важно, что реакция на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения носит рефлексивный характер. На данном этапе роль учителя еще велика, т.к. детям необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их. Наряду с учебными задачами решается и воспитательная задача, кроме того, развивается речь, логическое и критическое мышление. Дети постепенно начинают общаться между собой, причем общаться по делу и уважительно. Поэтому в третьем и четвертом классе поиск решения учебной задачи, представление решения, его анализ и оценка осуществляется детьми без прямого вмешательства учителя. После принятия общего решения учащимися учитель высказывает авторитетное мнение, или свои выводы дети сверяют с выводами ученых в учебнике. Если дети пришли к неправильному решению, срабатывает прием «яркого пятна»: учащиеся разбираются в причинах ошибки совместно с учителем, лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение. Важно, что все учащиеся класса несут ответственность за принятое решение. При этом действует принцип «не доказал обратное, значит, согласен!». В процессе групповой работы нет необходимости заслушивать решения всех групп. Если решения разнятся, то стоит рассмотреть варианты и прийти к общему решению в сравнении. Так даже интереснее! Постепенно дети привыкают сверять свое решение с представленным на обсуждение, полностью контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников. Все это происходит на фоне конструктивного общения детей друг с другом напрямую, а не через учителя. Здесь действуют «золотые» правила: «Не перебивай говорящего!», «Говори коротко и по делу!».

 

Комментарии

Унгарова  Самал Утемураткызы

классная идея. Необходимая вещь