Особенности проблемно-диалогового обучения в начальной школе

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна
Проблемно-диалоговое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Технология проблемно-диалогового обучения дает возможность:
- научить ребят мыслить логично, научно, творчески
- формировать не просто знания, а знания- убеждения, что соответствует формированию научного мировоззрения
- содействует формированию прочных знаний, так как, сведения, самостоятельно, добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти. Если эти знания забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
  -  воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
-  формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности
- формировать и развивать интерес к учению.
Теоретическую основу проблемно-диалогового обучения разработали Матюшкин, Колзакова, Цукерман.
Они выделили составляющие проблемно-диалогового обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема.
Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения ребенка, требующего от него поиска решения.
Учебная проблема – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.
Как создать проблемную ситуацию на уроке?
Приемы создания проблемной ситуации представлены на слайде.
Учебники комплекта «Планета знаний» насыщены такими проблемными ситуациями, однако главная задача учителя овладеть техникой постановки проблемных вопросов перед учащимися.
Я считаю, что проблемным вопрос становится,
 - если он содержит в себе трудность, но и позволяет ребенку определить границы известного и неизвестного.
- если он имеет логическую связь с жизненным опытом ребенка, а так же  с ранее усвоенными понятиями и представлениями.
- если, вызывает чувство удивления и неудовлетворенности с имеющимся запасом знаний.
 Проблемная ситуация может быть - с удивлением и с затруднением.
На своих уроках я создаю ситуации, как с удивлением, так и с затруднением.
Например, на уроке русского языка я предлагаю определить 
- по какой причине пишется не с, а з в словах?
- прошу обратить внимание детей на предложение «Свеж воздух зимой»
 где дети должны определить где подлежащее, а где сказуемое.
На уроке математики-
- Разгадай правило и вставь числа в пустые окошечки.Такого типа проблемные ситуации обеспечивают выход к учебной проблеме.
На этом этапе урока мне важно организовать диалог, чтобы дети сами сформулировали проблему.
Я использую преимущественно на уроках два вида диалога:
Побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог - создает ситуацию, при которой дети вынуждены о чем-то догадаться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение. 
Подводящий диалог – используется тогда, когда ученик затрудняется. Тогда системой посильных вопросов и заданий, например; сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу детей к самостоятельному открытию нового знания.
 
 

Комментарии

Унгарова  Самал Утемураткызы

Потрясающе

Унгарова  Самал Утемураткызы

Потрясающе