Преподавать но-новому. Новый взгляд на образовательный процесс

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна
 
После окончания первого этапа курсов «Лицом к лицу», приехав на практику в школу, я решила пересмотреть принципы процесса  обучения. «Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения».  Поэтому, прежде всего нужно было начать с создания в  классном коллективе  коллаборативной среды. «Коллаборативный класс приставляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета и содержания обучения». На курсах  повышения квалификации, были рассмотрены и изучены 7 модулей, лежащих в основе программы Кембриджского университета. Необходимость внедрения 7 модулей в процесс обучения был очевиден и  мой взгляд на это должно было в корне изменить мою педагогическую деятельность. Вопрос был в том как на одном уроке использовать все 7 модулей? Через какие активные формы, методы и приемы  работы?. 
Перед школой и учителями встает новая задача: создать условия для успешного саморазвития ученика. Традиционное преподавание, при котором ученики действовали по принципу «Сиди и слушай» и   учитель играл ведущую роль на уроке, себя уже изживает. На смену традиционной системы приходит инновационная система преподавания при котором действует эффективное правило «Думай и действуй». В  данное время учитель и ученики  должны стать сотрудниками и изменить свое отношение  к процессу обучения.
При этом учителя в учебном процессе, ориентированном на знания, содействуют более основательному обучению учеников, в противовес поверхностному. В таком процессе ученики комментируют, предоставляя повод для размышления, задают наводящие вопросы, а также озвучивают решения проблем, анализируя свои идеи и идеи других учеников. Они не боятся рисковать, напротив, «быть в тупике» для них – очередной повод что-либо познать.(Руководство для учителя стр.142) 
Характер деятельности учителя - роль организатора, консультанта, помощника, наставника. Характер и стиль взаимодействия  между учителем и учеником  должен стать   открытым, демократичным и рефлексивным. Учитель – создает условия, чтобы дети учились сами, использовали дополнительную литературу  при подготовке к урокам, умели пользоваться интернет-ресурсами. Широкое использование на уроках географии приема «Айболит», когда самими учениками вносятся коррективы по подготовке к урокам и это позволяет увидеть самомотивированость  учащихся .Это прослеживается  при вовлечении детей к работе путем проведения тренингов т.е перед каждым уроком проводились флеш-тренинги, первые два урока они проводились учителем, затем сами ученики проводили  психологические тренинги.
Традиционные уроки и применяемые формы работы не дают возможность выйти за эти рамки, не позволяют узнать информацию об учащихся, помимо, тех которые мы получаем в  процессе обучения, нет возможности узнать интересы детей,  чувствуют ли они на себя на моих уроках комфортно. Данная практика предоставила эту возможность.  На первых уроках, хотя форма работы поменялась, уже установившиеся ранее правила и нормы поведения не позволяли  учащимся чувствовать себя свободно, они вели себя  скованно, работая в группах, не решались встать с места, свободно выражать мысли, работа в группах была не организованной. К концу практики эта тенденция кардинально поменялась, учащиеся стали чувствовать себя увереннее и свободнее, работа в группах стала взаимодополняющей и взаимоподдерживающей. Дети стали чувствовать себя комфортнее, им нравилось работать в группе над поставленными задачами, это можно было судить по их улыбкам и часто раздаваемым смехом в классе. В конце урока  почти у всех учащихся отмечалось улучшение настроения.При этом я, как учитель была довольна достигнутыми результатами. Хотя  на первых уроках, так же чувствовала неудовлетворение, когда работа шла не по плану, например некоторые задания занимали больше запланированного времени, ввиду того, что детям было интересно работать над оформлением постера или они не могли организованно подойти к выполнению поставленной задачи. 
На последующих уроках эти минусы были учтены: в каждой группе назначался таймскипера, который следил за временем, эксперта, который следил за првильностью выполнения  задания. . Во многом создание коллаборативной среды в классном коллективе осуществлялось посредством психологических тренингов, флеш-тренингов, танцевальных разминок. Считаю, благодаря тому, что все мнения учащихся на уроке учитывались,  каждое мнение бралось во внимание, в классе удалось создать доброжелательную, непринужденную, доверительную атмосферу.
Я научилась системно анализировать свою работу, видеть причину успехов и неудач. Таким образом, повышать профессионально свои умения и навыки.
Приобретенные навыки организации и построения учебного процесса не будут ограничены лишь обучением на курсах и  периодом практики.