Ябедничество среди детей младшего школьного возраста

Гашкова Вера Алексеевна

Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...» Как вы поступаете в такой ситуации?

 

Комментарии

Свинина Любовь Геннадьевна

Здравствуйте, Вера Алексеевна! Данная ситуация показывает, что дети не умеют общаться между собой и это встречается не только в школе. В детском саду, в своей группе, я прошу ребят уединиться вдвоём (зависит от количества участников данной ситуации) и высказать друг другу все свои претензии, сделать вывод и принять решение. Затем, они подходят ко мне и сообщают о разрешении конфликта. При этом я обязательно спрашиваю: что послужило поводом, кто был зачинщиком, к какому выводу пришли, какое решение приняли? Эта "процедура" проводится в нашей группе ежедневно и давно. Дети уже не подходят ко мне с жалобами, им достаточно увидеть мой взгляд и они самостоятельно садятся и общаются. Ябедничать стали реже.

Кривошеина Ирина Николаевна

Интересный способ, обязательно попробую

Кузьмик Светлана Владимировна

В каждой конкретной ситуации может быть разное рарешение проблемы. Например, в ситуации, когда ребёнок говорит, что "А он у меня взял..." не помешает лишний раз напомнить, что чужие вещи брать без разрешения нельзя. Лучше уж будет сказано об этом учителю, чем такая ситуация "брать без разрешения - воровать" будет повторятся.

Свинина Любовь Геннадьевна

Я согласна с Вами Светлана Владимировна - ситуации бывают разные, как, впрочем, и каждый человек (взрослый или ребёнок)!Работая в детском саду, в группе (порой по 10,5 часов ежедневно) я вижу каждого ребёнка: чем он занят, куда он пошёл, как он общается (чувствую его "сущность"). Есть и такие, которые "любят" заглядывать в соседние шкафчики в приёмной. Иногда с такими детьми провожу индивидуальную беседу, а иногда, без упоминания имён, беседую со всеми детьми, напоминая о рамках дозволенного. И, всё же, детей нужно приучать общаться самостоятельно, смело высказывать своё мнение или отношение к происходящему. А взрослый, незримо для детей, является наблюдателем, готовым вмешаться тогда, когда это будет необходимо, исходя из ситуации!

Медведева Вера Алексеевна

Ко мне в 5 класс пришёл мальчик из соседней школы. Родители объяснили, что на прежнем месте ребёнку стало очень некомфортно: он спокойный, а все остальные шумные, драчливые, начали мальчика "травить". У меня класс самый средний по всем показателям, раньше был вполне мирным. И вот то один, то другой, а то и целой компанией подходят жаловаться на новенького: дерётся. Начинаем разговор, и, по мнению мальчика, виноват перед ним весь класс. Все его раздражают, а потом ещё и "ябедничают". Не могу объяснить ребёнку, что есть разница между "ябедой" и желанием решить спор миром.

Свинина Любовь Геннадьевна

Я думаю, в-первую очередь, необходимо познакомиться с семьёй мальчика, пообщаться с родителями. И, конечно же, обратиться к школьному психологу. Почему-то ребёнок привык защищаться, считая, что все настроены против него - это глубоко, внутри (в душе) мальчика. Ваша задача, как педагога - помочь ему посмотреть на этот мир другими глазами, помочь адаптироваться в новой среде.

Шкаева Людмила Николаевна

Ябедничество начинается гораздо раньше. По моему опыту могу судить, что со старшей - подготовительной группы детского сада. Ко мне тоже часто подходили дети и говорили: "А почему он у меня взял? Почему он меня стукает?" В этом случае я предлагала спросить об этом самого обидчика. Потом предлагала детям высказать свое неудовольствие друг другу, как говорилось выше. Только самостоятельно у них это сделать не получалось,в силу возраста, приходилось быть посредником. Я старалась учить ребят самостоятельно решать своим небольшие конфликты, но для 6 7 летним детям это сделать крайне сложно

Свинина Любовь Геннадьевна

Да, Людмила Николаевна, сложно, но возможно! Не все 6-7-летние дети так уж не самостоятельны. Речь не идёт об отстранённости педагога (как раз наоборот - всё под его чутким руководством, если Вы внимательно прочитаете первый комментарий), а лишь об одном из способов решения данной проблемы. При общении друг с другом дети учатся: оценивать свои поступки, анализировать, искать пути решения, да и просто - взаимодействовать друг с другом. И в решении данной проблемы можно использовать различные средства: чтение детской художественной литературы с обсуждением, обыгрывание сценок и мн. др.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

А у моих детей в классе такие "разборки" происходят постоянно. Учителю надоело выяснять что к чему и она сказала детям - разбирайтесь сами. Когда мне надоело дома выяснять с сыном причины драк, то пришлось разговаривать с обидчиком самой - учитель даже не подошла. Не знаю кто был из детей прав, моей целью было попытаться достучаться до ребят, чтобы не покалечили друг друга. Может быть и не стоило мне разговаривать с ребятами, начальная школа еще, но так отстраняться, мне кажется, тоже нельзя. Возможно я не права, не знаю.

Зименс Мария Фёдоровна

Благодарю всех, кто поделился своим опытом работы с таким проявлением у детей как ябедничество. Я стараюсь "дорисовать" ребёнка каждого вне зависимости говорит он плохое или нет, сравниваю каждого только со своими победами над собой (в нашем классе нет таких ребят-ябед, а есть детки, которые видят в других, то, что есть у них самих, но все мы общими усилиями боримся с этим не очень пристойным поведением, и каждый старается, очень старается изжить, выжечь в себе стремление пожаловаться, что-то высказать, а если очень-очень хочется сказать, сказать только хорошее и прикусить себе язычок, чтобы не вылетело обидное слово, думать прежде чем слово уже сказано; действенным является чтение притч, сказок, пословиц, емкие выражения и обязательно еженедельно провожу уроки добра необходимой (на данный момент)тематики. Обязательно акцентирую (чтобы все слышали) здорово как, мы прожили день в радости,без обидных слов, ябед. Благодарить за малейшие успехи в работе над собой.

Бородаева Екатерина Сергеевна

Согласна с тем, что ябедничество созревает к старшей - подготовительной группе. Здесь следует помнить о том, что в этом возрасте большинство детей осознают свою взрослость, и их ябедничество часто возникает по той причине, что им хочется подчеркнуть то, что в отличии от (Сережи, Васи, Пети) они знают как надо себя вести, они зачастую хотят выступить помощником воспитателя. Однако, конечно, существуют дети, любящие пожаловаться (таких людей мы и среди взрослых можем увидеть). В таком случае я им напоминаю: "Хорошо, сейчас жалуешься ты, а хорошо ли ты вел себя сам 5 - 10- 15 минут назад?" И рассказываю о том, что тот, кто идет жаловаться и показывать пальцем на других, должен сам быть безупречен, только тогда можно принять жалобу всерьез. Обычно безупречен никто не бывает, и ябеды стихают. Однако, конечно есть какие-то серьезные моменты, когда стоит жалобу принять всерьез. Я думаю, что педагог сможет отделить ябедничество от настоящей встревоженности или опасения за что или кого-либо. Но это мое сугубо личное мнение.

Алексеенко Андрей Иванович

Памятка для родителей «Если ребенок ябеда»

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3421.html