Ситуация соперничества

Тартанова Галина Анатольевна

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и ис­править ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошиб­ку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, кото­рая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, про­демонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учитель­ницы.

В о п р о с ы   и   з  а д а н и  я

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

 

Комментарии

Зименс Мария Фёдоровна

1. Возрастными особенностями детей; показать учителю, что они внимательны, или - угодить учителю, может быть проявить свое превосходство над другими.
2. Собственной значимости, "Я" - лучший (ая).
3. В каком направлении учителю строить воспитательную работу с детьми на нравственные темы, через притчи, рассказы, сказки, исследовательскую или проектную д-ть (ни один год, а хотя бы 2), и родителями, через проигрывание школьных ситуаций; своими действиями - доброжелательностью, уважением к личности ребёнка, "дорисовыванием"неуверенных, с проблемами; использовать позицию успеха, найти в каждом достоинства, чтобы используя их скорректировать - в +.
4. Неуверенность, нерешительность, обиду, беспокойство, переживания.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Согласна с Марией Федоровной. Все верно. К сожалению чаще появились такие ситуации, когда один ребенок старается показать свое превосходство. Причем во всем: знания, одежда, красота, умения... С теми, кто подвергается такой "атаке" нужно работать индивидуально, нужно работать и с родителями обеих девочек.

Лариса Станиславовна Фурман

Каждый человек прекрасен сам по себе, в силу своей индивидуальности. Даже у самого слабого ученика есть мгновения, когда он может быть примером для остальных школьников. А ещё моим девизом для детей является - "самая главная победа - это победа над собой". Ребёнок вызывает моё уважение в большей степени тогда, когда его сегодняшняя работа лучше чем вчерашняя. У каждого свои победы.

Татьяна Михайловна Захарченко

Ситуаций, включая ситуацию соперничества, в начальной школе предостаточно. Для этого мы и есть рядом, чтобы вовремя объяснять, формировать, делать выводы и не оставаться равнодушными.