Заинтерисованность учебой.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Сегодня провела уроки. Очень довольна результатом. По расписанию - одна начальная школа. Дети отзывчивые, активные, глаза горят, им все интересно. Вспомнила пятницу: среднее звено, глаза безразличные, на лицах усталость и уныние. Не у всех, не буду обобщать.

Много раз задавала себе вопрос - почему , чем старше дети, тем сложнее им находить положительные эмоции в учебе, в школьной жизни? Много раз обращала внимание, что к седьмому классу появляется у учащихся мученическое выражение лица, когда приходят в школу, на уроки. Опять же - не у всех.

Что ставится причиной такого равнодушия к учебе? Где случился обрыв хороших впечатлений? Кто повинен в такой перемене отношения к учебе? Неужели дело только в учителях и методах работы? Понимаю, что нет. Не только учителя. В процессе образования задействованы и родители учащихся, и окружение школьников, и увлечения детей. Но почему не получается с помощью различных метоических приемов сохранить интерес к учению?

Уважаемые коллеги, что вы думаете об этом?

 

Комментарии

Разумова Ирина Игоревна

Абсолютно согласна с вами Татьяна Биржановна! Когда проводишь занятия малышам, то каждый урок почти как праздник. Ребятам всё интересно, всё хочется узнать, попробовать. И самому хочется проводить эти уроки и с настроением идёшь замечательным. Потому что отдача потрясающая!
А что касается среднего и старшего звена, здесь конечно, всё по-другому. Заинтересовать гораздо сложнее. И что-то иногда получается, а что-то нет. Мои ребята (среднее звено) любят работать с презентациями, смотреть какие-то небольшие мультфильмы, учебные фильмы (для дальнейшего обсуждения). Также хорошо воспринимают задания, которые касаются их лично (вопросы, рассказ о своих впечатлениях, достижениях ...). Но и это тоже не всегда работает, очень часто действительно появляется, как вы сказали "мученическое выражение лица".
В середине января я смотрела вебинар Захаровой О.Л. "Как нам "заставить их учиться?". Отвечая на один из вопросов, она посоветовала провести анкетирование ребят, чтобы понять, что им интересно, какие задания они выполняли и им нравилось, что им бы хотелось делать на уроке, чтобы хотелось узнать и т.п. Я еще не проверяла как это действует, но возможно сработает. Главное, конечно, сочетать это с прохождением программы.

Стебенева Татьяна Николаевна

Когда мои ребята работают в группах, где им самим надо думать, тогда урок проходит на "ура". Только нужно такую создать ситуацию, чтоб и в группе у каждого было дело, а не по принципу "один за всех".

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Согласна с вышесказанным. На уроках и работа по группам, и презентации, и видео. Пользу всех этих методов подтверждаю. Игровые приемы работают и в среднем звене, только оцениваю работу каждого.
Но есть такие классы, где найдется человечек, который не захочет участвовать в работе, или будет выполнять задание, чтобы только к нему не приставали. Можно ли считать это результатом воспитания? Или причина в учителе? Иногда оставляю таких ребят после уроков, беседую, выясняю причины такого отношения. Но глаза остаются потухшими, на урок - только потому что так надо.

Стебенева Татьяна Николаевна

Татьяна Биржановна! Если захотите, посмотрите у меня на сайте урок (пока он один загружен), где ребята работают в сменных группах и в течение урока сами оценивают себя. Это один из вариантов, где просидеть весь урок и ничего не делать не придётся никому. Если что-то будет непонятно, я потом поясню.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Спасибо за подсказку, Татьяна Николаевна! Обязательно познакомлюсь с материалом.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Ирина Игоревна, спасибо за подсказку, обязательно проведу анкетирование. Это действительно вариант.

Разумова Ирина Игоревна

Татьяна Биржановна, надеюсь, что и правда пригодится!

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Уважаемые коллеги, спасибо всем за комментарии! Обязательно воспользуюсь советами и почитаю литературу. Рада, что есть возможность и пообщаться, и обменяться опытом. Буду стараться, чтобы на моих уроках не было скучающих лиц.
Еще раз, спасибо всем за добрые советы!

Мандрикова Людмила Андреевна

У меня большой опыт и стаж работы в школе - работала и в старшем, и в среднем звене, сейчас в младших классах... Думаю, что всё таки от нас учителей очень многое на уроке зависит... Это же помню и из своей детской школьной жизни... Одухотворенный педагог, зажигающей своим словом, делом, верой в то, о чём рассказывает, ведущий с учениками равноправный диалог - интересен детям, понятен... Не скучающие на уроке дети, способны "горы свернуть" вместе с учителем...