Взаимодействие между учителями, педагогами-психологами и трудными классами

Хмелевская Валентина Алексеевна

Работаю в школе педагогом-психологом. В этом году столкнулась с такой ситуацией: перешел один 4-й класс в 5-й, а класс был и так сложный, а тут - ещё и трудности адаптационного периода, причем, даже не совсем трудности, а неготовность некоторых педагогов к работе с таком сложном по дисциплине и успеваемости классе. Есть учителя, которые ребят держат, заинтересовывают, а есть такие, кто не хочет тратить время на поддержание дисциплины, индивидуальную работу с отдельными неуспевающими... После таких уроков дети приходят взбудораженные, приходится их опять приводить в чувство. Провели заседание консилиума, несколько родительских собраний, сама тоже беседовала с отдельными родителями, учениками, с классом регулярно беседую, а результаты минимальные... Может ещё времени мало прошло, чтобы результаты контроля заметить или тут больше с учителями работать надо? Поделитесь, пожалуйста, что делают в Ваших школах в таких ситуациях?

 

Комментарии

Кузьмина Ольга Евгеньевна

Валентина Алексеевна,это проблема будет существовать если не будет системы работы, есть учителя которые могут заинтересовать учеников,интересно проводят уроки используя различные технологии, а есть и другой тип учителей к сожалению,для которых урок и дети ,всего лишь 45 минут времени))).для успешной адаптации я как психолог провожу адаптационные занятия с элементами тренинга,где мы с ребятами выясняем проблемы,трудности их причины.С классными руководителями провожу консультации по запросу, ну а с педагогами тренинги .Я согласно с вами ,что больше нужно работать с учителями,все таки учитель является дирижером на своем уроке!

Хмелевская Валентина Алексеевна

Думаю, в моей ситуации необходимо будет продолжить работу с учителями. ) Ну, а про работу с классом и говорить не приходится - работать,проводить, творить, экспериментировать!

Ерова Ольга Валентиновна

Я работала в основном со старшими классами. А в этом учебном году у меня появились пятые классы. У меня тоже был период адаптации, который проходил достаточно трудно для нас всех. Дети адаптировались к моим требованиям, я присматривалась к каждому. А теперь уроки заканчиваются удивительно быстро и нам жаль расставаться. У них столько идей, море любознательности и огромное желание высказаться. Что нам помогло? Взаимное уважение. Дети поняли, что каждый из них для меня важен и любим. Улыбайтесь, друзья, улыбайтесь! Дарите тепло и радость! Нельзя в отношениях с детьми скупиться на эмоции

Хмелевская Валентина Алексеевна

Ольга Валентиновна, полностью с Вами согласна - очень важно, как мне кажется, видеть не класс в целом, а каждого ребенка в классе отдельно. Сколько раз приходилось слышать: "По отдельности с ними ещё можно поговорить, а в классе они неуправляемые...". Может, потому и неуправляемые, что хотят, чтобы заметили их лично, а не как составляющую класса.

Каргаполова Татьяна Михайловна

Чтобы держать класс и поддерживать дисциплину, надо конечно потратить силы и энергию, нужно подходить индивидуально к каждому классу и к ученикам. Адаптационный период - сложный и дети 5 класса многие не могут усвоить правила среднего звена.

Даминева Аниса Зиннуровна

5-й класс - обычно самый сложный в плане адаптации. Добавляются новые предметы, учителя, меняются и требования к самим ученикам. Взрослым к новому привыкнуть сложно, а это ведь дети... Поверьте мне, после второй четверти изменения будут заметны. В свое время я тоже через это прошла. А Вам, Валентина Алексеевна, сейчас надо вплотную работать с учителями и родителями, а с детьми чаще проводить не нравоучительные беседы, а интересные коллективные дела. Желаю Вас успехов и терпения! Вашим пятиклассникам повезло, что у них такой неравнодушный педагог.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Я тоже считаю, что проблема в учителях. Когда все вместе выдвигают одинаковые требования, то и ребята успокаиваются быстрее. а если один учитель требует, а остальные "как получится" - то и работать сложнее. У нас тоже такие ситуации возникают.
Но с другой стороны - проблема еще и в воспитании. Наверняка, в таком классе есть ученики, которые на любом уроке и ведут себя хорошо и выполняют требования учителя, даже если на уроке неинтересно.

Бессонова Наталия Валерьевна

Часто учителя-предметники считают, что их предмет самый важный. Кроме того, у нас до сих пор еще не могут отвыкнуть от того, что ЗПР - это не УО, это сниженная норма, отягощенная нарушениями ВПФ - мышления, памяти и внимания. Кроме педагога-психолога тут еще должен работать и учитель на формирование этих функций. Но учителю проще махнуть рукой и сказать, что, мол, с дурака взять. А ребенок, особенно в 5 классе, нуждается в ситуации успеха. Отсюда и проблемы с успеваемостью, и с поведением

Хмелевская Валентина Алексеевна

Большое спасибо за комментарии!!! Я надеюсь, что ситуация как-то стабилизируется, можно было бы списать всё на неопытность учителей, меня как педагога-психолога, но... в прошлые годы при том же педколлективе период адаптации проходил без подобных эксцессов, да и в параллельном пятом классе всё прошло отлично... Но всё когда-то бывает в первый раз, вот и у нас попался сложный класс - это не вымысел, такие действительно бывают )...Короче, надо продолжать всем работать ещё и над собой, а не только с детьми! )))

В прошлом году получила 2 пятых класса. В одном летаю от счастья на уроках, написала учебник именно благодаря этим детям. В другом - тихий ужас. Пять обычных детишек, которым все интересно, пять обычных хулигашек, которым ещё более интересно все, а не только урок. И двенадцать запущенных детей с семейными проблемами или ... даже не знаю как сказать. На первом уроке шокировали тем, что встали посреди урока и вдруг стали вытирать доску и перебирать книги в моём шкафу, забравшись на стулья. Причем в классе на них никто не обратил внимания. Усадила, дала дело. Трудно стало, когда хулигашки устали слушать, писать, а я еще не среагировала. Тут больных, как я поняла, ребят прорвало, и они вскочили с мест к поворачивающимся одноклассникам... и стали успокаивать никому не мешающих детей кулаками.
Я такого кошмара никогда за 30 лет не видела. Началка у нас в другом здании. Выяснила: дети приезжие, не местные, родители отказались от домашнего обучения, чтобы выйти на работу, школа рада наполняемости. Именно из-за этой наполняемости трудный класс сделали маленьким, отдали вести приходящему учителю, а потом сплавили вожатой. У меня теперь вместо 15 -19 учеников (я еще беру себе побольше!) 22 ученика, из которых только пять не запущенных. И как с ними справляться? Но больше всего жаль ребят. Ладно, молчу, что никто меня не учил работать с больными. Ладно, готовлюсь в десять раз больше, готова к любым неожиданностям. Но кто ответит за то, что я не имею возможности этим пяти дать знания в полной мере?

Хмелевская Валентина Алексеевна

Очень Вас понимаю. Держитесь. Вопрос только к вашему руководству возник: почему они ничего не делают? В случае с моим 5-м классом, о котором я писала, ведутся активные действия: от посещений на уроках и на дому администрацией и родителями до регулярных родительских собраний. заседаний совета профилактики.. Даже участковый на беседы с ребятами приходит. Пару отстающих решили на ПМПК, возможно инклюзивное обучение поможет.
Понятно, что везде есть дети, которым знания нужны, а они страдают из-за нестандартного поведения одноклассников, но вытягивать надо весь класс, вытягивать именно в 5-, иначе к 9-му будет совсем плохо...

 Бусс Нина Ивановна

Да, я понимаю. Сама почти каждый год беру новый пятый класс. Детям трудно привыкнуть к "свободе"( нет мамы -учителя, которая проводит в столовую,спортзал, вытерит нос, напомнит о брюках и т.д.).Классный руководитель, помимо ребят ,еще и занят уроками. Побывав в одной из петербургских школ, мне понравилась идея куратора-так сказать освобожденного классного руководителя, работающего только конкретно с детьми одного класса, их родителями. Достаточно интересный опыт. Но как финансово это школа потянет-неизвестно. Не каждая зарабатывает деньги на дополнительном образовании. Но такой куратор больше следит за детьми. Работает с психологом, каждый день по каждому предмету отчитывается перед администрацией и родителями.Посещает активно уроки, наблюдает за детьми на переменах. Это тоже хороший вариант контроля и помощи в адаптации 5 классу