Дети с ОВЗ

Романова Ирина Павловна

В инклюзивную группу детского сада входят дети с ОВЗ.  Поделитесь, пожалуйста, своей практикой. Как вы строите свои занятия с детьми в инклюзивных группах?

 

Комментарии

Семикова Елена Алексеевна

Вопрос очень наболевший, Ирина Павловна! Мою группу кратковременного пребывания для детей раннего возраста уже второй год подряд посещает такой ребенок, хотя об инклюзии речи не идет. Порой занятия с общей группой детей проводить не дает (разбрасывает раздаточный материал, игрушки и проч). Приходится вначале отвлекать, увлекать его какой-н игрушкой, а потом проводить занятия с детьми. Если этого не удается, привлекаю младшего воспитателя. А потом уже, после занятий, провожу индивидуальную работу с этим ребенком соответственно его уровню в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным для него. Хотела бы тоже послушать мнения педагогов, имеющих опыт работы с такими детками в группах

Романова Ирина Павловна

Большое спасибо, Елена Алексеевна, что описали правдиво ваши занятия. Это, действительно, так. Педагог нервничает, потому что не получается провести занятие должным образом. Дети отвлекаются, а внимание теряется. А если позже проводить индивидуально занятие с этим ребенком, то остальные дети остаются без внимания педагога. Мне кажется, что в этой ситуации теряют все.

Абрамова Ольга Анатольевна

Как вы правы. Похоже многие из нас столкнулись с этим.

Семикова Елена Алексеевна

Мне кажется, те, кто сейчас активно внедряет инклюзию в наши ОУ, смутно представляют, как приходится работать педагогам в таких условиях. Я согласна, что надо учить таких деток общаться, социализировать и проч. А так сказать,обычных детей, приучать к толерантности и т.п. Но осуществлять это надо, на мой взгляд, во внеучебной деятельности - прогулки, совместная игровая деятельность, досуги, развлечения и проч. (Причем при необходимости такого ребенка должен сопровождать тьютор, как я понимаю). А занятия должны быть у каждого свои. Дети с ОВЗ нуждаются в специализированных занятиях - дефектолог, психолог, логопед, у них своя коррекционная программа обучения и развития, и лучше узких специалистов с этим никто не справится. Педагог (неважно - воспитатель или учитель) должен быть подготовлен к работе с таким ребенком (с ОВЗ), компетентен. А то, что именно мне приходится наблюдать - вызывает только печаль и сожаление, что, как вы правильно заметили, Ирина Павловна, в этой ситуации теряют все. Может, у кого-то из педагогов в ОУ другая ситуация. Хотелось бы об этом узнать.

Абрамова Ольга Анатольевна

Прежде, чем внедрять инклюзивное образование, необходимо подготовить базу, как материальную, так и кадровую. А так, как хотите, но вы обязаны реализовывать его.

Семикова Елена Алексеевна

Вы совершенно правы. Полностью с Вами согласна!

Непомнящая Татьяна Петровна

Совершенно верно, принимая ребенка в ДО из семьи, зачастую педагоги сталкиваются именно с теми проблемами, которые вы, уважаемые коллеги, описываете. Ведь такие детки помимо индивидуальных сложностей имеют статус неорганизованных детей, которые элементарно не умеют следовать инструкциям, слышать, слушать, а тем более им тяжело находится в виду многих причин в ситуации обучения, группового. У нас эффективным решением оказалась реализация проекта СРП. Изначально именно в рамках встреч в СРП были решены задачи основной адаптации детей с ОВЗ к условиям ДО. Следовательно, педагоги, принимая детей в группу, получили малыша, в большей степени организованного, с навыками коммуникации, без вторичных нарушений. Пишу кратко, поэтому считаю свой комментарий неполным из-за отсутствия индивидуальных заметок.

Макарова Снежана Сергеевна

Здравствуйте Ирина. Уже несколько лет говориться об инклюзии, о доступной среде для детей с ОВЗ, но люди поднимающие подобные темы так от них далеки и чем они руководствуются не понятно. Я работаю в детском саду компенсирующего вида и детей с ОВЗ у нас предостаточно и все они посещают специализированные группы, у самой ребенок с ОВЗ (тяжелая степень поражения). Мое личное мнение - инклюзия возможна, НО возможна она в том случае когда у ребенка с ОВЗ сохранен интеллект или приближен к норме. В остальных случаях пед. процесс очень страдает и страдают все дети включенные в эту самую инклюзию. Получается то, что описано выше : либо ты бросаешь всю группу и работаешь с одним ребенком, либо ты работаешь с группой, а ребенок для которого вводят инклюзию, либо разносит группу, либо сидит с младшим воспитателем. По другому НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!!! Ничего не продумали, в проблему не вникли, зато требуют инклюзию.

Абрамова Ольга Анатольевна

И это факт.

Антонова Ольга Тарасовна

Соглашусь с Вами, что для инклюзивного образования нужны созданные условия. Если их нет, то это не инклюзия, а обычная социализация, т.е. пребывание ребенка без осуществления индивидиуальных программ развития. ..У нас многие так работают...

Абрамова Ольга Анатольевна

И это точно.

Сошникова Лариса Александровна

Согласна, что далеко не каждый ребенок с ОВЗ может посещать общеобразовательную группу! И это связано не с опытом работы воспитателя с такими воспитанниками, а теми аспектами патологии, которые есть у ребенка. Каждый ребенок с ОВЗ имеет свой индивидуальный "набор" основных и сопутствующих заболеваний. В каждом конкретном случае кроме воспитателя, каким бы он не был замечательным профессионалом, необходима помощь в развитии и обучении такого ребенка, это могут быть:
- учитель-логопед, или учитель-дефектолог (в зависимости от степени заболевания),
- психолог, который поможет ребенку с ОВЗ "влиться" в детский коллектив и сможет оказать сопровождение дошкольника и воспитателя,
- часто необходим специалист по ЛФК, т.к. ребенок не может заниматься обычной физкультурой, а зачастую у таких детей слабый мышечный корсет, поэтому физические нагрузки им необходимы, но должны проводиться под наблюдением специалиста.
Если у ребенка с ОВЗ сохранен интеллект, или близок к норме, то нужно набраться терпения и постепенно приучать воспитанника выполнять простые правила режима дня. На первом месте должна быть социализация такого малыша (ему нужно привыкнуть к новой обстановке и научиться взаимодействовать с детьми,идти с ними на контакт).В данном случае НЕОБХОДИМО тесное взаимодействие с родителями ребенка: выяснить чем интересуется ребенок дома, какие игрушки он любит, как занимаются с ним дома родители и т.д.
Сначала появления такого дошкольника в группе, чаще всего приходиться мечтать о том, чтобы включить его в процесс совместной образовательной деятельности. Если заинтересовать совместной деятельностью ребенка с ОВЗ не получилось,то... ВАМ ПОВЕЗЛО, если у ребенка есть игра, которой его можно заинтересовать, пока Вы заняты с основной группой детей. Но помощь помощника воспитателя (младшего воспитателя) даже в этом случае не исключается! Таким детям можно разрешать на первых порах приходить со своими игрушками, если это помогает при организации образовательного процесса.Как бы это не было сложно, но нужно придумать игру и для этого малыша. Игры могут быть не традиционные. Например, для детей интересующихся играми на мелкую моторику это могут быть баночки с крупными пуговицами, кольца от зановесок для ванной,которые можно скреплять между собой и т.д. Для детей с повышенной двигательной активность, можно предложить оказать помощь помощнику воспитателя, например помочь подмести, вытереть столы, т.е. придумать задание при выполнении, которого ребенок не будет неподвижно сидеть.
Вероятнее всего, вся образовательная деятельность на первом этапе (от 3 мес. до 12 мес.) будет проводиться Вами индивидуально в разные отрезки времени в режимных моментах (в зависимости от образовательных задач). Это может быть утренний отрезок, если воспитанника приводят рано, во время прогулки, во второй половине дня. Таким детям новый материал дается порционно,потому что они не могут долго удерживать свое внимание. ОЧЕНЬ выручает работа с планшетом, особенно если ребенок не говорит, но по его действиям во время игры можно сделать вывод усвоил ли дошкольник полученные знания. Есть большое количество хороших бесплатных приложений, которые помогают знакомить детей с обобщающими понятиями, узнавать и находить (называть) предметы, животных, птиц и т.д. Так же зачастую, таким детям необходимы тактильные ощущения, например, дети быстрее начинают различать животных, если в группе набор игрушек из пластмассы (дерева). Не пугайтесь, если эти животные будут исследоваться не только руками, но и ртом - это дополнительный помощник в обследовании. Конечно, игрушки должны обрабатываться мыльным раствором по СанПиНу.
ОДНОЗНАЧНО, что ребенок с ОВЗ в общеобразовательной группе - это двойная нагрузка на ВЕСЬ персонал группы. Взаимопонимание с родителями такого дошкольника может помочь в его социализации, развитии и образовании.Родители должны понимать, что они тоже несут ответственность за своего ребенка.
Желаю Вам, Ирина Павловна, терпения и здоровья в работе с такими детьми, веры в свои силы!

Самофалова Оксана Алексеевна

Согласна с предыдущими комментаторами. Чтобы заработала инклюзия, нужно еще очень много проделать подготовительной работы. А сейчас это просто мучение для педагога и обучающегося.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Тема крайне сложная и спорная. Каждый раз возникает острое ощущение, что те, кто придумал инклюзию в том виде, в котором она сейчас есть (ребенка с ОВЗ просто запихивают в обычную группу) вообще никогда не видели детей и близко не знакомы в работой ДОУ. Чтобы выстроить действительно эффективное занятие нужен огромный багаж знаний и практический опыт работы с такими детками. У ребенка во многих случаях должен быть тьютор. Но увы.. все это в теории. На практике, хорошо если не мешает такой ребенок остальным. Это уже большое дело. В большинстве случаев его на время занятия отвлекает либо помощник воспитателя, а потом педагог занимается индивидуально, либо занятия проводятся только на бумаге. т.е. ребенок не получает ни развития ни помощи. Мой старший сын попал в программу инклюзии обратным порядком. Ребенок, развивающийся по плану попал в коррекционный садик. В группу к деткам с проблемами речи и кучей сопутствующих проблем. Хочу сказать, ни о чем не жалею. Ребенок научился настоящей дружбе, без оглядки на особенности. Ему в голову не придет устраивать травлю или даже элементарно глазеть и показывать пальцем на людей, не похожих на обычных. Работать в инклюзивных группах должны педагоги со специальной подготовкой, обладающие дополнительными знаниями, имеющие возможность получить наставничество и супервизию от опытных специалистов. На самотек и авось это направление пускать нельзя категорически.