Задача на выявление педагогической ошибки по проектированию содержания и отбору способов деятельности учащихся в рамках ученического самоуправления

Татаринцева Ирина Викторовна

Решение.

Свой вариант решения этой задачи я бы начала словами:                                                                                      

«Трудно всякое дело, если только не хочется его делать, легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеждением в его плодотворности и необходимости» (В. Плеханов).

 

1.     В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?

     Зачастую ученическое самоуправление в школе рассматривается   как некая совокупность выборных органов, обладающих определенным функционалом и имеющих определенные полномочия. И это педагогическая ошибка. Ученическое самоуправление – это прежде всего организация гуманистических отношений ученик- учитель-родитель, которые реализуются в процессе функционирования той или иной модели самоуправления в школе.

     Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации деятельности по управлению, планированию и выполнению запланированного. В школе должны быть созданы необходимые условия для реализации   гражданских прав учащихся, в том числе права «избирать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

2.     Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на актив школы.

      Перенос профессионального стиля общения с урока в деятельность по самоуправлению недопустим.  При ученическом самоуправлении взрослый выступает не в роли педагога, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также в роли обычного члена коллектива. Далеко не все учителя обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения.

     Что делать?  

      Нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться.  Педагог должен быть готовым поддерживать идеи ребят, избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными, больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.

Но и абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети" тоже не приемлем при создании модели ученического самоуправления. 

При организации деятельности школьного актива необходимо следовать принципу «разделения властей».

3.     Какие формы работы и средства воспитания, по Вашему мнению, должны быть использованы педагогами для результативной деятельности ученического самоуправления? 

ü Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.

ü Чётко определить функционал того или другого министерства и зону ответственности за запланированное дело и его выполнение (результат оправдывает цель).

ü Разработать систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая поддержать традиции ученического самоуправления.

ü Постоянное обновление программ и методов подготовки школьного ученического актива.

ü Создание института советников, кураторов из числа педагогов и родителей, которые будут обучать  школьный актив.