Главные вкладки

    Учиться - потому что хочу, а не потому что надо

    Овчинникова Надежда Николаевна

    К сожалению, в последнее время часто замечаю, что многие ученики не прявляют желания учиться, позволяют себе приходить в школу с невыполнеными домашними заданиями, ссылаясь на непонимание, нехватку времени, плохое самочувствие и т.д. И даже неудовлетворительные оценки за д.з. их не расстраивают. Им все равно. Или нет? Так ли это - не хотят и не будут делать? Я решила предлагать детям недельные творческие домашние задания (по желанию) и гарантированное получение ими оценки "5" за выполнение и своевременную сдачу. 

    Желающих, как ни странно, оказалось много (из 10 учеников группы - 8 приняли активное участие). Конечно, не все добросовестно выполнили данное задание. Но цель моя была достигнута - у учеников появился стимул и интерес. Значит, им далеко не все равно. Главное, чтобы задания были интересные. Те ребята, кто творчески подошел к выполнению д. з., сделал ккачественно, к обещанной пятерке получили еще одну. Те же, кто не очень старался, надеюсь, захотят постараться в следующий раз. 

    Уважаемые коллеги. Если вы сталкивались с подобной проблемой - пожалуйста, поделитесь своими мыслями и опытом. Ведь нам  с Вами будет легче и приятнее работать с теми, кто точно знает, что он(а) учится, потому, что хочет, а не потому, что надо учиться.

     

    Комментарии

    Овчинникова Надежда Николаевна

    Насколько важно, чтобы сами ученики хотели учиться. Насколько это нужно им и нам, их учителям.

    С такой проблемой сталкивается, наверное, каждый из нас. И, видя равнодушие учеников, опускаются руки.Но в этом году начала работать по новым ФГОСам в 5-ом классе. Новые стандарты предусматривают разноуровневое домашнее заданее:от традиционного до творческого.И знаете, детям нравится.Практически все выполняют домашнее задание, даже устраивают между собой соревнования: кто какое задание по сложности выполнил.

    Ирина Геннадьевна, не могли бы вы привести конкретные примеры разноуровневых заданий (по какой-нибудь одной теме). Заранее благодарна.

    Овчинникова Надежда Николаевна

    Разноуровневые задания - это здорово. А Ваши ученики сами решают, какое задание им под силу? Значит ли это, что Вам приходится давать одинаковые задания нескольким ученикам, потому что они выбрали именно эти задания. Выполняют ли Ваши ученики одно задание в группе, в паре?

    Овчинникова Надежда Николаевна

    недавно для выполнения предложенного задания несколько учеников объединились в группу ( 5 человек), создали общую презентацию на основе собранных по отдельности фактов и с успехом продемонстрировали ее.

    Лето проходили на курсы по ФГОСам, где лекторами объяснялось, что из урока в урок домашняя работа должна быть разноуровневая.Даю три-четыре разных по уровню задания.(не для каждого ученика в классе), каждый выбирает из предложенного то, что ему по силам.Учебник Шмелева по русскому языку предусматривает задания для выполнения парами, в классе работаем над ними.Парами дома учащиеся не решаются пока выполнять. Только учимся,для "пятаков" тяжеловато. А вот группами, например, презентации, проекты к уроку. подбор практических заданий к определенной теме урока(словарные слова, сказки на лингвистическую тему, цифровые задания), уже делаем.

    Овчинникова Надежда Николаевна

    спасибо за комментарий. Я сейчас тоже хожу на курсы по ФГОСАМ. Постараюсь учесть все...

    Надежда Николаевна, не могли бы вы поделиться, что это за недельные творческие домашние задания?
    В нашей школе есть Пушкинский зал, и в октябре ежегодно мы проводим месяц русского языка и литературы. Мероприятия, проводимые в этот месяц, связаны с 19 октября. В этом году раздала всем учащимся школы викторины (по параллелям 5-6 классы, 7-8, 9-11), попросила не только найти ответы на вопросы, но и красиво оформить работу. Из 14 классов работы принесли только 6, и, сами понимаете, работали не всем классом (как предполагалось, дети должны были разделить вопросы, задания), а лишь самые ответственные взялись за эту
    работу.

    Овчинникова Надежда Николаевна

    конечно, не все ребята сразу взялись за выполнение творческих заданий. Да я и не ставила такой цели. Мне просто хотелось вначале, чтобы проверить, насколько ученики способны помнить о том, что им предстоит сделать определенный объем и при этом проявить самостоятельность, оригинальность. Естественно, мотивировала оценкой отлично.
    Так, например, проходили достаточно скучную тему по учебнику "Символы Великобритании", дети откровенно зевали, не скрывая свое отношение к предложенным фактам. Поинтересовалась, в самом ли деле так скучно и неинтересно. Подтвердили. Предложила желающим составить новую тему для потомков. Как - услышала вопрос, увидела загоревшиеся глаза у некоторых детей. Найти и собрать все возможные факты о том, что относится к данной теме. Дала неделю и гарантию отличной оценки, но только при своевременной сдаче и определенном объеме содержания. Сначала сдали свои сообщения только пять человек из группы. Оценила, прочитала. Похвалила тех, кто справился лучше всех ( один человек оказался)и наградила к=его второй пятеркой. Остальные поворчали, сказали, что "сами так же могут", я пожелала им удачи... и теперь участвуют практически все, темы рождаются сообща, дети сами предлагают свои варианты - чем могут поделиться с другими, я только стараюсь привязывать к программе их разнообразные идеи.

    Леванских Наталия Витальевна

    Спасибо за новую идею в работе! Удачи коллеги!

    Рослова Тамара Анатольевна

    А как обстоят дела с выполнением д.з. по математике?Я часто сталкиваюсь с тем, что домашние задания списывают с Г.Д.З.

    Яндышев Геннадий Иляевич

    Я ввел давно систему творческих самостоятельных заданий. Озвучиваю при изучении темы, что по этой теме можно приготовить творческие задания: или презентацию-сообщение, или небольшое сообщении о интересных фактах, интересных явлениях или событиях по изучаемой теме. Обязательно оцениваю по высшему баллу творческий подход и работу ученика. Со временем, другие ученики, которые видят оценку деятельности товарища, тоже начинают подключаться к такой форме работы.
    В 8-м и 11-м классе апробирую систему зачетных тем, зачетных работ. Список зачетных тем и зачетных итоговых работ висит на стенде. Все ученики знают эти темы. Даже если ученик отсутствовал на уроке, это не освобождает его от выполнения зачета. Аттестацию по итогам четверти выставляю после выполнения всех зачетных работ. В настоящее время большинство учеников прочувствовали систему, поняли что шутки в этом нет, дело сдвинулось. Отработка всегда носила творческий характер, исключающий простые формы (конспект, развернутый план-анализ, письменные ответы на вопросы и т.п.). В 8 классе почти 100% выполнение домашнего задания, даже если ученик отсутствовал на уроке. Сами приносят работы и показывают выполнение заданий. В электронном журнале всегда делаю пометку о необходимости выполнения заданий для пропустивших занятие. Отдельным файлом прикрепляю конспект урока, чтобы ученики отработали в классной тетради тему. Вначале примут вашу систему отдельные ученики, ведите твердую линию, подключатся другие. Ваша твердая позиция приведет к размышлениям и остальных принять ваши условия.

    гюльмамедова наталья витальевна

    очень творческий подход, Геннадий Иляевич.Можно попробоватьи себе.

    Рослова Тамара Анатольевна

    А какой предмет Вы преподаёте?

    Вы молодец, Геннадий Иляевич.

    Колузанова Наталья Ивановна

    Да, идея творческих заданий для ребят, это хороший стимул.Работая в 5 классе по ФГОС я тоже часто даю им задания творческие, особенно если это касается значения живых организмов. Ребята работают в группах, готовя совместную работу. По началу, было тяжеловато, одни старались отлынить, а другие все взваливали на себя, но видя, что оценку я ставлю выясняя вклад каждого учащегося в работу, да еще учитывая что ребята в группе ставят друг другу, втянулись все.
    И еще я задаю обязательное задание и по желанию. Это тоже стимулирует интерес у ребят.

    Фролкова Раиса Васильевна

    Я преподаю физику и математику. Тоже сталкивалась с проблемой невыполнения домашнего задания и очень часто со списыванием с ГДЗ. В прошлом году ввела новую форму домашнего задания. Чаще - это разноуровневое д/з, иногда одно для всего класса, но не по учебнику, а по карточкам. Сейчас очень много различных разработок, тестов, заданий на закрепление. Я готовила и раздавала д/з на карточках (тесты, самостоятельные работы, домашние контрольные работы, практические работы и т.д.) Так же как и Геннадий Иляевич ввела систему отработок. Очень помогает в работе наличие компьютера, сканера, принтера. Хотя конечно затрачиваю время и средства, но оно того стоит. Положение с выполнением д/з улучшилось на 80%. Сейчас нахожусь в декретном отпуске, работаю над усовершенствованием системы.

    Сачкова Ирина Викторовна

    Уважаемые коллеги! Очень интересные подходы в работе к решению проблемы с приготовлением д/з. Спасибо. Тоже приму к сведению. Интересная поднята тема.

    Надежда Николаевна, это все здорово и замечательно, но все же одного стимула в виде оценки думаю маловато. Считаю надо добавить личную значимость для ученика. Может проговаривать или прописывать что дает ему ученику выполнение того или иного задания, Например, улучшение памяти, внимательности или приобретение жизненного опыта,мудрости что ли . Ну вот как-то так.

    Правильно подметили, Светлана Юрьевна.