Учиться - потому что хочу, а не потому что надо

Овчинникова Надежда Николаевна

К сожалению, в последнее время часто замечаю, что многие ученики не прявляют желания учиться, позволяют себе приходить в школу с невыполнеными домашними заданиями, ссылаясь на непонимание, нехватку времени, плохое самочувствие и т.д. И даже неудовлетворительные оценки за д.з. их не расстраивают. Им все равно. Или нет? Так ли это - не хотят и не будут делать? Я решила предлагать детям недельные творческие домашние задания (по желанию) и гарантированное получение ими оценки "5" за выполнение и своевременную сдачу. 

Желающих, как ни странно, оказалось много (из 10 учеников группы - 8 приняли активное участие). Конечно, не все добросовестно выполнили данное задание. Но цель моя была достигнута - у учеников появился стимул и интерес. Значит, им далеко не все равно. Главное, чтобы задания были интересные. Те ребята, кто творчески подошел к выполнению д. з., сделал ккачественно, к обещанной пятерке получили еще одну. Те же, кто не очень старался, надеюсь, захотят постараться в следующий раз. 

Уважаемые коллеги. Если вы сталкивались с подобной проблемой - пожалуйста, поделитесь своими мыслями и опытом. Ведь нам  с Вами будет легче и приятнее работать с теми, кто точно знает, что он(а) учится, потому, что хочет, а не потому, что надо учиться.

 

Комментарии

Овчинникова Надежда Николаевна

Насколько важно, чтобы сами ученики хотели учиться. Насколько это нужно им и нам, их учителям.

Парамонова Любовь Владимировна

К сожалению, дети не достаточно осознают важность получения качественного образования. Первоочередная задача родителей и педагогов приложить все усилия, чтобы ребята учились. Результаты своих трудов мы увидим гораздо позже, но ведь учитель успешен тогда, когда успешны его ученики!

С такой проблемой сталкивается, наверное, каждый из нас. И, видя равнодушие учеников, опускаются руки.Но в этом году начала работать по новым ФГОСам в 5-ом классе. Новые стандарты предусматривают разноуровневое домашнее заданее:от традиционного до творческого.И знаете, детям нравится.Практически все выполняют домашнее задание, даже устраивают между собой соревнования: кто какое задание по сложности выполнил.

Ирина Геннадьевна, не могли бы вы привести конкретные примеры разноуровневых заданий (по какой-нибудь одной теме). Заранее благодарна.

Овчинникова Надежда Николаевна

Разноуровневые задания - это здорово. А Ваши ученики сами решают, какое задание им под силу? Значит ли это, что Вам приходится давать одинаковые задания нескольким ученикам, потому что они выбрали именно эти задания. Выполняют ли Ваши ученики одно задание в группе, в паре?

Овчинникова Надежда Николаевна

недавно для выполнения предложенного задания несколько учеников объединились в группу ( 5 человек), создали общую презентацию на основе собранных по отдельности фактов и с успехом продемонстрировали ее.

Лето проходили на курсы по ФГОСам, где лекторами объяснялось, что из урока в урок домашняя работа должна быть разноуровневая.Даю три-четыре разных по уровню задания.(не для каждого ученика в классе), каждый выбирает из предложенного то, что ему по силам.Учебник Шмелева по русскому языку предусматривает задания для выполнения парами, в классе работаем над ними.Парами дома учащиеся не решаются пока выполнять. Только учимся,для "пятаков" тяжеловато. А вот группами, например, презентации, проекты к уроку. подбор практических заданий к определенной теме урока(словарные слова, сказки на лингвистическую тему, цифровые задания), уже делаем.

Овчинникова Надежда Николаевна

спасибо за комментарий. Я сейчас тоже хожу на курсы по ФГОСАМ. Постараюсь учесть все...

Надежда Николаевна, не могли бы вы поделиться, что это за недельные творческие домашние задания?
В нашей школе есть Пушкинский зал, и в октябре ежегодно мы проводим месяц русского языка и литературы. Мероприятия, проводимые в этот месяц, связаны с 19 октября. В этом году раздала всем учащимся школы викторины (по параллелям 5-6 классы, 7-8, 9-11), попросила не только найти ответы на вопросы, но и красиво оформить работу. Из 14 классов работы принесли только 6, и, сами понимаете, работали не всем классом (как предполагалось, дети должны были разделить вопросы, задания), а лишь самые ответственные взялись за эту
работу.

Овчинникова Надежда Николаевна

конечно, не все ребята сразу взялись за выполнение творческих заданий. Да я и не ставила такой цели. Мне просто хотелось вначале, чтобы проверить, насколько ученики способны помнить о том, что им предстоит сделать определенный объем и при этом проявить самостоятельность, оригинальность. Естественно, мотивировала оценкой отлично.
Так, например, проходили достаточно скучную тему по учебнику "Символы Великобритании", дети откровенно зевали, не скрывая свое отношение к предложенным фактам. Поинтересовалась, в самом ли деле так скучно и неинтересно. Подтвердили. Предложила желающим составить новую тему для потомков. Как - услышала вопрос, увидела загоревшиеся глаза у некоторых детей. Найти и собрать все возможные факты о том, что относится к данной теме. Дала неделю и гарантию отличной оценки, но только при своевременной сдаче и определенном объеме содержания. Сначала сдали свои сообщения только пять человек из группы. Оценила, прочитала. Похвалила тех, кто справился лучше всех ( один человек оказался)и наградила к=его второй пятеркой. Остальные поворчали, сказали, что "сами так же могут", я пожелала им удачи... и теперь участвуют практически все, темы рождаются сообща, дети сами предлагают свои варианты - чем могут поделиться с другими, я только стараюсь привязывать к программе их разнообразные идеи.

Леванских Наталия Витальевна

Спасибо за новую идею в работе! Удачи коллеги!

Рослова Тамара Анатольевна

А как обстоят дела с выполнением д.з. по математике?Я часто сталкиваюсь с тем, что домашние задания списывают с Г.Д.З.

Яндышев Геннадий Иляевич

Я ввел давно систему творческих самостоятельных заданий. Озвучиваю при изучении темы, что по этой теме можно приготовить творческие задания: или презентацию-сообщение, или небольшое сообщении о интересных фактах, интересных явлениях или событиях по изучаемой теме. Обязательно оцениваю по высшему баллу творческий подход и работу ученика. Со временем, другие ученики, которые видят оценку деятельности товарища, тоже начинают подключаться к такой форме работы.
В 8-м и 11-м классе апробирую систему зачетных тем, зачетных работ. Список зачетных тем и зачетных итоговых работ висит на стенде. Все ученики знают эти темы. Даже если ученик отсутствовал на уроке, это не освобождает его от выполнения зачета. Аттестацию по итогам четверти выставляю после выполнения всех зачетных работ. В настоящее время большинство учеников прочувствовали систему, поняли что шутки в этом нет, дело сдвинулось. Отработка всегда носила творческий характер, исключающий простые формы (конспект, развернутый план-анализ, письменные ответы на вопросы и т.п.). В 8 классе почти 100% выполнение домашнего задания, даже если ученик отсутствовал на уроке. Сами приносят работы и показывают выполнение заданий. В электронном журнале всегда делаю пометку о необходимости выполнения заданий для пропустивших занятие. Отдельным файлом прикрепляю конспект урока, чтобы ученики отработали в классной тетради тему. Вначале примут вашу систему отдельные ученики, ведите твердую линию, подключатся другие. Ваша твердая позиция приведет к размышлениям и остальных принять ваши условия.

гюльмамедова наталья витальевна

очень творческий подход, Геннадий Иляевич.Можно попробоватьи себе.

Рослова Тамара Анатольевна

А какой предмет Вы преподаёте?

Вы молодец, Геннадий Иляевич.

Колузанова Наталья Ивановна

Да, идея творческих заданий для ребят, это хороший стимул.Работая в 5 классе по ФГОС я тоже часто даю им задания творческие, особенно если это касается значения живых организмов. Ребята работают в группах, готовя совместную работу. По началу, было тяжеловато, одни старались отлынить, а другие все взваливали на себя, но видя, что оценку я ставлю выясняя вклад каждого учащегося в работу, да еще учитывая что ребята в группе ставят друг другу, втянулись все.
И еще я задаю обязательное задание и по желанию. Это тоже стимулирует интерес у ребят.

Фролкова Раиса Васильевна

Я преподаю физику и математику. Тоже сталкивалась с проблемой невыполнения домашнего задания и очень часто со списыванием с ГДЗ. В прошлом году ввела новую форму домашнего задания. Чаще - это разноуровневое д/з, иногда одно для всего класса, но не по учебнику, а по карточкам. Сейчас очень много различных разработок, тестов, заданий на закрепление. Я готовила и раздавала д/з на карточках (тесты, самостоятельные работы, домашние контрольные работы, практические работы и т.д.) Так же как и Геннадий Иляевич ввела систему отработок. Очень помогает в работе наличие компьютера, сканера, принтера. Хотя конечно затрачиваю время и средства, но оно того стоит. Положение с выполнением д/з улучшилось на 80%. Сейчас нахожусь в декретном отпуске, работаю над усовершенствованием системы.

Сачкова Ирина Викторовна

Уважаемые коллеги! Очень интересные подходы в работе к решению проблемы с приготовлением д/з. Спасибо. Тоже приму к сведению. Интересная поднята тема.

Хабибуллина Гульнара Талгатовна

Ирина Викторовна, полностью с Вами согласна. Тема актуальная. И подходы, которыми поделились коллеги, думаю, пригодятся. Спасибо!

Надежда Николаевна, это все здорово и замечательно, но все же одного стимула в виде оценки думаю маловато. Считаю надо добавить личную значимость для ученика. Может проговаривать или прописывать что дает ему ученику выполнение того или иного задания, Например, улучшение памяти, внимательности или приобретение жизненного опыта,мудрости что ли . Ну вот как-то так.

Правильно подметили, Светлана Юрьевна.

Исаева Анастасия Романовна

Как мне кажется, невозможно сделать так, чтобы именно твой предмет был интересен 100% учащихся в классе, ведь все дети индивидуальны, и у каждого свои интересы и приоритеты. Однако к каждому ребёнку можно найти подход: например, в одном из моих классов есть как любители порассуждать вслух, творческие личности, художники, так и "технари". Как вы понимаете не всем им будет интересна одна и та же деятельность на таком уроке как история. В таком случае, юным художникам можно дать творческое задание: например, нарисовать план битвы или рыцарский замок во всех подробностях. Юному математику можно предложить изобразить на доске ленту времени и произвести подсчеты с датами событий. В это же время те, кто любит выступать с устным ответом, могут высказать свою точку зрения о поднятой на уроке проблеме. Абсолютно согласна с автором в том, что задания должны быть интересными - тогда и ученики не будут на ваших уроках зевать и поглядывать на часы!

Мелешко Олеся Геннадьевна

Большое спасибо за статью. Безусловно, очень хочется, что мотивация у обучающихся возрастала.

Седельникова Лариса Викторовна

Интересный подход, Надежда Николаевна. Что только не предпринимают учителя,чтобы поддержать интерес детей к своему предмету. Я тоже стараюсь разнообразить свои уроки, добавляю творческие задания, но и убеждаю, что при изучении любой науки нужно прилагать усилия, трудиться, даже если не всегда хочется. Все таки учеба-это труд.В преодолении себя дети закаляют характер, воспитывают волю, готовятся к взрослой жизни.

Ирина Николаевна Ильичева

Надежда Николаевна, Вы правы мотивировать учеников надо, и от родитлей многое зависит и от учителя( особенно начальная и средняя школа) , а вот в старшей школе дети- подростки , как правило сами знают чего хотят и для чего им знания, и в какой области им нужны знания на "5", а где и "4" подойдет.... Но ведь главное не отметки , а развитие интеллекта, ума, мыслей, воображения и многого другого- развитие и воспитание личности. Вот основа всего, а знания и опыт придут в пониманием цели, для чего ? и зачем?. Спасибо Вам Надежда Николаевна за мысли и материал."

Белова Татьяна Юрьевна

Да, действительно есть такая тенденция. Думаю, такие изменения диктует время, информационные технологии, большой объем информация, некая вседозволенность. Мы, приходя в школу, были чистыми листами (я не говорю о знаниях и умениях, к примеру, я с четырех лет читала, к школе считала, выполняла несложные арифметические действия, любила рисовать, занималась декоративно-прикладным творчеством и вообще обожала учиться), мы просто были не перегружены информацией (ненужной). Школа была - именно источником знаний (для большинства, кто хотел развиваться), кроме того еще и встреч с ровесниками, социального взаимодействия. Сейчас же дети чуть ли с пеленок погружены "по уши" в информационную среду, у всех телефоны по рукой, общение через интернет с малых лет. Это для них большое напряжение. К школе они приходят уже уставшие, ничего не хотят.
Автор предлагает отличный выход из ситуации. Очень важно заинтересовать и дать поле для творчества, тогда, уверена, дело пойдет! А уж как заинтересовать, нужно думать в каждом конкретном случае, тут уже наша задача - педагогов.