Развитие познавательного интереса как средство формирование ключевых компетенции на уроках географии.

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов. Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

 География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом  наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикоориентированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.

Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.

Различные формы проведения  урока географии: экскурсии, уроки на местности, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.

И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв  и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и разработке системы работы, направленной на его формирование.

Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Я.А.Коменский, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

Однако для меня наиболее значимыми выступают  исследования Г.И. Щукиной, поскольку разработанная ею концепция имеет, на мой взгляд, неоспоримые достоинства: целостность и практикоориентированность.

Основными положениями концепции выступают:

- особая роль деятельности при формировании познавательного интереса,

- стадии его развития (любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес);

- принципы активизации познавательных процессов;

- условия развития познавательного интереса (личность учителя, содержание учебного материала, методы и приемы обучения).

 В представленной концепции наибольший интерес у меня, как учителя истории и географии, вызывают условия, способствующие формированию познавательного интереса. Однако, в отличие от автора, определяющего три группы условий, я считаю очень важным учитывать такой дополнительный фактор, как выбор средств и форм организации учебного процесса.

Кроме того, в отличие от Г.И. Щукиной, определяющей в качестве условия формирования личность учителя, я придерживаюсь позиции, предполагающей учет особенностей социальных  взаимодействий трех видов: учитель-ученик; учитель-группа детей; ученик-ученик.

 Таким образом, предлагаемая мною система работы имеет своей целью - формирование  познавательного интереса у учащихся на уроках географии.

Графически система может быть представлена следующим образом

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch_ped_opyta_uchitelya.docx48.16 КБ
Файл model2.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса как средство формирование ключевых компетенции  на уроках  географии.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов. Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

 География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом  наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикоориентированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.

Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.

Различные формы проведения  урока географии: экскурсии, уроки на местности, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.

И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв  и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и разработке системы работы, направленной на его формирование.

Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Я.А.Коменский, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

Однако для меня наиболее значимыми выступают  исследования Г.И. Щукиной, поскольку разработанная ею концепция имеет, на мой взгляд, неоспоримые достоинства: целостность и практикоориентированность.

Основными положениями концепции выступают:

- особая роль деятельности при формировании познавательного интереса,

- стадии его развития (любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес);

- принципы активизации познавательных процессов;

- условия развития познавательного интереса (личность учителя, содержание учебного материала, методы и приемы обучения).

 В представленной концепции наибольший интерес у меня, как учителя истории и географии, вызывают условия, способствующие формированию познавательного интереса. Однако, в отличие от автора, определяющего три группы условий, я считаю очень важным учитывать такой дополнительный фактор, как выбор средств и форм организации учебного процесса.

Кроме того, в отличие от Г.И. Щукиной, определяющей в качестве условия формирования личность учителя, я придерживаюсь позиции, предполагающей учет особенностей социальных  взаимодействий трех видов: учитель-ученик; учитель-группа детей; ученик-ученик.

 Таким образом, предлагаемая мною система работы имеет своей целью - формирование  познавательного интереса у учащихся на уроках географии.

Графически система может быть представлена следующим образом

                                        

                                

        

 Мною разработаны положения, раскрывающие влияние применения межпредметных связей на развитие познавательного интереса.

1.Интересно то, что понятно: межпредметные связи позволяют  не только  создать целостную картину явления, события, мира и т.д. но и объяснить ее, в результате мир становится понятным и научно обоснованным.

2.Межпредметные связи позволяют актуализировать субъектный опыт школьников, ранее приобретенные знания на других предметах и в повседневной жизни становятся востребованными на уроках географии, учитель реально показывает значимость этих знаний, тем самым, формируя у школьников желание, их пополнять и расширять.

3.Взгляд на ранее изученное явление с другой позиции, появление альтернативных точек зрения с одной стороны, способствует возникновению целостного представления об изучаемом объекте, с другой стороны стимулирует желание самостоятельно пополнить эти представления, тем самым инициируется процесс самостоятельного познания.

Следующий компонент представленной системы, направленной на формирование познавательного интереса: методы и методические приемы.

Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию  ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и  раскрытие причинно- следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.

С целью формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.

I.Прием «Разминка».

Цель: актуализация знаний, развитие  быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка

2. Назовите горы на востоке Северной Америки

3. Какую реку называют «великой обманщицей»

4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса  и т.д.

II. Прием «Удивляя других, удивляйся сам»

Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса

Описание работы – рассказ, иллюстрация, вопрос парадоксального характера

Например, диалог учителя с учениками:

-Я открыла для себя удивительное животное Северной Америки. Оно как будто сошло со страниц книги о Г. Потере. Вы помните, как звали страшного змея?

  • Василиск.
  • Оказывается, такое животное действительно существует!

III. Прием «Исправление ошибок».

Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование  умений к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательных процессов

( мышления, внимания, воображения).

Описание работы – текст или рассказ учителя, учащихся (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными  ошибками двух типов: открытыми и закрытыми.

Пример (приложение №1)

IV. Прием «Составь рассказ».

Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Описание работы: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.

Пример: тема “Гидросфера”: волны, цунами, река, озеро, водопад и т. д.

                Тема «Круговорот веществ в природе», «Путешествие капельки», 6 класс.

V. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

  • описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.;

-написать эссе по теме “Будем же людьми!”(11 класс, тема “Национальные конфликты”).

VI Приём: “Творчество”

Цель: развитие творческих способностей,  создание атмосферы увлечённости.

Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.

Пример:

- изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из глины, солёного теста, папье-маше);

- изготовить картину Солнечной системы (рисунок, вышивка)

  • оформить коллекцию горных пород
  • создать фотоальбом.

VII Прием «Играя, учись»

Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.

Описание работы.

  • использование игр-упражнений.

Пример: игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское, Ильмень; Каспийское, Кроноцкое, Аральское озера) выберите лишнее.

  • использование игр-соревнований.

Пример:  я  разработала  обобщающий урок – соревнование в 9 классе на тему: «Цветная и черная металлургия». (Разработка его прилагается).

Пример: на доске рисунок горы, к вершине которой ведет 5 ступеней. Два ученика отвечают по карте (вопросы задает учитель или ученики), правильный ответ предполагает продвижение на ступеньку вверх, которое оценивается баллами. Выигрывает ученик, первым добравшийся до вершины.

- использование игр- путешествий.

Пример: при проверке домашнего задания учитель может обратиться к детям: «Сегодня я отправляюсь в пустыню Сахара. Предупредите об опасностях, которые меня поджидают».

VIII Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример.

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

IX Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие умения, у учащихся  выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: расположите предложения в логической последовательности.

  • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
  • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
  • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
  • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Одним из важных компонентов, направленных на формирование познавательного интереса является выбор средств и форм обучения.

Сложные научные понятия, географические явления осваиваются детьми гораздо более эффективно в случаях, когда они, помимо словесной формы, преподносятся и в графическом виде. Я остановлюсь на одном из видов графического изображения материала:

В учебном процессе я  использую рисунки и схемы, выполненные как мною, так и учащимися. Мною разработаны рисунки и схемы к различным  темам в курсе географии с 6 по 10 класс, которые кратко и точно позволяют раскрыть различные географические явления и процессы.

Например,  содержание темы «Климат» в 7 классе сложно для объяснения учителем и понимания детьми. Поэтому я разработала и применяю на уроках ряд схем, позволяющих  не только решить эти проблемы, но и сформировать у учащихся интерес к данной теме.

На начальных этапах школьники познают основные принципы географического рисунка, а затем создают их сами. Несмотря на строгие требования, предъявляемые к географическому рисунку (четкая цветовая гамма, линии обозначения и т.д.) в некоторых случаях я позволяю детям творить, импровизировать, результатом чего  является чрезвычайно интересная информация, которую, я использую с целью получения сведений о психологических  качествах детей. В рисунках обнаруживаются общие, свойственные всем детям одного возраста черты, и личные черты авторов, отражающие темперамент, индивидуальные особенности и т.д.

Например: изучение каждого материка в 7 классе можно начать с рисунка «Как я представляю материк». Ребенок на территории Евразии может нарисовать оскаленных волков или пушистых белок, зайцев, куниц. Рисунок может быть светлым, насыщенным цветами или зачерненным; располагаться на всем листе или в уголке, быть нарисованным четкими линиями или штриховкой.

Проанализировав все положения рисунка, я создаю психологический портрет учащегося.

Как показывает анализ образовательной практики, использование рисунка является мощным фактором формирования познавательного интереса детей поскольку, являясь актуальной деятельностью детства, активизирует самостоятельность, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того, создание учебного рисунка предполагает обращение к дополнительным источникам знаний, привлечение сведений, полученных на других уроках и т.д., что, в конечном итоге, так же способствует формированию познавательного интереса.

Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. 

С помощью разнообразных заданий по карте, можно создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые  формы обучения сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет мне добиваться  положительных результатов по формированию познавательного интереса. На мой взгляд, наиболее приемлемой является групповая форма работы, поскольку она позволяет:

  • обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;
  • исключить пассивную позицию ребенка на уроке;
  • самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;
  • получать опыт определенного социального поведения.

Следующим компонентом представленной системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет  мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:

  • принятие ребенка таким, какой он уже есть
  • справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;
  •  естественное и свободное поведение учеников и учителя;
  •  выдержанность учителя;
  •  снижение уровня тревожности учащихся;
  •  спокойное отношение к ошибкам детей;
  •  стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;
  • создание ситуации успеха.

Как показывает моя практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно, или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания. Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.

Средняя  школа №1

Обобщение педагогического опыта по методической работе учителя по теме: 

Развитие познавательного интереса как средство формирование ключевых компетенции  на уроках  географии.

учителя истории и географии средней школы №1 Дусенбаевой Г.У



Предварительный просмотр:

  • Дух соперничества

  • Конформность

  • Чувство товарищества

  • Креативность, способность к творчеству

  • Способность критически мыслить

  • Любознательный, пытливый ум

  • Озабоченность материальным успехом

  • Порядочность-справедливость

  • Честность

  • Гуманизм (доброта)

  • Независимость

  • Интеллектуальная развитость

  • Материалистичность

  • Послушание

  • Предприимчивость

  • Открытость

  • Наличие собственных убеждений

  • Уравновешенность-организованность

  • Чувство юмора

  • Эмоциональность

  • Искренность

  • Социальная адоптабельность

  • Воспитанность



Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).

Выработайте единое мнение в группе.


2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «выпускника школы-социализации личности».

(список повторяется)

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».

(список повторяется)

Выберите пять черт, которые представляются вам наиболее существенными, и расположите их по степени значимости.

Выбирайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «учителя школы социализации личности» (далее аналогично)

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого».

Вывод: модель выпускника школы-социализации личности, включает такие наиболее важные черты личности:


1. интеллектуальная развитость

2. социальная адоптабельность

3. любознательный, пытливый ум

4. наличие собственных убеждений

5. способность критически мыслить.