Мантаев Дорджи Баяевич

сайт учителя физической культуры

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто» Сократ

Профессия: учитель физической культуры

Профессиональные интересы: Физическая культура и спорт, педагогика и психология

Увлечения: спорт

Регион: Республика Калмыкия

Населенный пункт: с.Троицкое, Целинный район

Место работы: МОБУ "Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mantaev-dordzhi-bayaevich
Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие.
Аристотель

В данном образовательном учреждении я работаю с 1994 года.
Наше образовательное учреждение – это учреждение, структура которого позволяет решать задачи государственной образовательной политики, обеспечивающие эффективное интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребёнка.
Цель моей профессиональной деятельности являет собой поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, использование всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптированного и физически развитого человека. А также привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, создание системы взаимосвязи с заинтересованными службами и апробация здоровьесберегающих технологий. Она полностью согласуется с целью образовательного учреждения, в котором я с большим интересом, энтузиазмом и желанием работаю.

О себе

Эссе "Я - учитель"

Эссе «Я – учитель физкультуры, или Размышления о том,

как воспитывать детей физкультурой и спортом».

Никогда не думал, что придется писать эссе. Я считал, что такого рода творчество – если ты, конечно, не писатель - дело женское или педагогов- представителей чисто гуманитарных дисциплин. Узнал в словаре, что слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится словами «опыт, проба, попытка, очерк». Мне особенно понравился вариант «проба». Дальше узнаю, что эссе – это проба «индивидуальных размышлений, воспоминаний». Что ж, попробуем: повспоминаем, поразмышляем. В конце концов, речь идет о деле, которое занимает огромную, большую (ударение на первый слог) часть моей жизни…

Итак, размышление первое: почему я решил стать учителем физкультуры? Сразу вспомнился спортивный зал Ики-Бурульской средней школы, где я учился. Мне и моим друзьям, тогда еще ученикам младших классов, казалось, что он открыт и полон в любое время суток. Мы наблюдали, как старшеклассники то с огромным азартом играют, то устало переговариваются, а то и громко спорят. Мне казалось, что именно здесь, в тесном от многолюдья зале, сосредоточены главные события всей школы…Да что там школы?! Всего поселка! Кстати, так оно и было. Я стал часто приходить сюда в качестве болельщика одноклассников моей старшей сестры, а позже – в качестве активного игрока. И всегда с особым интересом наблюдал за работой человека со свистком. Именно они, учителя физкультуры, тренеры местной детской спортивной школы, как-то незаметно руководили всем этим действом, их уважали, их слушали. Не помню, в какой момент точно, но именно тогда, в школьном спортзале, я решил: «Буду учителем физической культуры».

Размышление второе: каким учителем мне хотелось стать? Здесь отмечу, что мне очень повезло с педагогами в школе, педучилище, университете… Вспомню только один случай, который произошел в первые годы моей работы учителем. Один их моих старших коллег, известный учитель физкультуры в нашем районе, случайно увидел, как я провожу урок (пробегал мимо школьного стадиона). Буквально на ходу он прокричал мне: «Молодец! Но строевую надо подтянуть!». Для чего я это говорю, ведь это был не «официальный» анализ? Просто тогда я извлек важный урок для себя: учителю надо иметь зоркий глаз, уметь проводить самоанализ работы. Ведь думал же я до этого случая: что-то у меня идет не так. А потом понял: строевую действительно надо было «подтянуть». А мой именитый коллега увидел это, как говорится, «на лету»…

Но все-таки хотел бы я быть таким же, как они, мои педагоги и наставники? Вряд ли. Каждый из них имел свой «почерк», свой подход, скопировать который мне не представлялось возможным. Мне пришло в голову (как когда-то известному политику, сыгравшему роль в жизни людей нашего поколения): «Мы пойдем другим путем».

С чего я начал? С того, что стал «всматриваться» в моих учеников. И научился различать: вот этот мальчишка будет яростно тренироваться в секции и добьется-таки успехов в спорте, а вот девочка – есть у нее спортивная злость, есть задатки, но все же, она, скорее всего, ограничится посещением только уроков физической культуры. А мне надо учить их так, чтобы было интересно всем. Для меня стало важно, чтобы ребятам хотелось развивать свои двигательные, физические навыки и после уроков, вне спортзала гимназии.

Постепенно я понял свое назначение: создать условия, при которых мои ученики поймут, что физкультура и спорт – это здоровый образ жизни и полезный досуг.

Размышление третье: а надо ли изучать какие-то педагогические принципы и подходы к образованию, или достаточно того, что ты просто любишь свое дело? Когда я задал себе этот вопрос, на ум пришли анекдоты и современные фильмы про физруков. Понятно, что у многих сложилось мнение, что, в лучшем случае, учителям физкультуры надо научить детей быть «быстрее, выше, сильнее». Но, на мой взгляд, миссия учителя физкультуры не только, да и не столько в этом. Вот как, например, быть с общеизвестной проблемой, когда ученики младших классов бегут на наши уроки с огромным интересом, но к старшим классом этот интерес, особенно у девочек, угасает? Причин много и тут без «умных» книг, советов коллег - классных руководителей, психологов, не обойтись…Как следствие таких чтений, бесед, я стал использовать танцевальные движения на уроках. Ведь, например, хип-хоповские «качи» - это серьезная физподготовка. А дети (танцевать любят все!) уже с большим (опять ударение на первый слог) интересом ходят на мои уроки.

А вот еще пример. Не секрет, что часто ярких спортивных успехов добиваются мальчики, которые не отличаются примерным поведением. Более того, нередко именно они – первые задиры школы. Как помочь им понять, что такое поведение называется «неспортивным», как объяснить, что физкультура и спорт – это, в первую очередь, командный дух, воля и ответственность? И здесь не обойтись без изучения современных форм и приемов воспитания. В моем случае – это беседы о героях спорта, о паралимпийцах, организация встреч с людьми, внесшими вклад в развитие калмыцкого спорта, проведение «Ученических чтений» под общей темой «О, спорт, ты - мир».

Воспитание патриотизма, любви к малой родине тоже находит место в моей работе. Составлена целая программа «Этнокультурное воспитание на уроках физкультуры». Это надо видеть, с каким азартом ученики повторяют движения животных из калмыцкого календаря («лит») на этапе восстановления дыхания!

Так что ответ один: изучение, внедрение достижений педагогики и дидактики необходимо и учителю физкультуры.

Размышление следующее: а что удалось и удалось ли вообще? Вопрос не из простых. Особенно, если сам и будешь на него отвечать. О чем можно сказать? О том, что мои ученики последние (как минимум) пять лет – победители и призеры олимпиад по физической культуре регионального уровня, и что Манджиев Алексей защищал честь республики на всероссийском этапе в городе Саранске? Или о том, как команда баскетболистов гимназии тоже несколько лет возглавляет таблицу рейтинга в республике и членов команды знают, как говорится, в «лицо и поименно»? А может надо сказать, что мои ребята еще и отлично стреляют из лука, метают копье и не раз доказывали это на «Джангариаде» различного уровня? Все это так. Но для меня все же не это самое главное. Меня радует то, что все больше детей включается в мою традиционную ежеутреннюю пробежку. А ведь не заставляю. Не могу не радоваться и тому, как дети играют на улице в подвижные игры, которым они научились на моих уроках и уроках моих коллег. Я бываю почти счастлив, когда замечаю, как разжимаются кулаки у вчерашних забияк – они уже знают, что спорт и физкультура - это терпение, терпимость и ответственность за свое, и чужое здоровье, поведение. А как не радоваться тому, что выпускники, где бы ни учились, ни работали, не бросают занятия физическими упражнениями? А что до баскетбола, то он давно «живет» своей жизнью. Мои воспитанники разных поколений создали в Интернете группу «Баскетбол в Троицкой гимназии», где делятся успехами и неудачами, обмениваются спортивными новостями. Я редко «захожу» сюда, может только для того, чтобы убедиться, что лексика моих детей - нормативная?..

Так удалось, или нет? Не знаю. Но спортивный зал Троицкой гимназии также полон детей, молодежи в любое время года, суток, как когда-то спортзал моего школьного детства…

И еще одно размышление: без вопросов, а просто - «напоследок вам скажу…». Эссе – это, оказывается, ничего страшного - просто письменно излагаешь свои мысли. Мне было интересно оглянуться, вспомнить, как все это было, заглянуть в будущее. Интересно и…полезно. Полезно вспомнить, что давно надо, наконец, сходить на концерт «Тюльпана» - там танцуют мои воспитанники (все время приглашают). В свое время они были лучшими спортсменами школы. Не случайно психологи утверждают, что двигательная память особенно развита у спортсменов и танцоров. Вспомнил я и том, что кое-кого из нынешних ребят обещал научить игре на гитаре. Воспоминания – это еще один повод порадоваться. А как не порадоваться за Кичикову Саглару – одну из лучших моих баскетболисток, которая сегодня чемпионка Европы по тайскому боксу? Помогли, значит, тренировки, да и характер был у девчонки настоящий, спортивный…

Вот такая у нас работа – уходят одни, приходят другие. Остается только удивляться: откуда у нас столько талантливых, умных, интересных ребят? Конечно, далеко не все из них тесно связывают свою жизнь с физкультурой и спортом. Но я уверен: никого из них они не оставили равнодушными. Ведь в наш, всегда тесный от многолюдья зал, мои ученики приводят своих детей. И я - «человек со свистком» - могу выступить в роли «усатого няня». А почему бы и нет? Работа у нас такая – за детьми смотреть. Это совсем нелегко, и поэтому я посвятил нашей профессии, своим коллегам-физрукам это стихотворение:

Кто такой учитель физкультуры?

Наверно, это дядя злой, сердитый.

Который вместо соски держит он свисток во рту

Или, который, заменив географа однажды

На карте Мира найти не может Канаду!

Конечно, я шучу. И все-таки.

Кто такой учитель физической культуры?

Он педагог-организатор! Он тренер-преподаватель!

Он Бог спортивной жизни школы!

Никто с ним рядом не стоит, когда выходит он судить

Принципиальную игру, легкоатлетический забег

И даже национальную борьбу!

Он тот, о ком ребенок думает с утра

Едва ли разомкнув глаза

Стократно в школе пробегая мимо

Опять же спросит: А будет ли у нас физра?

Тебя я славлю мой коллега,

Что в корне нашего предмета

Находятся во истину вперед зовущие калмыцкие слова,

Что с гордостью произнесу: Физкульт-Ура –Ура- Ура-а-а-а!!!

 

Добавить грамоту в портфолио