Мерзликина Ирина Петровна

сайт учителя географии

Ищу и нахожу, думаю и узнаю

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: способы сочетания педагогических технологий как путь решения современных образовательных задач

Увлечения: чтение, вязание,цветоводство

Регион: Липецкая область

Населенный пункт: город Липецк

Место работы: МАОУ СОШ №17

Звание, ученая степень: почетный работник общего образования Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/merzlikina-irina-petrovna
«В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».
Д.С. Лихачев

"...урок-это архаика,но колесо-еще древнее, но попробуйте без него обойтись...."  Е.Ямбург, директор Центра образования.

        Меняются время, люди, цели и содержание образования, средства  и  технологии обучения, но  урок - это то, что многие столетия определяет лицо школы. Современная  школа так же держится на уроке...
        В построении современного урока исхожу из идеи, что каждый маленький человек обладает индивидуальным набором личностных качеств: характером, способностями, природными задатками, которые позволяют ребенку по своему желанию выполнять разные виды свободной деятельности и радоваться полученным результатам. Успехов в учебе может добиться любой человек с любым характером. Поэтому на своих  уроках географии  созданию условия, обеспечивающих полноценное развитие успешной личности, продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса, психологический комфорт, высокий творческий настрой, мотивацию учения и других видов деятельности, т.е. условия для развития способностей каждого ребенка.

О себе

Учитель географии МАОУ СОШ №17 города Липецка. Образование высшее, в 1995 годау закончила ЛГПИ,естественно-географический факультет. Педагогический стаж 18 лет. Учитель высшей категории. Призер городского профессионального конкурса "Учитель года- 1998", победитель областного конкурса "Учитель года 1999" в номинации "Традиции и новаторство", победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО "Образование" в 2006 году, в 2014 году награждена почетным званием "Почетный работник общего образования"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Чехов "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишневый сад" и др.
М. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Пастух», «Судьба человека», «Жеребенок», «Нахаленок», «Когда казаки плачут», «Донская повесть», «В лазоревой степи», «Они сражались за Родину» и др.
Экзюпери Антуан Де Сент  "Маленький принц" и др.

Мой взгляд на мир

Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.
Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил ... а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости: а Бог дал мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства: а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможности летать ... а Бог дал мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви ... а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ ... а Бог дал мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил:
Но я получил все, что было мне нужно.

Мои достижения

Печатные работы

Публикации в журнале «География в школе»:

  • Журнал «География в школе» 1999 год – урок-игра: телепередача «Тема» «Будущее ледяного континента»-7кл.
  • Журнал «География в школе»  1999 год – урок - заочное путешествие «Географическое путешествие по Липецкому краю»-8 кл.
  • Приложение к журналу «География в школе»  «Современный урок географии"2000г.  - урок пресс-конференция с участниками путешествия по Африке «Природа Африки и ее охрана»- 7кл.

Публикации по итогам конференции

  • «Управление подготовкой педагогических кадров к апробации инновационных программ». Материалы международной практической конференции «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование» -2007 год

Результаты участия  в конкурсах и олимпиад профессионального мастерства

  • Диплом Всероссийской Олимпиады педагогического мастерства (лауреат) -2011
  • Диплом Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России» ( лауреат 2 степени) -2011
  • Диплом  Всероссийской дистанционной профессиональной олимпиады «Профи - ХХI» (победитель) -2012

Результаты участия школьников в конкурсах и олимпиадах по географии

  • Всероссийская  заочная  олимпиада – конкурс «Познание и творчество», «Креативный»  тур, номинация «География 5-8 кл» - 1 обучающийся – лауреат, 4 место -97 баллов , 2011-2012 уч. год
  • Всероссийская  заочная  олимпиада – конкурс «Познание и творчество», «Креативный»  тур,номинация «География 9-11 кл.» - 1 обучающийся – лауреат, 73 баллов, 2011-2012 уч. год

Наличие наград

  • Почетная грамота городского  профессионального  конкурса  «Учитель года 1998» -  второе место;
  • Диплом областного  профессионального конкурса  «Учитель года 1999»  - победитель  в номинации «Традиции и новаторство в педагогике»;
  • Грамота департамента образования и науки Липецкой области -2006 г.
  • Всероссийский конкурс «Лучших учителей России» приоритетного национального проекта «Образование» -2006 г.- победитель;
  • Почетное звание "Почетный работник общего образования" -2014 г.
  • Благодарственное письмо администрации города Липецка, Липецкого совета депутатов -2006 г.
  • Благодарственное письмо департамента образования администрации города Липецка-2006 г.,
  • Благодарность Главы администрации Липецкой области, председателя областного Совета депутатов -2006 г.
  • Благодарственное письмо департамента образования администрации города Липецка-2010 г.
  • Диплом Всероссийской Олимпиады педагогического мастерства (лауреат) -2011;
  • Диплом Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России» ( лауреат 2 степени) -2011;
  • Диплом  Всероссийской дистанционной профессиональной олимпиады «Профи - ХХI» (победитель) -2012.

Моё портфолио

Главная цель деятельности учителя на уроке - развитие познавательных способностей каждого ребенка, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике  использует нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, отрывками литературных произведений,  кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют включению в процесс обучения детей, обладающих разными способностями.

       Работая по технологии модульного обучения особое внимание, учитель уделяет созданию проблемных ситуаций на уроках.  Вместе с детьми формулирует  проблему, ставит цели, планирует пути их достижения ( технология проблемно-диалогического обучения). При выполнении таких заданий обучающийся  оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Кроме того, посредством технологии модульного обучения и проблемных задач  в первую очередь у ребенка формируются регулятивные УУД, затем группа познавательных, коммуникативных.  

        В практике работы широко использует  технологию логических опорных конспектов (ЛОС).  ЛОС  учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память. Составление ЛОС  используется на уроках географии  6–10  класс, кроме того учителем  разработана система ЛОС при изучении Липецкой области. Применение данной технологии в обучении географии   позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

      При работе с детьми невозможно избежать использования игровых моментов. Дидактические игры, используемые в преподавании географии: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.  Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний за сет соревновательного момента. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

    Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. ( чаще всего предлагается обучающимся в качестве домашнего задания). Форму выполнения творческой работы обучающимся предоставляется выбрать самостоятельно. 

     Проектная деятельность, применяемая педагогом  на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает  умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.

     Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей  на уроках географии способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.  На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

         Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет  создать на уроке  условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

       География касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны  это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др. Главная цель географического образования в школе: реализация образовательного воспитательного потенциала учебного предмета "география" во всестороннем развитии и становлении личности как субъекта общечеловеческой культуры цивилизованного общества. Оно выражено в подготовке школьника к пониманию и к самостоятельному применению знаний и умений, к осознанному ориентированию в любом месте - в природной и социально-экономической окружающей среде (в геокомплексе не только на уровне локальном, но и взаимосвязанных: региональном и в целом планетарном). Составной частью общечеловеческой культуры становится: понимание сущности экологических проблем, роли географии в их решении и в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком в трудовой деятельности и в разных учебных и житейских ситуациях. К ним же относятся умения использовать информацию географического содержания в её разных формах.

     Выпускник средней школы должен выходить в жизнь, получив знания о целостной научной картине современного мира, и не только знать, но и понимать: что представляет собой географическая оболочка (ГО) и её части как объекты их изучения, почему они такие, и как изменяются во времени и пространстве, вместе с этим подумать: как я должен себя вести в окружающей природной и социально-экономической среде и многое др. Такие результаты возможны при условии особой организации географического образования, в которой при этом в едином процессе обучения решаются задачи воспитания и развития учащихся, осуществляется формирование системы фундаментальных (теоретических ) знаний в единстве с конкретными объектами и явлениями, а так же формируются обобщенные практические и интеллектуальные приёмы (способы деятельности) как основа для умений специфических географических и универсальных.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы