Технология проектного обучения

Борисова Анна Александровна

Технология проектного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогнчность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М.М. Бахтин). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Н мо подчеркнуть, что наиболее значимыми для школьников я реальные (жизненные) проблемы, реализуемые в проекте (эколог; социально-экономические, политические, молодежные).

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

В контексте какой общечеловеческой культурной деятельности быть выполнены учебные проекты школьников? За основание могут взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом: практико-преобразовательная, научно-познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая. Учебные проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, технико-прикладными, экспериментально-измерительными и т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии, математики, технологии. Учебные проекты, имитирующие научно-познавательную деятельность, основаны на реальном и мысленном эксперименте и позволяют учащимся представить процесс научно-исследовательской деятельности в любом школьном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности связаны с фундаментальными ценностями человечества: проблемами сохранения окружающей среды, вопросами, связанными с демографическими проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечений населения продовольствием и рассматриваются на уроках географии, истории, биологии и обществоведения.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и информации и рассматриваются на уроках информатики, физики и др.

Учебные проблемы, связанные с художественно-эстетической деятельностью человека, раскрывают основы различных художественных сфер: живописи, музыки, литературы, театра, эстетических феноменов природы и др.

Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников».

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРОЕКТОВ

В настоящее время существуют различные классификации проектов, раскрывающих данную технологию. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов (см. схему 3):

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые — для групп школьников. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, проекты по решению конкретных экологических проблем своего края, проекты по изучению этнических традиций своего региона. В любом исследовательском проекте проявляется творчество учащихся.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, на уроке иностранного языка можно реализовать игровой проект «Фестиваль современной песни» изучаемого языка. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории, моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью системы Интернет.

По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т.д., средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в который осуществляется совместная жизнедеятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного (табл. 18).

Таблица   18

Этапы реализации технологии проектного обучения

Этапы 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Ценностно-ориентационный 

Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости 

Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы 

Конструктивный 

Объединение учащихся в группы; консультации учащихся, стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы 

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материалов, поиск литературы, выбор формы реализации проекта 

Оценочно-рефлексивный 

Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта 

Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме 

Презентативный 

Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта, организация самооценки учащихся 

Защита проекта индивидуально или коллективно, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности 

Первый этап проектного цикла — ценностно-ориентационный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт учителей, на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.

Второй этап — конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4—5 человек) или индивидуально, осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, дневника и т.д.). Учитель на данном этапе осуществляет консультацию учащихся. Учителю следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других школьников. Нередко на этапе конструирования учитель включает в деятельность консультантов, т.е. школьников, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Учитель на данном этапе помогает и приучает их к поиску. Он, прежде всего, поддерживает (стимулирует) школьников, помогает выразить мысль, дает советы. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного оценочно-рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу.

Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий.

Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов — стандартизированного, формализованного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.

Нередко эксперты (из числа школьников и учителей) проводят экспертизу с помощью пяти - или десятибалльной шкалы.

Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный. Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умение заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов. Ценностный аспект проявляется в системе ценностей учащихся, ориентированной на благо других людей, защиту окружающей среды. Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, характеризуется проявлением творчества при решении проблемы. Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен

ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам. Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе и роли лидера в организации групповой работы.

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку, проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.



Предварительный просмотр:

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках

1.“Линия времени”.

На доске  чертится линия, на которой  учитель обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи. Далее учитель вместе с детьми находит уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

2. «Мои способности»

 Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.

3. «Рефлексия»

Один из вариантов рефлексии по предмету:

4. «Ставим цель»

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужен учебный предмет.

В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I триместр?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

– Что случится, если я буду писать грамотно?

– Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники проводятся  в начале или в конце триместра. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

5. «Я успешен»

Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Растёт уверенность учеников в своей  компетенции.

6. «Без домашних заданий»

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

7. “Защитный лист”.

Практикуется в  старших классах. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

9. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

10. Образовательная стратегия.

– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?

– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

11. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

12. “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

13. “Фантазёр”.

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

14. «Я это уже знаю»

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

15. “Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?



Предварительный просмотр:

Мультимедийная защита результатов

проектно-исследовательских работ

        

Проектно-исследовательская деятельность давно перестала быть инновацией в современной школе, сегодня многие учащиеся совместно с педагогами и родителями занимаются научным творчеством. Технология проектно-исследовательской деятельности успешно зарекомендовала себя в школьной образовательной практике, т.к. ориентирована на активизацию обучения, развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности. Ее применение эффективно формирует не только исследовательскую активность, но и информационную культуру ученика.

        В процессе проектно-исследовательской деятельности учащиеся нацелены на разрешение конкретной проблемы, получение планируемого интеллектуального продукта и результата. После обсуждения и экспертизы гипотез, осмысления полученных результатов и продукта проектирования учащиеся совместно с учителем приходят к некоторым выводам и общему главному. Это завершающая фаза работы над проектом или исследованием, которая включает в себя:

  1. Оформление письменного отчета;
  2. Подготовку презентации продукта и результата. Различия между понятиями «продукт» и «результат» приведены в таблице.

Характеристики продукта и результата

проектно-исследовательской работы

Продукт

Результат

Сущность

Наглядное предъявление решения проблемы

Замысел способа решения

Представляет собой

Карта, план, макет, рисунок, плакат,

слайд-шоу, видеосюжет, сайт, газета, альманах

Мыслительная деятельность учеников.

Собранная информация.

Приобретенные знания.

Отработанные гипотезы.

Конструктивные замыслы. Конкретные практические предложения.

Презентационная деятельность позволяет:

  1. Представить полученные результаты и продукт;
  2. Логически завершить проектную работу;

  1. Оценить масштаб проектно-исследовательской работы, ее значение, качество, теоретическую адекватность, отсутствие ошибок, творческий подход;
  2. Дать возможность самооценки и сторонней оценки квалифицированными специалистами;
  3. Приобрести комплексный набор презентационных навыков, элементов социальных, коммуникативных, информационных компетенций.

        Таким образом, презентация представляет собой мини-маркетинг эффективности проделанной проектно-исследовательской работы.

        В последние годы при представлении проектно-исследовательских работ школьники все чаще используют мультимедийные возможности. Мультимедиа (англ. multimedia, от multi – много и media – средство) – собирательное понятие, обозначающее совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Средства мультимедиа дают возможность создать запоминающиеся образы, гармоничный звуковой и видеоряд, музыкальное сопровождение, фоновые шумы, чередовать различные графические и методические приемы. Таким образом, мультимедиапрезентация – это универсальный творческий подход к представлению результатов научно-исследовательской работы школьников, который позволяет:

  1. Повысить уровень эстетики, культуры оформления и качества представления работы;
  2. Повысить интерес учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
  3. Сформировать навыки анализа и систематизации информации;
  4. Максимально использовать современные возможности обработки и размещения изображений, анимацию, видеоизображения, звук для того, чтобы представляемые события, явления, процессы и т.д. стали более доступны и понятны слушателям;
  5. Обеспечить обучающее-запоминающий эффект (как известно, большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного; одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%);
  6. Увеличить плотность данных, излагаемых в представлении, более чем на 30% (установлено, что одна страница текста содержит примерно 2 килобайта информации (1-2 мин чтения), а мультимедийный способ показа информации на экране может вместить более 1 гигабайта информации (при 1 мин чтения));
  7. Тиражировать интересные и важные результаты работы, представленные в презентации.

        У мультимедийной презентации должен быть сценарий, следующий логике и последовательности блоков проектной работы. Презентацию выстраивают по принципу диафильма, где каждый слайд представляет собой законченный эпизод (фрейм). При создании слайдов необходимо учитывать следующие основные правила:

  1. Наличие заголовка;
  2. Кодирование информации в наглядные образы плюс минимум текста;
  3. Недопущение разрывов и переносов комплексного смыслового блока;
  4. Оптимальное количество слайдов (их не должно быть слишком много или слишком мало);
  5. Ограничение объема научной терминологии, не соответствующей возрастной группе учащегося.

Содержание слайдов презентации

1-ый слайд – титульный

Краткие сведения об авторе и руководителе работы, а также об учебном учреждении, в котором выполнена работа.

2-ой слайд – тематический

Тема проектно-исследовательской работы, сопровождаемая необходимым смысловым видеорядом.

3-4-е слайды – целевые

Емкое обоснование актуальности темы исследования или проектирования.

        Формулирование проблемы, которую должны отличать:

  1. Новизна (научная, социальная, технологическая и т.д.);
  2. Креативность (неожиданный ракурс рассмотрения вопроса).

Формулирование цели работы. Выделение задач – шагов, с помощью которых была

 достигнута поставленная цель. Описание использованных методов исследования (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, измерение, абстрагирование, эксперимент, исторический метод) и методик сбора и обработки материала.

5-ый и последующие слайды – содержательные

Раскрытие сути работы, последовательности действий по достижению поставленной цели. Основные и промежуточные выводы, сопровождаемые необходимыми элементами видеоряда (не следует помещать в выводах результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги, искажать собственные результаты для того, чтобы придать работе значимость или обеспечить практический выход). Соответствие проектно-исследовательскому, а не реферативному направлению (должны прослеживаться причинно-следственные связи между явлениями, фактами, событиями).

Заключительный слайд

Итоги проектно-исследовательской работы – результаты исследования или проектный продукт, которые должны соответствовать основным задачам проекта, иметь оценку полноты решения каждой из  

поставленных задач и формулировки интересного, нестандартного личного обобщения по итогам работы. Описание перспектив продолжения работы, возможности и формы внедрения результатов в практику.

        

                

Основные требования к элементам создаваемого видеоряда,

иллюстрирующего текст работы:

  1. Соответствующий тексту подбор картин, фото, рисунков, портретов, диаграмм, таблиц;
  2. Оптимальное количество изображений;
  3. Продуманные алгоритм и динамика смены изображений;
  4. Точный просчет времени выхода наглядных изображений на экран и оптимальное время их демонстрации;
  5. Узнаваемость изображений, избегание мелких деталей и цифр;
  6. Подчеркивание и выделение ключевых моментов на многозначных схемах и диаграммах;
  7. Разбиение материала больших таблиц и схем на части, размещение их на отдельных слайдах;
  8. Демонстрация многознаковых объемных изображений исключительно для обзора, показа масштаба изученного явления или процесса;
  9. Оптимальный размер (сопровождающий рисунок должен занимать не менее 1/8-1/4 части поля – иначе он не читаем);
  10. Постоянный контроль изображения – то, что выглядит красиво на экране компьютера, может быть неприемлемо для экрана презентации.

        Видеоряд должен стать помощником, а не отвлекающим маневром, иначе он не даст сосредоточиться на главном. Использование фрагментов видеоинформации и анимации может значительно усилить эффект презентации. В то же время, если слайд имеет более восьми строк, то необходимо исключить анимационные фигуры, т.к. человек, даже вопреки своей воле, будет продолжать следить глазами за движениями, вместо того, чтобы читать, воспринимать информацию.

        Избыток яркой наглядности также является частой ошибкой, превращает презентацию проектной работы в красочный журнал, в котором смысл камуфлируется «кричащими» картинками, заставками, фотографиями, не отражающими существенные детали работы.

        Выстраивая видеоряд, необходимо учитывать особенности и значение фона и цвета, которые могут существенно изменять восприятие информации. С их помощью можно легко расставить акценты, подчеркнуть значимость важных выводов и ключевых идей, мобилизовать внимание на основных частях работы. При подборе цветов необходимо учитывать, что более 3-4-х оттенков в одном слайде воспринимаются плохо. Следует также помнить, что цвета на экране компьютера и на демонстрационном экране могут не совпадать.

        

Основные цветовые значения

        Голубой – сила, важность, интеллект.

        Бледно-зеленый, салатовый – здоровье, природа, гармония.

        Оранжевый – возбуждение.

        Красный – страсть, тепло, мощь.

        Розовый – удовольствие, утонченность.

        Желтый – оптимизм, память.

        Фиолетовый – величественность, духовность.

        Бежевый – консерватизм.

        Насыщенный черный – привлечение внимания к деталям.

        Ненасыщенный черный – таинственность.

        Коричневый – основательность, простота восприятия, дружелюбие.

        Темно-синий – спокойное восприятие, глубокая удовлетворенность.

        Печатный текст несет важную смысловую нагрузку. Большой объем текста плохо воспринимается с экрана, поэтому нужно своевременно переводить его в единицы наглядности. На экране не должно быть сплошного текста или сплошных перечислений.

Оптимально, когда текстовые блоки презентации:

  1. Не загромождают слайды;
  2. Дозированы;
  3. Не перегружены длинными предложениями, определениями, перечислениями;
  4. Озвучиваются автором работы лишь частично (во избежание перегрузки зрителей лишней информацией и потери времени);
  5. По возможности структурируются в схемы, таблицы, диаграммы;
  6. Имеют выделения ключевых моментов и выводов работы (при помощи шрифта, цвета, анимации);
  7. Появляются строго в задуманное время;
  8. Проверены на практике (восприятие размеров текста и разных видов шрифтов на экране компьютера не идентично восприятию этого же слайда на большом экране);
  9. Проверены на предмет грамматических, стилистических ошибок и неточностей.

        Лучше всего воспринимаются слайды, на которых написано 3-4 строчки, выделены ключевые слова, а размер шрифта составляет 36 пунктов и более.

        Зачастую для эффектного представления результатов работы необходимо озвучить отдельные эпизоды текста. Это может усилить восприятие представляемого фрейма, создать необходимую иллюстрацию.

        Как бы ни была хорошо подготовлена мультимедийная презентация результатов проектно-исследовательской работы, важно не забывать, что ее необходимо отработать и прорепетировать. Если при пробном представлении отчет о результатах проектирования выглядит неинтересным, неактуальным, нелогичным, значит акценты были расставлены неверно или не были соблюдены необходимые требования.

На презентации результатов своего проекта учащийся должен продемонстрировать:

  1. Четкое соблюдение регламента;
  2. Грамотную, эмоциональную речь, отражающую личную заинтересованность;
  3. Аналитические, креативные, интеллектуальные способности;
  4. Аргументированное и лаконичное изложение проблемы и сути проведенной работы;
  5. Понимание проблемы, осведомленность об общих перспективах, связанных с выбранной темой работы;
  6. Умение отделить главное от второстепенного, подчеркнуть основную мысль и сделать выводы;
  7. Общий кругозор и эрудицию;
  8. Умение отвечать на вопросы в рамках предлагаемой тематики исследования или проектирования;
  9. Владение компьютерной техникой.

        Самостоятельное проведение мультимедийной презентации способствует самоутверждению учащегося, повышению самооценки, формированию навыков публичных выступлений, получению подтверждения личной значимости, компетентности, успешности.

        



Предварительный просмотр:

Инновационные уроки

Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Во-первых, увеличился объем информации из разных областей науки. Какую часть этого объема предлагать детям; где и как им выбрать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы, образовательные программы, планы, учебники, форма обучения (дневное, заочное, вечернее, домашнее, семейное).  Изменилось и  оснащение кабинетов техническими средствами.

В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее время актуальными стали следующие проблемы: здоровье ребенка, адаптация к очередной ступени, классу, требованиям учителя.

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. 

В его основе могут быть:

  1. элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;
  2. обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
  3. научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;
  4. применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Виды инновационных уроков:

  1. уроки самостоятельной деятельности;
  2. исследовательские;
  3. на основе групповой технологии;
  4. проблемные;
  5. дифференцированного обучения;
  6. на основе проектной деятельности;
  7. уроки-тренинги и др.

Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия.

Данные уроки играют большую воспитательную роль.

        При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных навыков и умений учащихся, их способность к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.

        Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

На уроках самостоятельной деятельности четко должны быть определены позиции учителя и ученика:

Позиция учителя:

Позиция ученика

Инициирование субъектного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить)

Выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени

Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства учителя, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности.

Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

         В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывают идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного обучения:

  1. самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью;
  2. ориентация учебы и труда на конечный результат;
  3. смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Идеология продуктивного образования раскрывает широкие возможности для обучения учащихся вне стен классов, программ школ.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д.  Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все. Либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна. Если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так. Как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствование теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков:

  1. определение уровня знаний учащихся и их способности к обучению;
  2. выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
  3. определение способов учения для каждого ученика;
  4. подготовка дидактического материала;
  5. подготовка блоков учебного материала;
  6. установление регламента для выполнения тех или иных заданий;
  7. определение механизма контроля учебных действий учащихся во время  самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения.

Уровень знаний детей и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На уроках дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько раз, до тех пор, пока школьник не научится определенным действиям.

Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.

Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение - это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя - организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие - методом анализа ситуации; третьи - методом диагностики и выводов; четвертые - подбором и т. д.

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

Урок-тренинг - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии - приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной - для конкретного учащегося.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:

  1. подбор необычных заданий, дидактического материала;
  2. организацию:
  3.  соревнований;
  4.  взаимного контроля и т. д.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов:

  1. системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам;
  2. развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;
  3. развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;
  4. развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Т.И. Тихая, зам. директора по УВР

МОУ "Ореховская средняя (полная)

общеобразовательная школа"
Бурлинского р-на, Алтайского края

       



Предварительный просмотр:

Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.

А. Дистервег

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога

Этап

Название

Содержание, особенности

1-й  этап

Выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .

Направлениями самообразования могут быть:

  1. Профессиональное;
  2. психолого-педагогическое;
  3. психологическое;
  4. методическое;
  5. информационно-компьютерные технологии;
  6. здоровьесбережение;
  7. Правовое и т.д.

2-й  этап

Выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.

  1. «Интерактивные методики на уроке химии и биологии»;
  2.  «Технология проектного метода обучения»;
  3. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
  4. «ИКТ на уроке __________»;
  5. «Здоровьесберегающие технологии»;
  6. «Портфолио учителя и учащихся»;
  7. «Формирование информационной компетентности на уроках»;
  8. «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  9. «Работа с одаренными детьми»;
  10. «Дифференцированное обучение».

3-й  этап

Формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4-й  этап

Определение круга источников информации

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

  1. телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  2. материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях;
  3. платные курсы;
  4. семинары и конференции;
  5. мастер-классы;
  6. мероприятия по обмену опытом;
  7. экскурсии,  выставки, музеи, концерты;
  8. курсы повышения квалификации;
  9. уроки коллег и т.д.

5-й  этап

Выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

6-й  этап

Составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

 В плане указываются:

  1. название темы;
  2. цели;
  3. задачи;
  4. предполагаемый результат;
  5. этапы работы;
  6. сроки выполнения каждого этапа;
  7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  8. способ демонстрации результата проделанной работы;
  9. форма отчета по проделанной работе.

7-й  этап

Определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов:

  1. повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  2. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  3. разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  4. доклады, выступления;
  5. разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  6. разработка пакета тестового материала в электронном виде.

8-й  этап

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

  1. обобщение опыта;
  2. доклад;
  3. сбор и анализ отчетной документации;
  4. презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.