Миленьких Елена Владимировна

Сайт учителя русского языка и литературы

Если не я, то кто же?!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Социальный театр "Волшебный край". Проектная деятельность. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Увлечения: комнатные цветы, проба пера в поэзии

Регион: Иркутская область

Населенный пункт: Иркутск

Место работы: МБОУ СОШ № 42

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/milenkih-elena-vladimirovna
"Я хочу, чтобы мои любимые были счастливы всегда — и со мной, и без меня."
Н.И. Козлов. Философские сказки

 

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама

Джованни Руффи

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

 -Я – Спокойствие, - сказала Первая.- К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

 - Я - Вера, но  я никому не нужна. Нет смысла мне гореть дальше.

И она погибла.

Третья свеча произнесла:

- Я - Любовь. Но у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете? Вы должны гореть – я боюсь темноты!

И он заплакал так жалобно, что казалось, мир рушится.

Тогда четвертая свеча сказала:

- Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – Надежда.

Наверное, учитель - это четвёртая свеча. Ученик всегда надеется на поддержку учителя, наставника. Иногда учитель заменяет ребенку самых близких людей: жизнь порой такие преподносит вопросы, что решить их может только взрослый человек, а из взрослых - только школьный учитель.  

Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела пример настоящего учителя - маму, учителя русского языка и литературы, доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы и мой учитель  меня любил, потому что мама всех своих учеников любила, чтобы мой учитель меня уважал, ценил мой малейший успех.

Что же сейчас изменилось в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.

Каким должен быть учитель? У каждого свой взгляд на это тему. Прежде всего, учитель - это не просто профессия, это призвание от Бога. Кроме того, учитель должен иметь большой запас терпения – кто угадает, чего ждать от учеников? Современный учитель и с техникой современной должен дружить, чтобы дети его не обогнали в познаниях.

Как человек становится учителем? У каждого свой путь. Наша семейная педагогическая традиция началась в 1953 году, когда моя мама, закончив Арзамасский учительский институт, приехала по комсомольской путёвке в небольшой посёлок в Красноярском крае. Послевоенное тяжёлое время, трудные жизненные условия не сломили желание молодой девушки быть  педагогом. Главное, что было по-настоящему усвоено - надо всегда оставаться человеком, которому не будет стыдно в старости смотреть людям в глаза.

Мама и сейчас работает в школе. А свой многолетний опыт она передала  мне.

Перенесемся лет на 35 назад.

-Лелька, ты что надумала? Какой филологический? Учителем решила стать? Ты разве не видишь, как я всё время в школе пропадаю?

Эти мамины слова до сих пор звучат  в ушах. А когда очень нелегко, когда хочется подумать о смене профессии, когда кажется, что сил не осталось, тогда особенным смыслом наполняются мамины слова. Может, права была мама?

Эх, молодость, молодость! Если бы знать тогда, что профессия учителя требует стольких сил, энергии, такой самоотдачи! Я бы… А что ты бы (это мой внутренний голос)? Пошла бы учиться в экономический вуз, чтобы бухгалтером стать? Или ты с радостью открыла бы двери медицинского института? Нет, не твоё это, не твоё…

Когда я всё-таки решила выбрать профессию учителя, то мама  строго спросила: «Готова ли ты посвятить свою жизнь детям?»

Тогда на этот вопрос я ответила легко, молодость и юношеский максимализм помогли.

Я поступила в Иркутский государственный университет, закончила его и пришла работать в школу № 42.

          До мельчайших подробностей помню свой первый рабочий день. Вот они, мои первые ученики.

Когда я вошла в свой 8 б, парни притихли, девчонки стали откровенно разглядывать: во что одета, как накрашена. А я растерялась. Странно, на практике в школе всё складывалось хорошо, я спокойно вела уроки. Почему? Там учитель-наставник был всегда рядом, мог помочь, подсказать. Здесь же – полная самостоятельность.

Боже, а этот рыжий как-то усмехается. Проверяет на прочность? И вдруг девчонка с первой парты встала и сказала: «Да не бойтесь, Елена Владимировна! Мы сами растерялись. Вы такая молодая, как с нами  справитесь?»

Ничего, справилась! Многочисленные походы в лес и на Байкал, долгие разговоры у костра о музыке, о добре и зле и, конечно, о любви навсегда останутся в моей памяти. Было столько интересных дел, столько прекрасных моментов! Мой первый, мой любимый 8 б! Мы созваниваемся, встречаемся.

Когда бывает очень трудно, хочется всё бросить, сменить профессию (согласитесь, и к вам,наверное, приходят  такие мысли), я вспоминаю всех своих учеников. Как прекрасно мы жили, радовались успехам, огорчались неудачам, было столько интересных дел! А сейчас? Трудно? Да! Интересно? Да! Так стоит ли предаваться унынию? Вперёд, к свои одиннадцатиашкам! Я им очень нужна. А они- мне!

О себе

 

Фамилия, имя, отчество:Миленьких Елена Владимировна

Год и место рождения: 23.11.1957 г., пос. Поканаевка Красноярского края

Образование: высшее

1965-1975гг. - средняя школа пос. Поканаевка (МОУ "Поканаевская средняя общеобразовательная школа")

1975-1980 гг. - Иркутский  государственный университет, г.Иркутск, диплом с отличием.

Специальность: Филология

Квалификация: Филолог.  Преподаватель 

Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 г. Иркутска"

Должность: учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: высшая

E-mail: lena_moskopulo@mail.ru

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Роман.Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание": Как выжить человеку в страшном имре? По какому пути идти: С Богом или с Дьяволом? И как найти путь к спасению души?

Роман Булгакова "Белая гвардия". 1918 год. Страшный год в истории моего Отечества. Трудная судьба прекрасных интеллигентных людей на фоне трагедии нашей страны страны

Мой взгляд на мир

 

В школе никогда не бывает «остановок в развитии»:всё время приходится осваивать, узнавать что-то новое. С 2007 года я занимаюсь опытно-экспериментальной работой в школе. Я увидела необходимость создавать свои программы и проверить задуманное экспериментальным путём. В декабре 2008 года разработала и опубликовала Программу локального эксперимента «Деятельность творческих площадок социального проектирования как средство формирования ценностного отношения к Человеку, Отечеству, Знаниям». В январе 2009 года я  создала Программу социального театра «Волшебный край», провожу опытно-экспериментальную работу по программе социального театра.

Как возникла идея создания театра? Однажды  мы с ребятами очень долго засиделись в школе. Долго спорили, кричали. Обсуждали вопрос, какое бы интересное мероприятие провести в классе. В питомник К-9 съездили, территорию убрали, экологическую газету выпустили. Страсти накалялись.

Хотелось создать что-то новенькое, не как у всех. Решили разыгрывать сценки из школьной жизни, потом обсуждать их. Стоп! Что-то об этом я читала, о каких-то похожих идеях слышала. Но всё было очень неопределённо. Я пообещала детям поискать материал в книгах, в Интернете. И время пошло. Я перечитала массу статей, коллеги тоже подыскали материал. Вот так родилась мысль создать социальный театр по типу театра Плейбек.

          Вы спросите, зачем это мне нужно? Нужно моим ученикам - значит, и мне тоже.

Сейчас я классный руководитель 11 а  класса. С ними работаю седьмой год. Все дети - творческие личности, активные, непоседливые, своеобразные, но все опять любимые. Кажется, пора уже работать спокойно, без эмоциональных затрат (есть такое понятие в драмотерапии). Не получается.

В школе нет «серых однообразных будней», монотонного и утомительного труда: каждый день не похож на предыдущие. И каждый день  для меня – это открытие новых возможностей в моих подопечных и в себе. Как же интересно стало работать учителю! Твори, выдумывай, создавай! Главное – иди вперед! Поверь в свои силы!

Раннее зимнее утро. Я наливаю в чашку кофе и подхожу к окну. За окном ещё темно, в большинстве окон ещё не горит свет, город спит. Вот и наступил ещё один день моей жизни. Ещё несколько минут спокойствия, а потом быстрые сборы и дорога на работу.

Сегодня в 8-ом классе по русскому языку  тема: «Психологический портрет».И цель у меня сегодня одна - развивать умение видеть за портретным изображением внутренний мир человека, чтобы в обычной жизни дети смогли наполнить свой внутренний мир добром, радостью и разглядели душу другого человека.

Школа наполняется детскими голосами. Звенит звонок на урок.

- Здравствуйте! Открываем тетради, записываем число и тему урока.

И вот я уже рассказываю о Джоконде, о Рафаэлевской Мадонне.

Вместе с детьми вглядываюсь в лицо незнакомой нам старой женщины, обыкновенного, ничем не знаменитого человека. За что же «цепляется» наш взгляд? Почему мы не просто скользнули по нему взором, а вернулись, всмотрелись, и отчего-то защемило в душе?

И дети дают мне ответ. Да это же наши бабушки! На картине воплощен как бы обобщенный образ матери-бабушки, грустный и светлый, простой и высокий.

И если кто-то из учеников придёт сегодня домой и скажет добрые слова бабушке, поможет ей или просто погладит её старые натруженные руки, значит, урок прошёл не зря.

Подошёл к концу ещё один рабочий день. Я закрываю кабинет, выхожу из школы. На улице ранний зимний вечер, падает снег. Пока иду домой, анализирую прошедший день, что успела, а что нет? Мысли проносятся в голове: «Завтра вновь на работу, надо не забыть распечатать сценарий, сделать презентацию, доработать материал для публикации  и ещё многое, многое». Как всё успеть?

И вдруг понимаю, что я действительно счастлива! Счастлива оттого, что  выбрала эту профессию.

 

Мои достижения

Нагрудный знак "Почётный работник общего образования РФ"

Грамота (I место) в городском конкурсе "Мой мир- моя семья"

image

Диплом призёра городского конкурса эссе "Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти"

image

Диплом Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

image

Моё портфолио

Здравствуйте! Вы попали на мой сайт. Буду рада, если представленные  материалы покажутся вам интересными.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы