Моргулева Ольга Михайловна

Виртуальный класс учителя словесности

Хочешь изменить мир - начни с себя! Махатма Ганди

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: корпусные технологии в преподавании, музейная педагогика, нарратология, этимология, церковно-славянская письменность, древнерусская литература, русская литература конца 19 века.

Увлечения: литература, живопись, музыка, флейта, духовой оркестр, путешествия, парашютный спорт

Регион: Московская область

Населенный пункт: Краснознаменск

Место работы: МБОУ Гимназия №1

Звание, ученая степень: кандидат филологических наук

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/morguleva
Чтобы жить свободно и счастливо, ты должен пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва.
Ричард Бах

Что такое счастье?  На моем столе лежит стопка школьных сочинений  на эту тему. Еще мгновение, я открою первую работу – и с головой окунусь в поток детских эмоций, размышлений, вопросов и ответов…  Но почему я медлю? Ведь, казалось бы, так просто – взять красную ручку и начать проверять.

Маленькие дети редко задумываются о счастье. Наверное, потому, что это естественное состояние человека. Ребенок живет в потоке счастья, даже когда вокруг что-то не ладится,  ведь быть счастливым – это так просто!  Счастье – это рука отца где-то высоко-высоко,  чтобы за нее схватиться, нужно встать на цыпочки. Это запах печенья, доносящийся из кухни. Это блестящие свертки под елкой. Это облака-корабли,  плывущие в волшебную страну, и теплые пятна солнечного света на полу. Лежать на этих солнечных островках и смотреть в небо… Это счастье. Почему же вокруг так много взрослых и вполне уверенных в себе людей, которые то и дело жалуются на свою судьбу и куда-то понуро бредут, глядя под ноги и кутаясь в воротники серых пальто?  Неужели герой «Маленького принца»  был прав, когда говорил: «На своем веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».  Пожалуй,  все так, но… Есть люди, которые не забыли о том, как сами были детьми, которые не разучились радоваться жизни в каждом ее проявлении, которые не разучились верить, мечтать. И эти люди – учителя.

 

О себе

Каждый день я иду в школу через липовую аллею в парке Победы. Осенью  с деревьев осыпается золотая листва, пахнет медом и прелой землей. Зимой деревья покрываются инеем, их ветви превращаются в хрустальное кружево.  Мир прекрасен, он наполнен красотой и гармонией. Я поглубже вдыхаю морозный зимний воздух, чтобы ощутить и  запомнить его запах, взять с собой. Прохожу мимо Вечного огня возле боевой машины «Катюша». На мгновение задерживаюсь,  секунда внутреннего молчания - и иду дальше. Надо прожить день так, чтобы не подвести тех, кто отдал за мое счастье свою жизнь. Надо суметь распорядиться наследием великого подвига.  С этими мыслями я вхожу в школу. Еще немного – и начнутся уроки. Что будет сегодня стоять за моими привычными фразами «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока…» ? Чему я сегодня смогу научить детей, которые на меня смотрят с таким доверием и уважением?  Ведь все, что я им скажу, останется с ними навсегда.   Больше того, они поймут и то, что я им не скажу, считают, расшифруют по невербальным знакам, по интонации, взгляду, по моему настрою, и это окажется даже важнее всех моих слов.  Дети видят абсолютно все. Поэтому, прежде чем их учить, нужно для себя определить, для чего я работаю в школе и чему я хочу научить своих учеников.

Итак, по порядку.   Какими я вижу своих учеников в будущем? Конечно, это успешные, самостоятельные, разносторонне образованные люди с широким кругозором,  это настоящие  патриоты свой страны, понимающие, что такое гражданский долг и любовь к Отечеству. Это люди с твердым нравственным стержнем, способные делать выбор и брать на себя ответственность. Это будущие ученые, музыканты, писатели, журналисты, люди с жаждой познания,  умеющие искать, находить, ставить вопросы, исследовать неизведанное.   Они не боятся мечтать, все кажется для них возможным. Но все эти качества – производные от одного единственного – способности быть по-настоящему счастливыми. Да, мои ученики – это счастливые люди.  Это моя цель, моя педагогическая философия. 

Счастливых учеников может воспитать только счастливый учитель. И это тоже моя аксиома.  Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик, философ, педагог, называл  счастливыми людей,  имеющих привязанности, любящих глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющих жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. В моей жизни все это есть. И любовь – к моей семье, к моим ученикам, каждый из которых – единственный и уникальный, к моей стране, ради которой можно многим пожертвовать. Есть и  любимое дело, в которое я ухожу с головой и забываю обо всем остальном.  Лев Николаевич Толстой был прав. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». 

Жизнь больше работы, а учитель остается учителем и вне школы, в любое время суток, в любом месте планеты.  И тогда счастье – это умение замечать любые проявления жизни, с благодарностью принимать все, что посылается свыше, и радоваться. Да, именно радоваться. И евангельский призыв «Радуйтесь» перекликается со словами «Будьте как дети»:  так же непосредственны, так же открыты внешнему миру, так же искренни и любопытны…

Вспоминается один случай из практики. Как-то осенью,  в начале ноября, во время самостоятельной творческой работы (ребята осваивали жанр литературной зарисовки)  я ходила по классу, кому-то помогала, кого-то консультировала, наблюдала за работой детей.  Совершенно случайно,   на одно мгновение я посмотрела в окно – и замерла от неожиданности. За окном рос старый клен,  огромное раскидистое дерево. И я вдруг увидела, что он стоит и переливается в лучах осеннего солнца золотыми и оранжевыми листьями. Но даже не красота и величие меня поразили.  В сознании молниеносно вспыхнул вопрос: «Когда он успел превратиться в огненный столп, почему я не заметила, как на нем появились первые золотые листья, как это произошло, что я ничего не увидела?»  Было ощущение,  что я пропустила  самое важное в этой осени. Словно мимо прошла целая жизнь. Видимо, весь мой вид выражал такое удивление, восторг, растерянность, что весь класс замер и тоже посмотрел в окно. Так мы сидели, смотрели в окно, учитель и ученики, каждый думал о своем и в абсолютной тишине слышал только собственные мысли и биение сердца. Вспомнился детский мультфильм «Паровозик из Ромашково», в котором серьезный, спешащий куда-то пассажир с портфелем говорит: «Но мы должны  прибыть вовремя!» А паровозик отвечает: «Если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь! Каждый рассвет – единственный в жизни!»  Кстати, литературные зарисовки в тот день получились особенно удачными.  

Любопытство… Желание постоянно узнавать что-то новое, учиться чему-то, открывать новые горизонты… Пожалуй, это мой внутренний двигатель, который не дает мне остановиться, плотнее закутаться в теплый шарф и спрятаться от жизни в какой-нибудь уютный футляр. Вот уже много лет в новогоднюю ночь я пишу в своем дневнике планы на год. Это обязательные 100 книг, которые я хочу  прочитать,  10 городов в России, куда  я обязательно съезжу, 10 музеев, больших или не очень, в которых я раньше не была, и 10 спектаклей, которые я очень хочу посмотреть.  Ровно год назад в новогоднем «списке желаний» появилась строчка: «В этом году я научусь играть на флейте».  Уже через неделю передо мной в бархатном чехле лежало серебристое чудо – моя первая поперечная флейта.  Она вся переливалась и сияла,  а солнце отражалось в  каждом ее клапане. Мне было страшно брать ее в руки.  Прошло немного времени, и  я смогла извлечь из инструмента первые звуки – они были глубокие, бархатные, очень нежные. Прошел год.  Я уже уверенно играю на флейте и даже участвую в репетициях школьного духового оркестра. А недавно было мое первое выступление на сцене!

Итак, наступил новый 2015 год,  и передо мной чистый лист в дневнике, куда я начинаю записывать. Валаам, Кижи, Соловки, Петропавловск-Камчатский, Кронштадт  и Севастополь…  Я хочу увидеть Соловецкий архипелаг,  Белое море, серые громады военных кораблей  в Севастопольской бухте и доки для ремонта подводных лодок в Балаклаве, зависнуть на вертолете над Авачинской бухтой и увидеть  вулканы и сопки Камчатки, умыться кристально-чистой водой Байкала.  А на полке в домашней библиотеке выстроились в ряд и ждут своей очереди книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики». Рядом – книги Сергея Довлатова и Дмитрия Быкова. И надо еще перечитать позднего Достоевского и Чехова.  Есть вопросы, на которые я найду ответы именно у этих авторов.   Да, еще в этом году я обязательно совершу свой первый прыжок с парашютом. Я уже знаю, где это произойдет – в «Аэрограде Коломна».  Я поднимусь на высоту 4000 метров, сделаю шаг -  и увижу землю далеко внизу,  как на ладони, такую маленькую, хрупкую и бесконечно родную: ниточки дорог, игрушечные города, зеленые пятна лесов и зеркала озер.   А вокруг все утонет в бесконечной синеве. Мне кажется, в этот момент все лишнее, ненужное просто исчезнет из моих мыслей, а останется самое важное, настоящее.  Ради этого стоит подниматься в небо!

Зачем мне все это? Просто это мой путь счастья. И этим счастьем я в состоянии поделиться со своими учениками.

Гимназия. Уроки давно закончились. Я сижу в пустом классе, передо мной – стопка сочинений моих учеников на тему «Что такое счастье».  Что ж, пора читать. Я открываю первую работу. Пятиклассник аккуратным почерком  пишет: «Счастье не требует никаких объяснений. Оно просто есть».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Библия

Книги митрополита Антония Сурожского

Ф.М.Достоевский "Бесы", "Братья Карамазовы"

А.П.Чехов "Моя жизнь", "Три сестры", "Вишневый сад"

Ч.Диккенс "Домби и сын"

Иосиф Бродский - стихотворения

Хэмингуэй "Старик и море"

А.С.Пушкин "Евгенийф Онегин"

Шарль де Костер "Легенда об Уленшпигеле"

Г.Гессе "Степной волк"

Г.Х.Андерсен "Сказки"

В.Набоков "Защита Лужина"

С.Козлов "Сказки о ежике и медвежонке"

А.Ф.Лосев "Диалектика мифа"

Г.Г.Маркес "Сто лет одиночества" и многие многие другие

Мой взгляд на мир

Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы.

Туве Янссон

 

Мои достижения

любимая семья, без которой я не представляю своей жизнь

прекрасные ученики, которые меня не подведут

творческая работа, куда я каждый день иду с огромным удовольствием

моя флейта - украшение духового оркестра

моя живопись - чтобы ее увидеть, нужно совершить путешествие в некоторые храмы московской и владимирской областей

 

 

Моё портфолио

Каждый урок - это открытие чего-то нового, множество новых вопросов и еще больше новых идей. Остается только реализовать их. Самой или вместе со своими учениками. Вокруг столько еще интересного и неразгаданного!

Здесь вы найдете конспекты моих уроков, сценарии праздников, работы моих учеников.

Это дорога размышлений и поисков. Нам по пути?

 

Мои публикации:
Литература
Материалы методических объединений
Общепедагогические технологии
Русский язык
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Научно-техническое творчество
Добавить грамоту в портфолио