Сурова Надежда Викторовна

сайт учителя начальных классов

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Развитие мелкой моторики рук

Увлечения: Чтение

Регион: Республика Мордовия

Место работы: ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-curova
Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. Мария Монтессори

О себе

Учитель начальных классов,классный руководитель 1 А класса.

Портфолио https://cloud.mail.ru/public/7uxS/NKkqB8hG4

 

 

Инновационный педагогический опыт
учителя начальных классов ГБОУ РМ
«Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Суровой Надежды Викторовны
по теме: «Пути совершенствования коррекционной работы по развитию мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта»

Актуальность и перспективность опыта.

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с нарушениями развития дают заметное продвижение (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, Г.М.Дульнев, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, А.В.Ястребова и др.) и это является приоритетной задачей коррекционной педагогики.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученые и практики постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения речью, развития первоначальных навыков письма.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например, зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в различных видах деятельности, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, формирует школьные трудности.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, детей с интеллектуальными нарушениями. 

Концептуальность опыта.

Проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, так как развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики зависит от возможностей познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Авторы отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. У школьников отмечается наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения у школьников с нарушением интеллекта обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений (И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский, Т.Н. Головина, Е.И. Игнатьев, М.М. Кольцова, Т.С. Комарова и другие специалисты). Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, что может привести в ухудшению успеваемости по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, письмо и др. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического навыка ручной умелости.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема поиска наиболее эффективных средств развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта.

Для коррекции, развития и совершенствования мелкой моторики руки первоклассников с нарушениями интеллекта нами разработана специальная система занятий, значительно повышающая качество двигательных возможностей учащихся.

В своей педагогической деятельности ставлю перед собой следующие задачи:

- анализ литературных источников по данной проблеме;

- систематизация передового опыта и исследование инновационных технологий по совершенствованию мелкой моторики у детей;

- подбор наиболее эффективных методов, приемов и средств коррекционной работы по развитию ручной моторики у учащихся с нарушением интеллекта.

Предлагаемая система коррекционной работы обеспечивает непрерывность развивающего воздействия на детей в режиме школьного обучения. Она способствует созданию необходимой двигательной базы для формирования у них высококоординированных мелкомоторных актов, необходимых для письма, занятий трудом, продуктивными видами деятельности и самообслуживания.

Теоретическая база опыта.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности (М. В. Антропова, Е.К. Бережная, Н.А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н. А. Рокотова и многие другие).

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

В свою очередь, нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. У детей данной категории обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров.

У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у учащихся с нарушением интеллекта не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т. к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

Присущие детям данной категории нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в учреждении для детей с нарушением интеллекта. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся данной категории.

Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становления опыта.

С учетом своеобразия моторного развития умственно отсталых школьников нами определены и апробированы ведущие дидактические принципы, которыми необходимо руководствоваться при решении задач, связанных с преодолением психомоторной недостаточности детей с нарушениями интеллекта: принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, принцип комплексности и системности при организации коррекционно-развивающих мероприятий, принцип сочетаемости системы упражнений по развитию мелкой моторики руки и традиционной работы по формированию артикуляционной моторики и произносительных навыков и др. Доказано, что обучение должно строиться от доступного элементарного движения к постепенному формированию сложных высокоординированных моторных актов.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением различных письменных заданий. Поэтому учителю важно разработать систему конкретных педагогических действий, а именно:

1.Разработка методики, направленной на развитие и совершенствование мелкой моторики умственно отсталых школьников.

2.Использование нетрадиционных техник рисования, что значительно повышает интерес детей к рисованию и развивают мелкую моторику.

3.Использование игровых упражнений в процессе развития и совершенствования мелкой моторики.

4.Формирование у детей учебной мотивации, а также интереса к выполнению письменных работ.

5.Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью.

6.Совершенствование координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков, способности выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.

Коррекция и развитие мелкой моторики руки предполагает ежедневную последовательную и комплексную работу в различных видах деятельности на уроках письма, изобразительного искусства, трудового обучения, а также в играх на переменах и во внеурочное время и самообслуживании.

При организации специальных занятий все упражнения начинаются с хорошо знакомых и доступных детям движений; объяснение нового упражнения сопровождается одновременным показом движения в целом и поэтапно; при выполнении сложных для ребенка движений оказывается специальная помощь; упражнения сопровождаются речью, «проговаривается» каждое движение; дети привлекаются к анализу, планированию и оценке выполняемых актов; всем упражнениям придается игровой характер.

Нами разработана система дидактических игр и упражнений, направленных на преодоление нарушенных и несформированных двигательных качеств, а также способствующих формированию у детей разнообразных психических функций, прежде всего, - речи.

Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает умственно отсталым детям быстрее освоить правильную речь, а также овладеть такими сложными навыками, как складывать, лепить, вырезывать, наклеивать, рисовать и писать.

Технология опыта.

Развитие мелкой моторики у умственно отсталых школьников очень важна в процессе обучения, так как благодаря её развитию формируются познавательные процессы: мышление, воображение, внимание, память, речь. Поэтому, развивать общую и мелкую моторику следует параллельно с обучением, предлагая ребёнку с нарушением интеллекта упражнения, соответствующие его возрасту и умственным возможностям.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением;

-последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию детей, на положительном эмоциональном фоне;

- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, работа с бумагой, карандашами пластилином и красками, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры со строительным материалом (конструктором «Лего»), мозаикой.

Важная роль в коррекционной работе по развитию мелкой моторики принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. В пальчиковых играх используется игровая мотивация, что значительно повышает интерес детей к письменным упражнениям.

Оптимальным, по мнению специалистов, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине урока, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Длительность физкультминуток составляет 2-3 минуты.

В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

2. Формировать овладение образно - игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

4. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной игровой деятельностью.

Свою работу по развитию мелкой моторики рук я начала с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики - рисование. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

В своей работе использую традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Интересны и эффективны занятия с использованием пластилина – пластилинография. Пластилинография хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику. В своей работе по данному направлению использую следующие принципы.

Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам. - Последовательность – (от простого, к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в кабинете создана развивающая среда, подобраны различные дидактические пособия: для обучения расстегиванию и застегиванию пуговиц, для игр с прищепками, с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку, для игры «Собери бусы», где дети нанизывают бусинки на леску по заданному «ритму»; спички, палочки, где дети выкладывают различные рисунки, знакомятся с геометрическими фигурами; различные баночки, тюбики, с помощью которых дети учатся откручивать и закручивать крышечки.

Результативность опыта.

Систематическая и планомерная работа, а также использование игровых приёмов способствуют эффективному развитию мелкой моторики и благотворно влияют на становление речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта. На основе использования игр, заданий, упражнений у детей развивается память, внимание, мышление, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности, происходит развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и рук, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Совершенствование двигательных качеств, способствует более быстрому формированию трудовых навыков, что особенно важно для школьников с нарушениями интеллекта.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы: продолжать работу над развитием мелкой моторики; продолжать знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности; пополнять копилку пальчиковых игр; пополнять картотеку дидактических игр; следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта; осуществлять взаимодействие с семьей.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в следующем: в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта; в применении методов и приемов работы с учащимися, исходя из их индивидуальных особенностей; в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детьми данной категории.

В связи с этим, во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен учителям – дефектологам начальных классов, воспитателям, родителям. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, республиканских семинарах. Размещаю материал на собственном сайте http://nsportal.ru/nadezhda-curova.

Публикации в представленном педагогическом опыте.

-   Выступление      на      Международном научно-практическом семинаре

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования,» (01-02 декабря 2017.)  с докладом «Применение Монтессори-материалов в коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта»

- Статья «Развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе урочной и внеурочной деятельности» в сборнике «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования» по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных «54-е Евсевьевские чтения» в 2018 году.

 - Выступление на   Международной научно- практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «54 Евсевьевские чтения» на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева (28-29 марта 2018г.) с докладом «Особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта».

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С Макаренко "Педагогическая поэма",Булгаков "Мастер и Маргарита"

Моё портфолио

Профессиональное образование:  МГПИ им.
М. Е . Евсевьева, олигофренопедагог,учитель-логопед, диплом БВС № 0450610, дата выдачи 20 июня 1998 г.
Стаж педагогической работы (по специальности): 28 год
Общий трудовой стаж: 30 год
Наличие квалификационной категории: высшая
Дата последней аттестации:14.02.2019г.

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: