Новикова Ольга Владимировна

сайт учителя музыки

Музыка - это язык человеческих чувств

Профессия: учитель музыки

Профессиональные интересы: детская психология

Увлечения: каланетика

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: г. Кингисепп

Место работы: МБОУ "КСОШ №2"

Звание, ученая степень: Почетный работник народного образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/novikova-999
Не все, что написано - музыкально

Уважаемые коллеги ! Каждому из нас вольно-невольно, но приходится общаться с самыми разными людьми, человеку почти невозможно жить без общения: будь оно реальным или виртуальным. Важно, чтобы общение было полезным. Именно с этой мыслью я и создаю свой мини-сайт.

О себе

В 1981 году окончила Новгородское музыкальное училище по специальности "Хоровое дирижирование" и с 1981 года по сей день работаю учителем музыки в МБОУ "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2".

 

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто , жить готовясь, в детстве не живет.

С. Маршак

 

Стремительно мчится время.  Все меняется вокруг: мир, люди, интересы…  Меняются наши ученики, меняемся мы.

Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна профессия учителя, который должен стараться не отставать от времени, а немного уйти вперед, определив для себя перспективу своего путешествия с детьми в мир познания искусства.

Искать новое – также естественно для учителя, как жить. Жить в поиске, экспериментирую, с новым взглядом на привычное, знакомое. Без этого нет жизни на уроке, нет жизнеспособности предмета в целом.

Октябрь 1981 – вот они мои первые ученики.  Это было время, когда урок пения начал называться уроком музыки. Я начала вести этот предмет с первого по седьмой класс в школе №2 г.Кингисеппа.

Уроки музыки обладают большими возможностями воспитания учащихся. Оно осуществляется через содержание музыкального материала, через слово учителя.

Программа по музыки является программой воспитания. Не случайной эпиграфом к ней стали слова В.А.Сухомлинского: “Музыкальное воспитание – это воспитание не музыканта, а прежде всего человека”.

Особенности языка музыки воспитывают художественный вкус и раскрывают перед детьми богатство и разнообразие музыкальных образов. Если когда-то в уроке пения было три раздела: пение, слушание, музыкальная грамота, где каждый раздел имел свое содержание, то уроки музыки я начала разрабатывать по законам художественной педагогики. Д.Б. Кабалевский и Л.Предтеченская разработали принципы художественно-педагогической и эмоциональной драматургии. По этим принципам я выстраиваю и структуру урока, и его содержание. Структура урока, предполагает свободный творческий процесс прохождения этапов урока и авторскую свободу учителя. 

Таким образом, согласно закономерностям драматургического  развития, содержание музыки разворачивается  как погружения в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.

Хотеться остановиться на таком виде деятельности как вокально-хоровая работа.

Пение хорошо организует поведение детей. Так в первом классе при распевании  и разучивании песен я добиваюсь одновременного начала и окончания пения, тем самым постоянно воспитываю в детях чувство и понимания того, что в пении не должно быть ни одного “некрасивого”, “пустого” звука, учу их оценивать звучание, красоту мелодии.

Осуществление этих принципов особенно необходимо при разучивании песен. Не только показ песни должен вызывать у ребят эстетические чувства (иногда исполнение новой песни – показ вызывает у детей восторг и даже аплодисменты). Очень важно, чтобы и процесс преодоления при разучивании воспринимался ими как погружение в музыкальный образ, проживание этого образа через души, сердца, поэтому без нудных упражнений дети эмоционально воспринимают этот образ и выражают его.

Чем содержательней песня, тем больше возможностей она дает для эстетического воспитания детей. Но и самая простая песенка, будучи произведением искусства, обладает способностью воздействовать на ребенка, если учитель помнит об этом и стремиться к этому.

·                    “Кот - обормот” – музыка и слова Д. Воскресенского.

·                    “Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова ” – музыка Г. Струве слова Ф. Лаубе.

Выразительное исполнение песни детьми – вот основная цель при её разучивании. На уроках первых – четвертых классов важно увлечь и заинтересовать ребят. Для вокально-хоровой работы в начальных классов я использую интересное по содержанию и возможностям включения разнообразных видов деятельности песни (игра, инсценирование, танцевальные движения)

·                    “Уж как по мосту” – русская народная песня (выделение сильной доли притопом и взмахом платочка)

·                    “Игра в гостей” – музыка Д. Кабалевского (разные роли:  хозяева и гости)

·                    “Мир похож на цветной луг” (ритмическая работа – выделение окончания фраз хлопками)

Так вокально-хоровая работа строится мною на художественнообразной  основе, то эти песни войдут в музыкальный багаж детей. Ведь именно накопление песенного багажа является основой формирования музыкальной культуры детей.

Кроме того, ребята играют песни в четыре руки с учителем:

·                    “Дон - Дон” – русская народная песня

·                    “Перепёлочка” – белорусская народная песня

·                    “Семеро козлят” – из оперы “волк и семеро козлят” музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой

Есть музыкальный материал, который я использую для исполнения на детских музыкальных инструментах: ложках, бубнах, барабанах и т.д.

·                    “Комаринская” – русская народная пляска

·                    “Все мы музыканты” – музыка С.Соснина, слова П.Синявского

Дети с удовольствием исполняют песни, аккомпанируя себе сами.

Песни на художественнообразной основе обогащают и углубляют представление школьников об окружающей жизни, учат разбираться в людях и своих собственных чувствах.

Но в последние годы не очень много звучит действительно  хороших детских песен, как по содержанию, так по мелодиям, поэтому они не становятся предметом  вокально-хоровой работы. Песенный материал необходимо расширять, включая интересные посюжетам  песни (особенно в шестых седьмых классов). Нотный материал, как правило, я подбираю сама, пользуясь новыми сборниками песен современных авторов: Д. Воскресенского, Л. Семеновой и др., а также составляю свои рукописные сборники, где накапливается высокохудожественный песенный репертуар.

Я стараюсь подбирать песни, которые раскрывают современные проблемы. Также учу осмысленному пению. Здесь использую новый метод – “сочинения сочиненного”, который позволяет школьникам творчески подойти к разучиванию песни.

Я читаю слова первой фразы, ребята пробуют спеть их поочередно. У каждого рождается своя мелодия.

Капли утреней росы светлы, чисты

Отражается в них мир: и я и ты.

- Вы представили капельку росы? Какая она?

- Рассыпим эти капельки на клавишы (воображаемые клавишы)

- Как она звучит? – Легко, чисто, звонко (ответы)

- Теперь споем мелодию вместе

При таком разучивание песни дети не механически повторяют за учителем, а осознают то, как композитор отражает эмоциональный мир человека, где важнейшим средством становиться мелодия и создается музыкальный образ.

Музыка и жизнь – это генеральная тема занятие музыкой. Она пронизывает все уроки.  Этот принцип помогает воспитывать интерес и увлеченность не только при вокально-хоровой работе, но и прислушивание музыки. Дети убеждаются в том, что изучать музыку – это значит изучать жизнь.

Умеешь ли ты распознать характер? И появляется пьеса “Три подружки” – “Резвушка”;  “Плакса” и “Злюка” – музыка Д. Кабалевского.

- Добрый ли ты? – дети слушают песню “Сурок” музыка  Бетховена

- Что движет человеком, когда он совершает подвиг? - звучит  ария Сусанина из оперы М. Глинки. “Иван Сусанин”. 

В. Медушковский сказал: “Увидеть, почувствовать живого человека в музыкальной интонации можно только “испытав ”эту интонацию своим телом, а не умозрительно”.

Прием пластического интонирования или “свободного дирижирования” я использую при анализе музыкальных произведений в младших классах. Этот прием способствует вдохновенному включению детей в образный строй музыкального произведения.

·                    “Веселый музыкант” – музыка Филиппенко, слова Т. Волгиной (игра на воображаемых инструментах: скрипке, балалайке, барабане).

Малышам трудно выразить свои ощущения словом и это “свободного дирижирования” для них является своеобразным анализом, “проживанием” музыкального образа.

Этот прием при слушании музыки не находит своего продолжения в старших классах, так как возрастные особенности требуют других приемов и методов при анализе музыкальных произведений.

Я использую новый метод – “моделирование художественно-творчесокого процесса”, которым позволяет детям самим создать собственный художественный образ, то есть выступить в роли автора.

·                    Баллада “Лесной Царь” – музыка Ф. Шуберта, стихи Гёте (создания музыкальных образов определенных интонаций)

·                    Увертюра к спектаклю “Эгмонт” – музыка Бетховена (создание образа зла и угнётенного народа)

Используя содержательный анализ инструментальных произведений, я даю детям  возможность самим работать над интонационным строем музыкального произведения.

- Зачем композитор выбрал этот темп, мелодию, регистр и т.д.

Такое восприятие музыки помогает детям понять, что музыка – это жизнь!!!!!!!!

Благодаря тематическому построению программы усвоение материала идет успешно: учащимся и учителю легче отделить главное от второстепенного и важным становиться то, на сколько глубоко ребенок прочувствовал и понял эту тему.

В основе последовательности изложения учебного материала лежат идеи Круга жизни Человека, как части мира Природы, круга года, связанного с народным календарем. Эти идеи соответствуют логики  усвоения учащимися учебного материала, основанной на их личном опыте познания окружающей природы.

Моя внеклассная работа вот уже 15 лет ведется в направлении  изучения музыкального наследия русского народа. Будучи классным руководителем, я задалась целью сплотить ребят и увлечь их ярким делом. Так появилась идея создания фольклорного ансамбля “Родничок”.  Дело нашлось каждому : кто играл на музыкальных инструментах (ложках, бубнах, трещотках и т.д.), кто танцевал.  Но пели при этом все. Костюмы шили сами, украшая их  по-своему, каждый был индивидуален.

Были концерты, выступления перед родителями, ветеранами, учащимися. Участвовали в конкурсах и фестивалях. Наши выступления отмечены грамотами и дипломами.

Фольклор объединил всех: и очень музыкальных, и не очень, всем принес радость. Ансамбль просуществовал пять лет, пока дети не закончили девять классов. А затем состав обновился новыми участниками и работа снова продолжилась.

Так дети знакомятся с истоками культуры русского народа, с историей родного края, его обрядами и праздниками. Театрализованные представления пишутся мною в игровой форме и дети легко вживаются в образы а выступления получаются яркими, эмоциональными и запоминающимися.

Современные технологии раскрыли перед учителям безграничное пространство для творчества. Искать новое – также естественно для меня как для учителя, как жить. Жить в поиске, экспериментирую. Без этого нет жизни на уроке, нет жизнеспособности предмета в целом. 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Колин Маккалоу - "Поющие в терновнике"

Каждый поет свою песню и уверен, что никогда мир не слышал ничего прекраснее. Мы сами создаем для себя тернии и даже не задумываемся, чего нам это будет стоить. А потом только и остается терпеть и уверять себя, что мучаемся не напрасно.

Моё портфолио

Пока размещаю несколько работ.  Надеюсь, они будут полезны для работы моим коллегам. В дальнейшем копилку буду пополнять.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы