Разработка урока производственного обучения Тема: «Изготовление ножек скамейки»
план-конспект урока на тему

Пичугин Руслан Витальевич

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МОГАПОУ «Строительно-технический лицей»

Разработка урока производственного обучения

Тема: «Изготовление ножек скамейки»

Разработал: мастер п/о Пичугин Р.В.

Магадан 2014 г.


Тема программы: Изготовление фрезерных деталей

Тема урока: Изготовление ножек скамейки

Цели урока, его развивающие и воспитательные задачи:

  • совершенствовать навыки и умения в изготовлении столярных изделий с использованием безопасных приемов труда электрифицированным инструментом и различными видами станочного оборудования;
  • развивать технологическое мышление;
  • воспитывать целеустремленность, аккуратность, ответственность при выполнении задания;

Материально-дидактическое оснащение урока;

Оборудование: электрофрезер, электролобзик, электрошлифмашинка, сверлильный станок, круглопильный станок.

Инструменты: карандаши, угольники, рулетки, линейки.

Приспособления: шаблоны, насадки для шлифования внутренних поверхностей отверстий.

Материалы: заготовки ножек скамейки, шлифшкурка;

Наглядные пособия: детали скамейки (царга, ножка), чертежи скамейки и ее деталей, инструкционная карта.

Межпредметные связи:

  • Спецтехнология
  • Материаловедение
  • Строительное черчение
  • Охрана труда

Ход занятия:

  1. Организационная часть (1-2 мин.)
  2. Вводный инструктаж (45 мин.)
  1. Сообщение темы и целей занятия
  2. Актуализация опорных знаний учащихся:
  1. Фронтально (приложение №1)
  2. Тестовое задание (приложение №2)
  1. Инструктирование учащихся по выполнению задания c использованием готовой детали ножки скамейки, чертежей (приложение №3) и инструкционной карты (приложение №4)
  2. Сообщение критериев оценки деятельности учащихся (приложение №5)
  3. Анализ мастером ответов учащихся и выставление оценок по текстовым заданиям.
  1. Текущий инструктаж (5 часов)
  1. Целевой обход учащихся №1

Цель: проверка организации рабочих мест учащихся

  1. Целевой обход учащихся №2

Цель: проверка правильности ведения разметочных работ

  1. Целевой обход учащихся №3

Цель:        проверка правильности и качества фрезерования кромок,

безопасности труда, соблюдения правильности выполнения самоконтроля.

  1. Целевой обход №4

Цель:        проверка правильности и качества шлифования, соблюдения

безопасности труда, правильности ведения самоконтроля.

  1. Целевой обход №5

Цель:        прием и проверка работ в соответствии с установленными

критериями.

  1. Заключительный инструктаж (10 мин.):
  1. Анализ выполненных работ
  2. Сообщение оценок учащимся
  3. Разбор типичных ошибок учащихся.

4.4. Отбор одного - двух лучших изделий учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ножки

  1. Заготовка доски, торцовка заготовки заданной длины (припуск 2см) на круглопильном        >

станке ЦМЭ-1

  1. Обработка заготовки на фуговальном станке СФ-1. Острожка кромок        в угол.        Изготовление
  2. Обработка заготовки на рейсмусовом станке СР6-8 в размер.
  3. Раскрой заготовок на круглопильном станке Ц-6 (припуск 2см).        заготовки
  4. Обработка заготовок на фуговальном станке СФ-1. Острожка кромок со 2-й стороны.        у
  5. Переклейка заготовок в размер
  6. Запрессовка заготовок; выдержка под прессом 24ч
  7. Обработка заготовки на рейсмусовом станке СР6-8 в размер.
  8. Торцовка заготовок в размер на круглопильном станке ЦМЭ-1
  9. Разметка        ножки по шаблону

11 .Фигурная обработка кромок деталей ручным электрофицированным лобзиком        ~        '•'*        /

  1. Разметка        и сверление отверстий электродрелью
  2. Шлифование        заготовок ручной электрошлифовальной машиной
  3. Фрезерование        деталей с помощью электрофрезера
  4. Торцовка
  5. Снятие        фасок
  6. Разметка        и высверливание отверстий под шурупы шуруповертом
  7. Шлифование        деталей вручную
  8. Сборка        ножки

Сидение

  1. Заготовка доски, торцовка заготовки заданной длины (припуск 2см) на круглопильном cтанке ЦМЭ-1
  2. Обработка заготовки на фуговальном ставке СФ-1. Острожка кромки и пласти.
  3. Обработка заготовки на рейсмусовом станке СР6-8 в размер. Острожка пласти.
  4. Раскрой заготовок на круглопильном станке Ц-6 (припуск: 2см).
  5. Обработка заготовок на рейсмусовом станке СРб-8 в размер. Острожка кромки
  6. Торцовка заготовок в размер на круглопильном станке ЦМЭ-1
  7. Механизированное шлифование поверхностей заготовок на шлифовальном станку ШлПС или с помощью ручной электрошлифовальной машины
  8. Фрезерование деталей на фрезерном станке ФС-1 или с помощью электрофрезера
  9. Шлифование деталей вручную



Тест. Эталон ответов

  1. Укажите,        при каких размерах заготовок их безопасная обработка на фуговальном станке возможна только с использованием толкателя:
  1. длина менее 400мм.
  2. толщина менее 30 мм
  1. Запишите основное условие балансировки ножевого вала:

Месса ножа,  винтов и клиньев в каждой прорези ножевого вода должна быть одинакова.        

  1. Закончите выражение:

Диаметр пил у станков должен быть таким, чтобы пильный выступал над поверхностью материала... (не менее чем на 50 мм.)

Укажите, где должен находиться рабочий при работе на фуговальном и

  1. круглопильном станках с ручной подачей материала.

(Сбоку от станка)

  1. Перечислите основные требования,  предъявляемые к пильным дискам:

А фуговка

 Б. развод

  1. заточка

Г. прямолинейность

Д. отсутствие микротрещин

Е. отсутствие засинений

Ж. отсутствие ржавчины

  1. отсутствие смолы        
  1. Укажите средства коллективной и индивидуальной защиты столяра от вредного

воздействия древесной пыли:

А. приточно-вытяжная вентиляция, а при ее отсутствии -респиратор

Б очки

  1. Укажите причины перегрева двигателя электролобзика:

А. сильный нажим на инструмент во время работы

         Б. продолжительное время работы инструментом

  1. Укажите напряжение тока при использовании электроинструмента в помещениях:
  1. безопасных - 220Б

Б, с повышенной опасностью — 36В

  1. особо опасных - 12В
  1. Укажите причины поломки пилки электролобзика

А. сильный нажим на инструмент во время работы

Б. работа рывками

         В. перекос пилки

  1. Назовите способ очистки режущего инструмента от загрязнения (Очистка скипидаром)



Конспект урока

  1. Организационная часть урока (1-2 мин). Проверка готовности учащихся, перекличка по журналу.
  2. Вводный инструктаж (45 мин)

Мастер (~2-3 мин):

Тема урока - «Изготовление ножек скамейки». Сегодня вы продолжаете изготавливать детали скамейки. На предыдущем занятии вы обрабатывали на станках заготовки ножек, изготовление которых вы сегодня закончите. Ваша задача - изготовление деталей по размерам, заданным на чертежах:        

Вы выполняете заказ, который училище получило от руководства нового спорткомплекса. Помните, что изготовленные вами скамейки с фирменным клеймом училища будут стоять в общественном месте, поэтому качество обработки изделий должно быть высоким - это один из наиболее важных критериев оценки, которую я вам выставлю в конце занятия. При выставлении оценки я буду также учитывать знание технологии и безопасности труда, соблюдение правил техники безопасности, рациональную организацию рабочих мест. Поэтому сейчас мы с вами повторим основные правила безопасности труда и технологии изготовления.

Мастер задает вопросы, учащиеся отвечают (6-8 мин). (прил.        №1)

Мастер: Переходим к следующему этапу занятия технологии изготовления ножек скамейки. Изготовление ножки мы разбили на 2 этапа: черновая работа и 2-й этап, наиболее интересный - обработка заготовок различными электрифицированными инструментами, которые подчеркнут изящность ваших изделий. Перед каждым из вас лежит инструкционная карта по дальнейшему выполнению задания.

Начинаем работу с операции под номером 10 - разметка ножки по шаблону. Если вы посмотрите на чертеж ножки, то увидите, что радиус изгиба кромок не указан, а вместо него примечание - «по шаблону». Использование шаблона при разметочных работах дает точность разметки при серийном изготовлении типовых изделий, значительно сокращает время разметочных работ как следствие, позволяет получать изделия более высокого качества.

(Демонстрация шаблона и заготовки). Перед вами заготовка ножки прямоугольной формы и шаблон заданной формы с разметкой центра под отверстие. Раз-


геточные работы сведены к наложению шаблона на заготовку и его обводке с помощью карандаша.

Следующая операция №11 - фигурная обработка кромок деталей ручным электролобзиком. При работе лобзиком вы оставляете припуск 2-3 мм для дальнейшей обработки. Обратите особое внимание при выполнении этой операции на следующие моменты:

  1. .        В местах наличия сучков следует уменьшить нажим на инструмент, чтобы не

поломать пилку. Это объясняется тем, что древесина сучка тверже основной древесины в 2-3 раза. При застревании пилки в пропиле, электролобзик надо остановить и дать пилке 2-3 мин на остывание, так как при длительной работе металл пилки от разогрева расширяется и пилка застревает. Работу продолжаете после остывания пилки.        

        Следите за тем, чтобы подошва режущего инструмента шла строго по плоскости детали.

  1.         Следите также за тем, чтобы не «завалить» кромки. При установке подошвы под углом происходит перекос кромок как следствие, отклонение от заданных размеров, что повлияет на дальнейшую обработку. Проверку прямоугольности кромок выполняете угольником (демонстрация), определяя отклонения на просвет.

После обработки кромок лобзиком выполняете следующую операцию под №12

  • разметка и высверливание отверстия электродрелью.

В патрон дрели вставляете коронку, которая имеет по центру сверло. Сверло прочно крепите с помощью ключа. Затем на холостых оборотах проверяете биение сверла. При.биении дрель останавливаете и перезакрепляете сверло. Отверстия надо высверливать на малых оборотах, постепенно углубляя коронку в древесину. При сверлении деталь должна быть жестко закреплена, сверление встречное.

Обратите внимание на особенность сверления отверстий с использованием коронки. (Демонстрация приемов обработки).

Если при высверливании отверстий появились отколы - в данном случае это не является браком. Их устраните при отделке изделии шпаклеванием, тонированием и лакированием.

Следующая операция №13 - шлифование заготовок электрошлифовальной машиной.

Центральное отверстие шлифуете на сверлильном станке с помощью приспособления - бобышки с закрепленной на ней шлифшкуркой. Это приспособление позволяет повысить скорость обработки по сравнению с ручным шлифованием. Деталь во время шлифования вращается на оборота по часовой стрелке и наоборот

против часовой стрелки.

При шлифовании пластей ножек шлифовальную машинку перемещайте круговыми движениями по поверхности детали с небольшим нажимом на инструмент. Следите за тем, чтобы не было прошлифовок, которые возникают при остановке инструмента на одном месте.

Шлифование кромок. Перед началом визуальным осмотром определяете прямо- угольность кромок относительно пластей ножки. Так как после обработки кромок лобзиком, они практически всегда не перпендикулярны, то цель шлифования  добиться перпендикулярности.

Контроль перпендикулярности и на этом этапе выполняете угольником.

При шлифовании следите за тем, чтобы:

  1. не выйти за линию разметки;

обработанная кромка должна иметь одинаковый радиус изгиба, не должна быть

бугристой, так как при обработке не электрофрезере он зрительно только усилит эти дефекты;

кромки ножки были перпендикулярны ее пластям.:

На этом этапе занятия после шлифования всех поверхностей выставляется еще одна промежуточная оценка качества по соответствию полученных разменов заданным (обращает внимание на критерии оценки).

После шлифования выполняете фрезерование деталей на электрофрезе- ре(№14).

На вращающуюся фрезу деталь подаете плавно без рывков с одинаковой скоростью подачи. Нажимаете на заготовку до упорного кольца. Движение детали по фрезе должно быть непрерывным до конца обработки. При остановке движения детали происходит ожог древесины.

Особое внимание обратите на безопасность труда. Детали заводите справа налево; обратного хода быть не должно, так как деталь может вырвать из рук.

Следующая операция - торцовка подножек по разметке (№15).

На круглопильном станке выполняете торцовку при похмощи каретки. Стоять при подаче надо сбоку станка. Одну руку кладете на заготовку, а другой толкаете каретку.

Сначала торцовку подножек выполняете с одной стороны с припуском 5 мм (заход на пилу). Перевернув подножку от отторцованной стороны, отмеряют заданный

•’        

размер и отпиливают.        

Фаски снимаете(№16) на угловой торцовой пиле. На площадку устанавливаете деталь и срезаете фаски под углом 45°.

Изготовленные детали шлифуете начисто вручную шлифшкуркой (№18), после чего размечаете детали ножки под шурупы и высверливаете отверстия шуруповертом.

Окончательная операция - сборка деталей ножки (№19).

Мастер: А сейчас внимательно посмотрите на последовательность выполняемых операций. Скажите, можно ли, изготовить ножки скамейки в другой последовательности, не снижая качества изделия и не нарушая безопасности труда? (Ответ: да, последовательность произвольная).

Мастер; Если у вас нет вопросов, то сейчас вы должны ответить на вопросы теста по основным правилам безопасности труда и технологии изготовления. На выполнение задания вам дается 10 минут. (прил. №2)

После выполнения теста.

Мастер: Сейчас вы уйдете на 10-ти минутный перерыв, после которого я сообщу вам оценку по выполненному тесту. Эта оценка и будет одной из составляющих, по которым в конце занятия вам будет выставлена, итоговая оценка.

Перерыв 10 минут.        

После перерыва мастер сообщает оценки учащимся по тесту. Комментирует оценки (если есть наиболее часто встречающиеся ошибки, проговаривает вслух с учащимися ответы) (~ 5-7 мин).

Мастер; Если у вас нет вопросов, пройдите на свои рабочие места и приступайте к выполнению задания.

Приложение 1

  1. Каким требованиям безопасности труда должна отвечать спецодежда столяра?
  2. Перечислите основные правила готовности электрифицированного инструмента к работе?
  3. Как определить наличие микротрещин на пильном диске?
  4. Укажите причину отсутствия прямоугольности фрезерованных кромок (кромки «завалены»)
  5. Перечислите причины, при которых диаметр отверстия не соответствует диаметру сперла.
  6. Объясните. Что такое «выхват» (прошлифовка) и в результате каких действий он получается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Рубка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕМА «Приемка и подготовка электровоза к рейсу»

Методическая разработка предназначена для проведения урока производственного обучения ПМ. 02 «Конструкция и управление локомотивом» для профессии среднего профессионального образования 23....