Методическая разработка кураторского часа "Гордимся! Помним!"
методическая разработка по теме

Скулкина Елена Валентиновна

Кураторский час посвящен  Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью  данного  кураторского часа  является воспитание у студентов патриотизма, чувства гордости за свою страну; развитие и углубление знаний об истории второй мировой войны.; развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.; становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kurat_chasa_gordimsya_pomnim.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ -ПЕТЕРБУРГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРХИТЕКТУРНО -СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

кураторского часа

"Гордимся! Помним!"

Специальность 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Разработчик: куратор группы 21-М-14 Скулкина Елена Валентиновна.

г. Санкт-Петербург

2016г. 


Методическая цель кураторского часа : показать коллегам возможности использования системного подхода к патриотическому воспитанию студентов 2 курса с целью распространения собственного педагогического опыта.

Содержание:

  1. пояснительная записка
  2. план-конспект урока
  3. наглядность и оборудование:

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж»

Автор-составитель:

Елена Валентиновна Скулкина, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «СПАСК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Кураторский час по теме «Гордимся! Помним!» проводится в группах 2 курса специальности 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции». Можно провести подобный кураторский час в группах 1-2 курса различных специальностей.  Кураторский час посвящен  Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью  данного  кураторского часа  является воспитание у студентов патриотизма, чувства гордости за свою страну; развитие и углубление знаний об истории второй мировой войны.; развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.; становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях. Показатель оценки результата: знания о  мало известных подвигах и героях Великой Отечественной войны.

План- конспект кураторского часа: "Гордимся! Помним!"

Цели: 

Воспитательная:

Воспитание у студентов патриотизма, чувства гордости за свою страну;

Развивающая: Развитие и углубление знаний об истории второй мировой войны.;

Развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Методическая: Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях

Ответственный: куратор группы, актив группы 21-М-14.

Участники: куратор группы, студенты (ведущий, докладчики).

План-конспект

1. Ведущий - читает стихотворение Михаила Дудина "Победитель"

Без малого четыре года 
Гремела грозная война. 
И снова русская природа 
Живого трепета полна. 

Там, где мы брали кровью, с бою 
Противотанковые рвы, 
Цветы, обрызганы росою, 
Встают качаясь из травы. 

Где ночь от ярких молний слепла, 
Кипела в заводях вода, 
Из камня, щебня и из пепла 
Встают родные города. 

И вот дорогою обратной, 
Не покоряемый вовек, 
Идёт, свершивши подвиг ратный, 
Великий русский человек. 

Он сделал всё. 
Он тих и скромен. 
Он мир от чёрной смерти спас. 

И мир прекрасен и огромен, 
Его приветствует сейчас. 
А сзади тёмные могилы 
Врагов на дальнем берегу- 
О нашей доблести и силе 
Напоминание врагу. 

2. Ведущий. Вся наша страна отмечает славный праздник День Победы!! 71 год прошел с того дня, как наша Армия и наш народ победил фашистскую Германию. Наш сегодняшний вечер мы посвящаем Дню Победы,9 мая!

Наши ребята подготовились и сейчас расскажут о мало известных подвигах и героях Великой Отечественной войны.

1-ый докладчик.

 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучало великое произведение Дмитрия Шостаковича – 7-ая «Ленинградская» Симфония. Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградскогорадиокомитета.
В дни блокады Ленинграда множество оркестрантов умерло от голода. В связи с этим в декабре 1941 года были свернуты все репетиции. Когда в марте 1942 года репетиции возобновились, играть в оркестре могли лишь 15 ослабевших музыкантов, но несмотря на это, уже в апреле в блокадном городе возобновились концерты. Для восполнения численности оркестра с фронта были отозваны недостающие музыканты. В мае 1942 года самолет доставил в Северную Столицу партитуру симфонии.

Исполнению симфонии власти придавали исключительное значение. Несмотря на артобстрелы и авиаудары, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры: зал был торжественно освещен. Публика битком набилась в зрительный зал. Тут были и моряки, и вооруженные пехотинцы, и бойцы ПВО, и исхудавшие завсегдатаи филармонии – представители ленинградской культурной интеллигенции.

Исполнение «Ленинградской» симфонии длилось 80 минут. Все это время немецкие орудия безмолвствовали: по приказу генерала Говорова советские артиллеристы незадолго до этого смогли полностью подавить основные основные огневые точки немецкой артиллерии в ходе специальной операции «Шквал».

Новое произведение великого советского композитора Дмитрия Шостаковича до глубины души потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая своих слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время. В ней было все: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и к своей стране. Во время исполнения музыка из филармонии транслировалась по радио, а также по репродукторам-громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград гитлеровские войска. Как потом говорили, немцы обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город мертвый…

После войны двое бывших солдат вермахта, воевавших под Ленинградом, разыскали Элиасберга и сказали: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы впервые поняли, что проиграем войну".

2-ой докладчик.

Коле Сиротинину выпало в 19 лет оспорить поговорку «Один в поле не воин». Но он не стал легендой Великой Отечественной, как Александр Матросов или Николай Гастелло.

Летом 1941 года к белорусскому городку Кричеву прорывалась 4-я танковая дивизия — одна из дивизий 2-й танковой группы Хайнца Гудериана, одного из самых талантливых немецких генералов-танкистов. Части 13-й советской армии отступали. Не отступал только наводчик Коля Сиротинин — совсем мальчишка, невысокий, тихий, щупленький.

В тот день нужно было прикрыть отход войск. «Здесь останутся два человека с пушкой», — сказал командир батареи. Николай вызвался добровольцем. Вторым остался сам командир.

Утром 17 июля на шоссе показалась колонна немецких танков.

Коля занял позицию на холме прямо на колхозном поле. Пушка тонула в высокой ржи, зато ему хорошо видны были шоссе и мост через речушку Добрость. Когда головной танк вышел на мост, Коля первым же выстрелом подбил его. Вторым снарядом поджег бронетранспортер, замыкавший колонну.

Здесь надо остановиться. Потому что не совсем ясно до сих пор, почему Коля остался в поле один. Но версии есть. У него, видимо, как раз и была задача — создать на мосту «пробку», подбив головную машину гитлеровцев. Лейтенант у моста и корректировал огонь, а потом, видимо, вызвал на затор из немецких танков огонь другой нашей артиллерии. Из-за реки. Достоверно известно, что лейтенанта ранили и потом он ушел в сторону наших позиций. Есть предположение, что и Коля должен был отойти к своим, выполнив задачу. Но… у него было 60 снарядов. И он остался!

Два танка попытались стащить головной танк с моста, но тоже были подбиты. Бронированная машина попыталась преодолеть речку Добрость не по мосту. Но увязла в болотистом береге, где и ее нашел очередной снаряд. Коля стрелял и стрелял, вышибая танк за танком…

Танки Гудериана уперлись в Колю Сиротинина, как в Брестскую крепость. Уже горели 11 танков и 6 бронетранспортеров! Почти два часа этого странного боя немцы не могли понять, где окопалась русская батарея. А когда вышли на Колину позицию, у того осталось всего три снаряда. Предлагали сдаться. Коля ответил пальбой по ним из карабина.

Этот, последний, бой был недолгим…

«Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?» Эти слова обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Хенфельд записал в дневнике: «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».

Сегодня в селе Сокольничи могилы, в которой немцы похоронили Колю, нет. Через три года после войны останки Коли перенесли в братскую могилу, поле распахали и засеяли, пушку сдали в утильсырье. Да и героем его назвали лишь через 19 лет после подвига. Причем даже не Героем Советского Союза — он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Лишь в 1960 году сотрудники Центрального архива Советской армии разведали все подробности подвига. Памятник герою тоже поставили, но нескладный, с фальшивой пушкой и просто где-то в стороне.

3-ий докладчик.

В конце зимы 1943—1944 годов немецкое оккупационное командование решило использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 в качестве доноров крови для раненых немецких солдат. Подпольная группа, которой руководил директор детского дома, решила не допустить этого. Сначала удалось убедить немецкие власти, что голодные и больные дети не смогут давать кровь и следует их отправить в деревню для подкормки. Дети и сотрудники детского дома были переведены в деревню Бельчицы, в которой находился сильный немецкий гарнизон.

После тщательной подготовки в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села тайком вышло 154 воспитанника возрастом от 3 до 14 лет и 38 работников детского дома, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» и их семьи. Всех успешно удалось перевести в глубь партизанской зоны.

Следующим этапом операции стала эвакуация детей за линию фронта на советскую территорию. Немецкое командование развернуло усиленную борьбу с партизанскими отрядами и нахождение детей на партизанских территориях стало небезопасным.

Командующий 1-м Прибалтийским фронтом Иван Христофорович Баграмян, в зоне действия которого находилась эта местность распорядился силами 3-й воздушной армии вывести детей. В ходе операции на советскую территорию было вывезено более 200 детей и 314 раненых партизана, а партизаны получили более 90 тонн боеприпасов и грузов. Детали операции были засняты специальными группами кинооператоров, отправленных к партизанам.

Александр Мамкин в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в девятый раз прилетел за детьми. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье, однако весенний лёд становился непрочным и пришлось ускорить эвакуацию.

В ту ночь в Р-5 Александра Мамкина удалось вместить 10 детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух взрослых раненых партизан. Однако на обратном пути на подлёте к линии фронта самолёт был атакован немецким ночным истребителем и был подбит.

Линию фронта лётчик пересёк уже на горящем самолёте. По инструкции он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом, но, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки. Ноги Александра Мамкина обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда.

Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться уже не мог. Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?». Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра Мамкина в госпиталь, но ожоги были слишком обширны и сильны. 17 апреля 1944 года он скончался. Все пассажиры самолёта спаслись.

Медики не могли объяснить, как мог управлять полётом и посадкой тяжелораненый человек в пылающей кабине, с вплавившимися в лицо очками-«консервами». Каким чудом выбрался из кабины и шагнул к пассажирской—на обгорелых до косточек ногах?

Александр Мамкин был похоронен в деревне Маклок рядом с городом Велиж Смоленской области. В 1970-ые годы его торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора».

Ведущий. Ребята! Я знаю, что у многих из вас в семье были или есть участники войны или труженики тыла. Ведь неизвестно что было трудней: воевать или работать в тылу для Победы. Расскажите нам о них.

Рассказы учащихся (3-4 сообщения)

Ведущий.

Вспомним всех, кого нет больше с нами,
Но чей подвиг хранится в веках,
Кто вернулся домой со щитами,
Кто вернулся домой на щитах.

В этот день, в день Великой Победы
Вспомним всех не пришедших с войны.
Поклонимся отцам нашим, дедам,
Что Отчизне остались верны.

Поклонимся пред памятью светлой
Павших всех сыновей, дочерей.
Поклонимся любви беззаветной,
Не вернувшихся к нам матерей,

Нашим братьям и сестрам погибшим,
Сослуживцам, родным и друзьям,
В бой неравный с врагами, вступившим,
Но чей подвиг забыть нам нельзя.

Нет, не может, не будет забвенья,
Всем, кто Землю свою защищал,
Вы герои – без тени сомненья,
До конца от начала начал.

Наступает минута молчанья…
Всех погибших в войне перечтём,
Под кремлёвских курантов звучанье
Мы долг памяти свой отдаём.

Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!

Ведущий. _        В настоящее время, к большому сожалению, фашизм поднимает голову. Вспомним события на Украине и Сирии.

        Давайте постараемся не забывать уроков Второй Мировой войны и сделаем все возможное и невозможное, чтобы те события не повторились.

Наглядность и оборудование:

При проведении используется

проектор,

проигрыватель,

показываются фотографии героев,

фотографии военных событий,

 звучит– 7-ая «Ленинградская» Симфония Д. Шостаковича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"

Цель кураторского часа -  воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...

Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии

Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...

Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны

Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны...

Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя

Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя...

Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни

Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни...

Методическая разработка кураторского часа на тему: Терроризм – главная угроза 21 века

Методическая разработка кураторского часа на тему: Терроризм – главная угроза 21 века...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....