внеурочная деятельность
рабочая программа на тему

внеурочная деятельность: программа "Мой дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_dom.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы:
  1. Пояснительная записка

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн дома. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия, предмета или дома.

В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы  “Мой дом”, которая  является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся.

1.1. Цель курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными  знаниями;

- познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям;

показать перспективность художественных знаний с точки зрения экономической эффективности;

- дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Программа рассчитана для обучающихся  НПО и СПО.

Общее количество часов, отводимое на реализацию программы  - 72 часа

В процессе преподавания - курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.).

  1. Основные учебно-воспитательные задачи курса:
  • способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у обучающихся  вкуса;
  • дать обучающимся первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;
  • ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
  • ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  • повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
  • сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.).

Планируемые результаты к концу обучения:

По окончании обучения по программе «Мой дом», учащиеся должны

знать:

-  истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии;

- о  роли  изображения  в  информационном  и  эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;

- о декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства;

 уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

- создавать  художественно-декоративные  объекты  предметной  среды,  объединенные  единой  стилистикой  (предметы  быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, роспись и т. п.);

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом   их   биологии   и   декоративности,   а   также   природно-климатических условий района;        

- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала обучающихся, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

     6. Уметь пользоваться художественным материалом.

1.3. Содержание программы

«Мой дом»

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

  1. «Дизайн – что это такое?» (10часов)
  1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Техника безопасности, при выполнении практических работ.

2

1

1

  1. История  возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна.

2

1

1

  1. Особенности творчества художника и дизайнера.

2

1

1

  1. Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера.

2

1

1

  1. Средства выражения графического дизайна.

2

1

1

  1. Рекламный и полиграфический дизайн. (10 часов)

  1. Рекламный дизайн.  Создание вывесок, рекламных щитов для социума.

1

1

1

  1. Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.

1

1

1

  1. Полиграфический дизайн.

1

1

1

  1. Помощь в оформлении школьной газеты.

1

1

1

  1. Фотография в современном дизайне.

1

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (20часов)

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим)

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи  Модерна

2

1

1

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды  XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)

2

1

1

  1. Ландшафтный дизайн. (32 часа)
  1. Значение декоративного оформления участка.

1

1

  1. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.

4

1

3

  1. Альпийские горки.

4

1

3

  1. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения.

4

1

3

  1. Статуи в ландшафтном дизайне.

4

1

3

  1. Ажурные ограды.

4

1

3

  1. Фонари на улицах и в парках.

4

1

3

  1. Изготовление макета мини-участка.

4

1

3

Защита проекта.

1

1

  1. Многообразие профессий в области дизайна.

1

1

  1. Подведение итогов года (зачетное занятие)

1

1

 

Всего часов: 72

  1. Условия реализации программы

  1. Форма аттестации в виде зачета
  2. Оценочные материалы:

Критерии оценки ЗУН (по каждой теме):

Уровни
Критерии

Репродуктивный

Конструктивный

Творческий

Интерес

Работает только под контролем, может бросить дело

Работает без системы, но дело до конца доводит самостоятельно

Работает с интересом, ровно и систематически

Активность

Работает по рекомендации педагога

При выборе объекта советуется с пе6дагогом

Самостоятельный выбор объекта труда

Объем труда
(число законченных работ)

Ниже нормы (одно функциональное помещение)

Соответствует норме (несколько функциональных комнат)

Выше установленной нормы (квартира)

Знания и умения

Низкий

Средний

Максимально возможный уровень

Творчество, оригинальность выбора

Копии чужих работ

Работы оригинальные, но на базовом образце

Работы оригинальные

Качества прилежания
(отметка)

3

4 или 5

5

2.3. Методическое обеспечение программы.

Весь курс делится на беседы  и практические работы и рассчитан на один час в неделю, по расписанию в понедельник с 15.00-16.00. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ — все зависит от темы задания и задач всего курса в каждой группе. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.

Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные обучающимися на уроках технологии и черчения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует как можно чаще организовывать экскурсии к памятникам архитектуры, в центры народного творчества, на выставки различных домов,технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.

Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.

Список литературы.

Агранович – Пономарева Е.С., Аладова Н.И.Интерьер современной квартиры – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005

Ивлиев АА. Отделочные строительные работы: Учеб. Для нач. проф обр/ - М.: ПрофОбрИздат, 2004 г.

 Журнал «Строительные материалы».

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М.

Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. — М..

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.

Графический дизайн  США. — М., 1989.

Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиции. — М., 2011

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 2014

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984.

Розенблюм  Е. А. Художник в дизайне. — М.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. •— М.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М.

Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М.

Цыганкова Э. У истоков дизайна. — М., 2007

Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. – Волгоград, 2006.

Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». – М., Дрофа, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Организация внеурочной деятельности учащихся Старооскольского городского округа посредством туристско-краеведческой деятельности

Статья об организации внеурочной  туристско-краеведческой  деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского туризма иэкскурсий...