Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Охрана труда по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
рабочая программа

Фокина Светлана Дмитриевна

Программа  учебной дисциплины ОП.10 Охрана труда разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.08  «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 года № 457.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ohrana_truda_elektriki.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2019 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№109/1-о от 30.08.2019 года

                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 ОП.10 Охрана труда

по специальности СПО

35.02.08  «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Учебная нагрузка:

Максимальная – 66 часов

Самостоятельная – 22 часа

Обязательная – 44 часа

2019


      Программа  учебной дисциплины ОП.10  «Охрана труда» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.08  «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 года № 457.

Организация – разработчик:  СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Разработчик:  Фокина С.Д. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 1 от ______________

Председатель ПЦК _______________ Юденич Л.М.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

___________________ Рослякова О.Н.

СОГЛАСОВАНО

главный энергетик

ООО «Жилищник-3»

________________Ю.А.Соколов

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

ОП.10 «ОХРАНА ТРУДА»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» базовой подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

  • проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

  • разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;

  • контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

  • вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

знать:

  • системы управления охраной труда в организации;
  • законы   и   иные   нормативные   правовые   акты,   содержащие

государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

  • обязанности работников в области охраны труда;

  • фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

  • возможные последствия  несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

  • порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

  • порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

  • порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности.

Изучение данной дисциплины направлено  на формирование  следующих компетенций:

общие компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 профессиональные  компетенции

 ПК1.1-1.3,ПК 2.1-2.3,ПК 3.1-3.3, ПК 4.1-4.4:

ПК 1.1 Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления.

ПК 1.2 Выполнять монтажи эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок.

ПК 1.3  Выполнять монтаж средств автоматики и связи, контрольно-измерительных приборов, микропроцессорных средств и вычислительной техники ПК 2.1. Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению

сельскохозяйственных предприятий.

ПК 2.2 Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций.

ПК 2.3  Обеспечивать электробезопасность

ПК 3.1. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

ПК 3.2  Диагностировать неисправности и осуществлять текущий и капитальный ремонт электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

ПК 3.3  Осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники

ПК 3.4. Участвовать в проведении испытаний электрооборудования сельхозпроизводства.

ПК 4.1. Планировать основные показатели электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

ПК 4.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполните

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -66 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 44 часа; самостоятельной работы обучающегося -22 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация                                    -   дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

Введение. Задачи и содержание дисциплины.

2

1

Раздел 1. Общие вопросы охраны труда

Содержание учебного материала

8

Тема 1.1 Управление безопасностью  труда

 Правовые,  нормативные  и организационные основы безопасности труда.

2

1,2

  Экономические механизмы управления   безопасностью труда.

2

1,2

Микроклимат помещений. Температурный режим и вентиляция

2

1,2

Освещение, виды  светильников. Расчет освещенности.

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с основной и дополнительной литературой.

2.Социальная и экономическая эффективность внедрения мероприятий по охране труда.

3. Правовые и организационные основы безопасности труда.

5

3

Раздел 2. Параметры электрического тока и источники электрической опасности

Содержание учебного материала

12

 Тема 2.1.  Воздействие электрического тока на человека

Параметры электрического  тока.

2

1,2

Категорирование помещений по степени электробезопасности

2

1,2

Воздействие электрического тока на организм человека

2

1,2

Методы и средства обеспечивающие электробезопасность

2

1,2

Применение малого напряжения. Заземление, зануление и защитное отключение.

2

1,2

Проверка индивидуальных средств защиты на электробезопасность

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

 обучающихся составление докладов, рефератов, конспектов по темам:

  1. Охрана труда при ремонте трансформаторов.
  2. Охрана труда при работах в зоне влияния электрического и магнитного полей.
  3. Охрана труда при выполнении работ на генераторах м синхронных компенсаторах.
  4. Охрана труда при выполнении работ на коммутационных аппаратах.
  5. Охрана труда при выполнении работ в комплектных распределительных устройствах.
  6. Охрана труда при выполнении работ на мачтовых ( столбовых) трансформаторных масляных шунтирующих и дугогасящих генераторах.
  7. Охрана труда при выполнении работ на измерительных трансформаторах тока.

6

3

Раздел 3. Основы пожарной безопасности

Содержание учебного материала

10

Тема 3.1.  Пожарная безопаность на энергетических объектах

Пожарная безопасность при обслуживании электрооборудования

2

1,2

Установка в помещениях пожарной сигнализации. 

2

1,2

Проверка изоляции на токоведущих частях

2

1,2

Средства пожаротушения

2

1,2

Стацинарные установки тушения пожаров (спринклеры)

2

1,2

Первая помощь пострадавшим при получении травм и ожогов

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с основной и дополнительной литературой.

2. Система предупреждения пожаров.

5

3

Раздел 4. Система контроля и надзора за безопасностью труда в РФ.

Содержание учебного материала

12

Тема 4.1 Государственные органы контроля.

Государственный надзор за охраной труда на энергообъектах.

2

1,2

Паспортизация рабочих мест

2

1,2

Обучение работающих охране труда.

2

1,2

Экономический ущерб от производственного травматизма

2

1,2

Расследование и учет несчастных случаев

2

1,2

Экономическая эффективность по улучшению условий труда в рыночных условиях. Дифференцированный зачет.

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с основной и дополнительной литературой.

2. Госгортехнадзор РФ  его  функции, права

6

3

ИТОГО:

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета  «Охрана труда»

Оборудование лаборатории и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Безопасность труда в любой сфере деятельности. Санкт-Петербург ООО «Литпринт» 2013.

2. Дивисилов В.А. Охрана труда. Изд.: ФОТУМ, 2013.-496с.2.

3. Ефремова О.С. Охрана труда от А до Я. М.: «Альфа-Пресс» 2014.-516 с.  

4. Гусак- Катрич Ю.А. Охрана труда в сельском хозяйстве. Изд.: Альфа-Пресс, 2013.

5. Ефремова О.С.. Обучение и инструктирование работников по охране труда. М.: «Альфа-Пресс», 2014.-224 с.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Дополнительные источники:

  1. Гуляева Т.И. Охрана труда, – Орел, 2013г.
  2. Гуляева Т.И. Охрана труда для работников агропромышленного комплекса, – Орел, 2013г.
  3. Лапин А.П. Справочник по охране труда, – Орел, 2003г.
  4. Лапин А.П. Каталог-справочник. Средства индивидуальной защиты для работников агропромышленного комплекса, – М., 2014г.

Отечественные журналы:

  1. Охрана труда. Практикум.
  2. Библиотека инженера по охране труда.
  3. Нормативные акты по охране труда.

Интернет-ресурсы:

http://www.bestbook.ru/userfiles/books/pdf/Pages%20from%20Gusak_Selo.pdf

http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=1105763.htm

http://books.tr200.ru/v.php?id=199095

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки  результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управлении.

-качество монтажа   конструктивных элементов электрооборудования и средств автоматики, исходя из их назначения;

-  выбор технологического оборудования и технологической  оснастки: приспособлений, средств измерения и вспомогательного инструмента

Наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях.

Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок

- качество монтажа конструктивных элементов осветительных  и электронагревательных установок;

- выбор технологического оборудования и технологической  оснастки:

  - приспособлений, средств измерения и вспомогательного инструмента.

Оценка  самостоятельного выполнения задания, демонстрация.

Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами

- расчет режимов работы  электрооборудования и средств автоматики с учётом их функционального назначения,  технических характеристик и правил эксплуатации

Наблюдение  и оценка практических занятий.

Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных мероприятий.

Наблюдение и оценка практических занятий.

Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций

Демонстрация.

Решение производственных ситуаций.

Обеспечивать электробезопасность

- выбор предупреждающих плакатов

- средства индивидуальной защиты при работе в электроустановках;

- выбор инструмента при ремонте электроустановок

Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники

Тестирование, устный опрос.

Презентация.

Диагностировать неисправности и осуществлять текущий и капитальный ремонт  электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

Демонстрация, презентация.

Устный опрос.

Участвовать в проведении испытаний электрооборудования сельхозпроизводства

Выступление с сообщениями.

Участвовать в планировании основных показателей в области обеспечении работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники

Демонстрация .

Устный опрос.

Планировать выполнение работ исполнителями.

Устный опрос.

Тестирование.

Организовывать работу трудового коллектива.

Устный опрос.

Тестирование.

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

Устный опрос, презентация.

Выступление с сообщениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 «Охрана труда» по специальности 22.02.06 «Сварочное производство»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 "Охрана труда" разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта по специальности 22.02.06 "Сварочное производство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 Охрана труда для специальности 15.02.09 Аддитивные технологии

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.09 Аддитивные технологии базовой подготовки, входящей в укрупне...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (повышенный уровень подготовки)

Программа  учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда  разработана на основе  требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Охрана труда по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности 08.02.01  Строительство и ...