права
план-конспект урока на тему

Надежда Анатольевна Комарова

«Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОБЖ

Класс: 8

Тема: «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре»

Цель урока: Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, познакомить с рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Задачи:

  1. Формировать нравственные ценности, уважительное отношение к себе самому и людям, которые тебя окружают, способствовать процессам  самоанализа, самовыражения личности.
  2. Развивать умение вести дискуссию, работать сообща, согласовывать свои действия.
  3. Воспитывать культуру общения, желание способствовать взаимопониманию и сплочению коллектива.

Оборудование: Презентация (Приложение 1).

После изучения темы учащиеся должны:

а) знать:

  1. об основных причинах и последствиях пожара;
  2. свои права и обязанности в области пожарной безопасности;
  3. о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

б) уметь:

  1. правильно действовать в случае пожара в доме;
  2. эвакуироваться из горящего здания;
  3.  иметь представление: об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. ==Направляющие вопросы ==

 

        Основополагающий вопрос         Огонь – это наш друг или враг?          

        Проблемные вопросы          

            Как огонь появился на свет?

            Как относятся к огню люди

           Что необходимо, чтобы не было пожара?

            Первые действия при пожаре?

            Почему, если мы знаем правила противопожарной безопасности,

            то не всегда их соблюдаем?  

Заслушать сообщения учащихся о наиболее крупных пожарах за последний год (3-5 мин). Сделать вывод, что личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего, зависит от его поведения.

III. Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы

 Основные права граждан в области пожарной безопасности

 Обязанности граждан в области пожарной безопасности

 Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Приложение 1.

 (2 слайд)                                                                                                              

 Пожар-это страшное бедствие. Чаще  всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности  при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися  материалами. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего, зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

(3 слайд)

Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законом жизни и определена законодательством РФ Федеральным законом «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 г.), где предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

 (4слайд)

 Пожар-это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся        уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для  жизни и здоровья людей.

(5слайд)

Огонь становится врагом:

-если к его использованию относятся безответственно;

-если не соблюдаются нормы пожарной безопасности;

-если силу огня пытаются использовать для разрушения;

-если теряется контроль над процессом горения.

(6 слайд)

Права граждан в области пожарной безопасности.

Каждый человек в случае пожара имеет право на:  

  • защиту жизни, здоровья и имущества;
  •  возмещение ущерба в установленном порядке;
  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб
  •  здоровью и   имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности;
  • участие в мероприятиях по обеспечению безопасности.

(7слайд)

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями.

 В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

  • соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире),  научиться пользоваться огнетушителем и другими первичными  средствами пожаротушения);
  • иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;
  • выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны

( 8слайд)

Граждане несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности: за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. В частности, в статье 167 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) предусмотрено: за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога и повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,- наказание путем лишения свободы на срок до 5 лет. Кроме соблюдения установленных законодательством норм в области пожарной безопасности, каждому человеку необходимо владеть определенным минимумом знаний и умений безопасного поведения во время пожара. Приведем наиболее характерные и часто встречающиеся опасные ситуации во время пожара.

(9 слайд)

Большая часть неприятностей в квартире возникает по неосторожности, а порой и по незнанию и связана с пожарами, воздействием электрического тока, ожогами, отравлениями. Знание правил - залог вашей безопасности.

Правила безопасного поведения при пожаре в квартире:

  • Необходимо немедленно вызвать пожарных, позвонив по телефону 01, сообщить о том, что горит и свой точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, подъезд, этаж, код); если нет телефона, сообщить о пожаре через соседей.
  • Не дожидаясь прибытия пожарных, попытаться потушить начавшийся пожар подручными средствами, учитывая, что, собственно, горит. Чаще всего для ликвидации пожара используют воду, если горят твердые вещества (например, мебель). Для тушения разбившейся легковоспламеняющейся жидкости применяют огнетушители, а если их нет, используют плотные ткани (брезент), одежду, либо другие вещи, смоченные водой, песок, землю из цветочных горшков, покрывая ими очаг пожара для прекращения поступления к нему воздуха.
  • При опасности поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию в квартире (отключив автомат защиты в щитке).

(10 слайд)

                                   Запомните!

Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить ее на электрические провода

Заливание водой из кастрюли (или ведра) очага возгорания в жилом помещении

  • Пока огонь не потушен, во избежание притока воздуха к очагу пожара не открывайте окна и двери. Если ликвидировать очаг пожара в начале его возникновения своими силами не представляется возможным, то немедленно покиньте квартиру, плотно прикрыв за собой дверь.
  • Помните, главный ваш враг при пожаре — дым, содержащий токсичные продукты горения и угарный газ (оксид углерода, СО, газ без цвета и запаха образуется при неполном сгорании углерода при пожарах, в печах, в двигателях внутреннего сгорания). Угарный газ очень опасен для человека, так как даже незначительная доза его содержания в воздухе приводит к трагическим последствиям: 0,1% — обморок, 0,2% — кома и быстрая смерть. Для сравнения: концентрация углекислого газа СО2 в воздухе 0,5% не воздействует, 10% — паралич дыхательных центров, смерть.

Покидая квартиру по задымленному коридору, необходимо передвигаться на корточках.

        (11слайд)

Пожар в общественном месте

Опасность последствий пожаров в общественных местах может быть усугублена возникновением паники. Паника — это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Паника во время пожара страшна тем, что люди, стремясь поскорее покинуть горящее помещение, скапливаются в проходах, мешая выходу.

При пожаре не поддавайтесь панике, стремясь покинуть горящее помещение

(12слайд)

Правила безопасного поведения при пожаре в общественных местах

  • Находясь в любом общественном месте, постарайтесь запомнить маршрут движения к выходу.
  • Обратите внимание на план эвакуации людей в случае пожара, постарайтесь представить направление и количество путей возможной эвакуации, местонахождение лестничных клеток и запасных выходов.
  • Обратите внимание на наличие в коридорах и на лестничных клетках светильников, окрашенных в зеленый цвет. Это лампы аварийного освещения при эвакуации во время пожара.
  • Услышав крики «Пожар!», сохраняйте спокойствие и выдержку. Оглянитесь вокруг, оценивая обстановку. Заметив телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о пожаре в пожарную охрану.
  • При заполнении помещения дымом или при отсутствии освещения продвигайтесь к выходу, держась за стены, поручни. Дышите через носовой платок или рукав одежды. Если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь воспользоваться лифтами, спускайтесь по лестнице.
  • Не выпрыгивайте в окно с большой высоты. При невозможности выйти наружу, отступите в помещение, где нет пожара, плотно закройте дверь и там дожидайтесь помощи пожарных.
  • В феврале 1977 г. в горящей гостинице «Россия» проживавшие там японские туристы набросили на лица, обильно смоченные водой полотенца, легли на пол и так дожидались, когда их вызволили из огня пожарные.

(13слайд)

Пожар на даче

Правила безопасного поведения при пожаре на даче

  • Немедленно оповестите жителей близлежащих домов о пожаре криками.
  • Сообщите о пожаре в пожарную охрану с ближайшего телефона по номеру 01.
  • Примите участие в тушении пожара, используя для этого ведра с водой, песком, а зимой — снег.
  • Если пожар застал,  вас дома и  нет возможности выйти, то постарайтесь спуститься в подвал, если он есть. Плотно закройте люк и обложите щели одеждой.
  • После ликвидации пожара привлеките внимание пожарных стуком или криком для освобождения вас из подвала.

Небольшой костер, если его оставить без присмотра, может привести к возгоранию сухой травы и даже более серьезным последствиям.

(14 слайд)

В заключение еще раз отметим, что знание правил пожарной безопасности, соблюдение их требований в повседневной жизни, а также определенный минимум знаний и умений в области безопасного поведения при пожаре — это надежная гарантия вашей личной безопасности и верный путь снижения количества возгораний, возникающих по вине человека («человеческий фактор»).

(15слайд)

                                      Внимание!

Еще раз вникните в смысл утверждения: «Пожар легче предотвратить, чем тушить и ликвидировать последствия». Есть смысл научиться этому.

Вопросы

  1. Перечислите основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности.
  2. Каковы обязанности граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?
  3. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?

(16слайд)

Пример Хакасии

Волна пожаров, которая прошла по всему сибирскому округу лишила домов и имущества несколько тысяч человек. Сотни граждан - получили разный по степени вред здоровью. Только в Хакасии, по последним данным, 30 человек погибло в огне. Почему это произошло? Какие были предпосылки трагедии? В светлый христианский праздник Пасхи беда пришла во многие дома жителей Хакасии. Пожары охватили сразу несколько районов республики. В то же время территорию республики накрыл небольшой, но активный циклон, который принес в регион теплый сухой воздух из средней Азии. Температура воздуха мгновенно поднялась до +25-27 градусов. После Хакасии циклон продолжил движение в широтном направлении на восток, воспламеняя соседние регионы.  Так, пожары начались в Забайкалье в понедельник, 13 апреля. "Огненный" вихрь пролетел до самого Сахалина. В результате "огненного шторма" в Хакасии сгорело более 1400 домов, более 30 сел и деревень превратились в пепелища. Погибли 30 человек, более 100 пострадали. В Забайкальском крае огонь уничтожил 500 домов. В этом регионе спасатели до сих пор пытаются взять ситуацию под контроль. По предварительным данным, причиной возгорания стали палы травы. Однако огонь, раздуваемый почти ураганным ветром, фактически вышел из-под контроля. Это привело к многочисленным человеческим жертвам.

(17 слайд)

IV. Домашнее задание

1. Изучите § 1.3 учебника.

2. Выучите правила безопасного поведения в случае пожара.

3. Практическое задание.

Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации "вслепую", подробно описав все проходы, повороты, двери и т.п., выучите его наизусть.

(18 слайд)

                                  Игра «Счастливый случай»

Цель: закрепление знаний учащихся по теме: лесные и торфяные пожары,

 Задачи: - повторить правила пожарной безопасности;

 - научить детей анализировать действия в различных ситуациях;

 - воспитывать осторожность обращения с огнем.

Оборудование: плакаты по пожарной безопасности, карточки с заданиями, бочонок с номерами.

Ход игры

Вступительное слово учителя

Перед началом игры учитель обращается к участникам со словами: «Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека, верно, служил ему. Огонь с нами и в праздник, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если ему дать волю, то добро превращается во зло.  На сегодняшней игре, мы поучимся бороться с этим злом, еще раз вспомним,  как его  можно избежать, и как действовать».

Участники игры делятся на 2 команды, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Первый гейм:

За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на поставленные вопросы.

Вопросы первой команде:

  1. Со скольких лет допускается тушить пожары? (18 лет)
  2. Что такое горение? (превращение горючих веществ, в продукты сгорания)
  3. Что относится к горючим веществам? (дерево, бумага, бензин, керосин и т. д.).

Вопросы второй команде:

  1. Что относится к источнику воспламенения? (искра, костер, непогашенный окурок и т. д.)
  2. Что  является причиной пожара? (Непотушенная  сигарета, игра со спичками и т.д.)
  3. Отчего люди гибнут при пожаре? (От дыма, огня, ядовитого газа,      потери сознания).

   Второй гейм: «3аморочки из бочки»

Команды по очереди достают бочонки с номерами вопросов. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, бочонок «Счастливый случай» дает 2 балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к другой команде.

Вопросы:

  1. Где и когда появились первые пожарные в России? (В Москве и Санкт-Петербурге в начале XIX века).
  2. После, какого события древние скифы вселялись в дома, а мы выселяемся из них? (После пожаров, т.к. скифы жили в глиняных домах, которые обжигались).
  3.  Кто дал людям огонь, согласно древнему мифу? (Прометей).
  4. Что такое огнетушитель, и какие они бывают? (Огнетушитель - средство для тушения.). Они бывают:  порошковые, пенные, углекислотные.

   Третий  гейм: «Темная лошадка»

Участники должны определить, о каком виде пожара идет речь по карточкам.

Четвертый этап «Ты - мне, я - тебе»

Команды по очереди предлагают друг другу тестовые задания. Отвечающая команда должна выбрать правильный вариант ответа (вопросы участники придумывают заранее)

Пятый гейм: «Гонка за лидером»

Вопросы первой команде

     1.Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные).

     2. Какой химический элемент необходим для горения? (Кислород.)

     3. В маленьком амбаре держит сто пожаров. (Спички).

     4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории? (лесной пожар)

5. Основные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров? (огонь,     высокая температура)

6.Какой выход надо искать при пожаре в транспорте? (Запасной).

        Вопросы второй команде:

1. Какой газ опасен при пожаре? (Угарный газ).

2. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар).

3. Где может возникнуть пожар? (в доме, на предприятии, в лесах)

4. От огня происхожу, от огня и умираю…(Уголь).

5. Как могут быть наказаны виновники пожара?

(Дисциплинарном, административном, «уголовном» порядке)

6. Как надо выходить из зоны лесного пожара? (Навстречу ветру, параллельно фронту огня).

Подведение итогов

Награждение команды - победительницы в игре «Счастливый случай».

Рефлексия: Учитель предлагает высказать свое мнение и отношение к     рассмотренным на занятии проблемам, сделать основные выводы.

Я узнал……

Я знаю….

Я могу….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

Форма контроля результатов освоения профессиональных компетенций по междисциплинарному курсу 01.01 Право социального обеспечения Профессионального модуля 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж  осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог...

Аудиторные работы по дисциплине "Гражданское право" 030912 51 "Право и организация социального обеспечения"

Даннй раздел работ содержит информацию о проведении урока по дисциплине "Гражданское право" с выполнением студентами конкретного задания в аудитории. Каждая аудиторная работа содержит в себе название,...

Источники права. Нормативно-правовой акт (дисциплина "Право", презентация)

Может использоваться на уроках права и обществознания...

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра «Брейн – ринг»»» по общепрофессиональной дисциплине «Финансовое право и налоговое право» (специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

методическая разработка предназначена для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений ведущих общепрофессиональную дисциплину «Финансовое право и налоговое право», и может быть ...

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Источники права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...