Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога
рабочая программа

Смирнов Сергей Витальевич

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»  в рамках самообразования педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_primenenie_sistemno_-deyatelnostnogo_podhoda.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение    

 «Смоленский политехнический техникум»

РАССМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) методической  

комиссии экономических дисциплин ОГБПОУ

«Смоленский политехнический техникум»

Председатель _______/Реутова Л.А./

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НР

___________(И.А. Якуненкова)

Программа

«Применение системно -деятельностного подхода в обучении

на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»

в рамках самообразования педагога

Разработала преподаватель:  Смирнов Сергей Витальевич

г. Смоленск

2016г.

Пояснительная записка

Программа по применение системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)предусматривает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Дидактическими принципами системно - деятельностного подхода являются:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  3. Принцип минимакса – заключается в следующем: учебное заведение должно предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  4. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  5. Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися пособностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Цель: повышение профессиональной подготовки и, как следствие, повышение эффективности обучения по дисциплинам

Задачи:  

  • совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;
  • провести анализ учебно-методической литературы и Интернет-источников по данной теме;
  • создать УМК уроков с использованием системно -деятельностного подхода;
  • создать условия для повышения мотивации обучения;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач;
  • формировать интерес обучающихся к изучению дисциплине «ОБЖ»
  • формировать знания, умения и навыки, необходимые студентам для самостоятельного использования средств получения знаний в процессе своего самосовершенствования;
  • осуществить мониторинг и определить динамику изменения качества обучения при использовании системно -деятельностного подхода;
  • повышение профессиональной компетентности преподавателя.

Сроки работы: 2016-2021 годы

Этапы работы:

        Подготовительный:  сбор данных (2016-2017 учебный год) изучение литературы и интернет – ресурсов по теме,  подбор заданий, прогнозирование результатов работы.

       Практический:  (2017-2018, 2018-2019 учебные годы) - создание УМК уроков по дисциплине; практическое применение разработанных материалов в группах; корректировка методических разработок по результатам их применения на практике.

       Обобщающий: (2019-2020 учебный год) - проведение мониторинга учащихся; подведение итогов; оформление результатов.

       Внедренческий:  (2020-2021 учебный год) - распространение опыта работы.

Планируемый практический выход (если работа не закончена): создание УМК уроков; практическое применение разработанных материалов в группах; корректировка методических разработок по результатам их применения на практике; распространение опыта работы.

Формы представления результатов: проверочные работы, контрольные срезы, дифференцированные зачёты

Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности:

-успеваемость обучающихся;

- мониторинг качества знаний обучающихся;

- результаты организации самостоятельной работы;

- результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Планируемый практический выход - формирование общих компетенций, развитие логического мышления, познавательных способностей обучающихся, отработка практических навыков и умений

План мероприятий:

-обзор методической, педагогической и предметной литературы;

-изучение и применение современных методик преподавания

(ПРИЛОЖЕНИЕ);

-обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике;

-посещение уроков коллег;

- прохождение курсов повышения квалификации;

-проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

-организация внеклассной деятельности по предмету.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информационно – коммуникационная технология

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН (наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля).
Модели использования  ИКТ на уроках:

-выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

-компьютерное тестирование;

-использование электронных сборников-тренажёров;

-работа с электронными энциклопедиями.

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение– тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Технология проблемно-диалогического обучения состоит из двух звеньев: постановка учебной проблемы и поиска решения этой проблемы.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Три основных метода постановки учебной проблемы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий к теме диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приемом

Три основных метода поиска решения учебной проблемы:

-побуждающий к гипотезам диалог;

-подводящий от проблемы диалог;

-подводящий без проблемы диалог.

Технология групповой работы

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материал

Принципы групповой работы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся.
  2. Учитывать особенности состава группы.
  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
  4. Распределять роли между участниками группы.
  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Преимущества групповой работы:

-ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение;

-прислушиваться к мнению других;

-сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других;

-вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля;

-формируется критическое мышление;

-дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.

Поведение учителя во время проведения групповой работы

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу обучающихся.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Виды групповой работы

Работа в парах.

Мозговой штурм.

Игра «Продолжи».

Охота за сокровищами.

Снежный ком.

Мозаичная группа или Пазлы.

Прием «Зигзаг».

Технология дифференцированного обучения

 Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Главная цель: определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей

Технология позволяет :
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого обучающегося;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого обучающегося;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным обучающися;
4) поддерживать и повышать  мотивацию обучения предмету.

Способы дифференциации обучающихся:

•    по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.)
•    по уровню развития памяти
•    по уровню умственного развития (одаренные, способные, дети с ЗПР)
•    по темпам работы
•    по уровню самостоятельности в процессе познания 
•    по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие, педагогически запущенные) и т.д.

        

Технология игрового обучения

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью

Преимущества:

-Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

-Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

-Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).

-Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Структура игры как деятельности

-целеполагание,

-планирование,

-реализация цели,

-анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Виды педагогических игр:

-деловые;

-организационно-деятельностные;

-ролевые;

-инновационные игры;

-дидактические.

Функции игровой деятельности:

-развлекательную

-коммуникативную;

-самореализации;

-терапевтическую;

-диагностическую; 

-коррекции;

- межнациональной коммуникации; 

-социализации. 

Технология личностно-ориентированного обучения

 Личностно ориентированное обучение  - обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

ЛОО образование включает следующие подходы:

-разноуровневый;

-дифференцированный;

-индивидуальный;

-субъективно-личностный;

Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

-самореализации;

-саморазвития;

-адаптации;

-саморегуляции;

-самозащиты;

-самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Личностно-ориентированный урок:

-Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта;

-Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;

-Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала;

-Ведёт индивидуальную работу с каждым обучающимся;

-Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность;

-Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки;

Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.


Технология проектной деятельности

Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Типология проектов:

-Практико-ориентированные.

-Социально-значимые.

-Исследовательские.

-Информационные.

-Творческие.

-Ролевые.

Практико-ориентированный

Направлен на реализацию интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.

Социально-значимый

Ориентирован на интересы какой-либо группы людей.

Творческий

Подчинен жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов.

Исследовательский

Напоминает научное исследование.

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

Ролевые.

Проектанты берут на себя роль литературных, исторических или вымышленных персонажей.
Результат проектной деятельности:

-Новые знания и умения школьников (ими заканчивается исследование проблемы).

-Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

системно-деятельностный подход при обучении математике

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

Презентация системно -деятельностный подход в обучении математике

презентация к статье системно деятельностный подход...

Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"

В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как...

Применение системно-деятельностного подхода на уроках учебной практики у студентов СПО

Выступление на Региональном семинаре "Трансляция профессионального опыта преподавателя (мастера п/о) образовательного учреждения СПО" 16 апреля 2019 г....

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении»

Пояснительная записка Программа по применение системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплинам «Организация бухгалтерского учета в банках» составлена в соответ...

Программа «Использование электронных средств обучения на уроках информатики» (дисциплина «Информатика») в рамках самообразования педагога

Электронные образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного модел...