Тема 7 " Производственная санитария" гр.МЖКХ 2
учебно-методический материал

Захарова Ирина Николаевна

Ключевые вопросы:

1. Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы. Их классификация.

2. Производственные вредности: виды, воздействие на организм человека, защита

3. Производственное освещение, параметры и требования к нему

4. Производственный шум и вибрация.   Защита от шума и вибрации.

Задания:

1. Изучить материал учебника В.Т.Медведева "Охрана труда и промышленная экология (стр.145-204)

2. Изучить материал приложений и презентаций

3. Заполнить таблицу "Вредные и опасные производственные фаеторы"

4. Ответить на вопросы: стр. 163 - 1, 2, 6, 8, 9,; стр.169 - 1, 2, 3, 4,7; стр.203 - 1, 2, 5, 6, 7, 11, 12, 15, 1617.

5. Выполнить в рабочей тетради табл.10.2 стр.149, схемы:10.6, 10.7 стр.162, 12.4 стр.174.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация713.5 КБ
Файл презентация444.08 КБ
Файл презентация307.72 КБ
Файл таблица11.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Опасные и вредные производственные факторы

Слайд 2

Вредные и опасные производственные факторы Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Слайд 3

Виды производственных опасностей 1. Физические: механические: кинетическая энергия движущихся и вращающихся элементов механизмов и оборудования, передвигающихся изделий и материалов; потенциальная энергия тел, находящихся на высоте, разрушающихся конструкций и горных пород; шумы и вибрации; ускорения и невесомость; дым, туман и нетоксичная пыль; аномальное барометрическое давление и ударная волна; термические : температура нагретых и охлажденных предметов, поверхностей и воздуха; электрические: электрический ток; статическое электричество; электрическое поле; ионизирующее излучение; электромагнитные : освещенность; ультрафиолетовая и инфракрасная радиация; электромагнитное излучение; магнитное поле. 2 . Химические: едкие, ядовитые вещества; горючие и взрывоопасные вещества. 3. Биологические: опасные свойства микро- и макроорганизмов; продукты жизнедеятельности людей и других биологических объектов. 4. Психофизиологические: физические перегрузки : статические, динамические, гиподинамия; нервно-психические перегрузки : умственное перенапряжение; перенапряжение анализаторов; монотонность труда; эмоциональные перегрузки.

Слайд 4

Вредные производственные факторы физические факторы : температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения, статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещенность; химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты; факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда.; факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда.

Слайд 5

Общая градация условий труда Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные опасные .

Слайд 6

Оптимальные условия труда (1-й класс) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест , а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда относят к условно безопасным. Вредные у словия труда (3-й класс ) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство. Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни , высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Слайд 7

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности: 1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья. 2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет). 3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. 4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Слайд 8

Тяжесть труда Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии. Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы : легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда)ю Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Слайд 9

Напряженность труда Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека, монотонность нагрузок, режим работы. Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный – 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней. Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: степень интеллектуальной нагрузки , зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; нагрузка на анализаторы : длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка , зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда , определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы , характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Слайд 10

Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса По степени тяжести По степени напряженности Оптимальный 1-й класс Допустимый 2-й класс Допустимый 2-й класс Оптимальный 1-й класс Степени вредности учащихся Вредный (напряженный труд) 3-й класс Вредный (тяжелый труд) 3-й класс Степени вредности Классы условий труда 3.1 3.3 3.2 Классы условий труда 3.1 3.2 3.3

Слайд 11

Классификация условий труда по факторам производственной среды Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы: физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные поля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность); химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

Слайд 12

Классификация условий труда по факторам производственной среды Опти-маль-ные 1-й класс До-пус-тимые 2-й класс 3.4 3.3 3.2 3.1 Опас - ные (экс - т ре - маль - ные) 4 -й класс Вредные 3 -й класс Степени вредности

Слайд 13

Гигиенические нормативы условий труда Предельно допустимые уровни (концентрации) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего трудового стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Слайд 14

Вредные факторы условий труда Если в рабочей зоне не обеспечены комфортные условия труда, источником физических вредных факторов могут быть : повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное или пониженное атмосферное давление, повышенные влажность и скорость движения воздуха, неправильная организация освещения (недостаточная освещенность, повышенная яркость, пониженная контрастность, блесткость, повышенная пульсация светового потока), недостаток кислорода в воздухе рабочей зоны

Слайд 15

Химически опасные и вредные вещества из 7 млн. известных химических веществ и соединений 60 тыс. находят применение в деятельности человека (около 500 – 1000 новых ежегодно в мире). Химические вещества (органические, неорганические, элементорганические), в зависимости от их практического использования, классифицируются на: 1) промышленные яды , используемые в производстве: например, органические растворители (дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (анилин); 2) ядохимикаты , используемые в сельском хозяйстве: пестициды (гексахлоран), инсектициды (карбофос) и др.; 3) лекарственные средства ; 4) бытовые химикаты, используемые в виде пищевых добавок (уксусная кислота), средства санитарии, личной гигиены, косметики и т.д.; 5) биологические, растительные и животные яды , которые содержатся в растениях и грибах (аконит, цикута), у животных и насекомых (змей, пчел, скорпионов); 6) отравляющие вещества : зарин, иприт, фосген и др.

Слайд 16

Токсическое действие вредных веществ характеризуется показателями токсикометрии, в соответствии с которыми вещества классифицируют на: 1) чрезвычайно токсичные; 2) высокотоксичные; 3) умеренно токсичные; 4) малотоксичные.

Слайд 17

Опасность вещества – это вероятность возникновения неблагоприятных для здоровья эффектов в реальных условиях производства или применении химических соединений. Классификация веществ по характеру воздействия на организм и общие требования безопасности регламентируются ГОСТ 12.0.003 – 74. Согласно ГОСТ вещества подразделяются на: 1) токсические , вызывающие отравления всего организма или поражающие отдельные системы; 2) раздражающие, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, лёгких, кожных покровов; 3) сенсибилирующие, действующие как аллергены; 4) мутагенные, приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.); 5) канцерогенные, вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, хром, никель, асбест и т.д.); 6) влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы).

Слайд 18

1) острое отравление - при поступлении большого количества вещества (в результате аварии, поломанного оборудования, грубых нарушений требований безопасности труда, при сильном загрязнении кожных покровов, ошибочном приёме внутрь); 2) хронические отравления - возникающие постепенно, при длительном поступлении яда в организм в относительно небольших количествах. При повторном воздействии одного и того же яда может измениться течение отравления, и кроме кумуляции (т.е. накопления массы вредного вещества в о рганизме) может развиться сенсибилизация и привыкание.

Слайд 19

При повторном воздействии одного и того же яда может измениться течение отравления, и кроме кумуляции (т.е. накопления массы вредного вещества в организме) может развиться сенсибилизация и привыкание. Сенсибилизация – это состояние организма, при котором повторное воздействие вещества вызывает больший эффект, чем предыдущие. Привыкание – ослабление эффектов при повторном воздействии. Толерантность – развитие повышенной устойчивости к одним веществам после воздействия других.

Слайд 20

Комбинированное действие вредных веществ на здоровье человека – зависимости от эффектов токсичности: 1) аддитивное действие – это суммарный эффект смеси, равный сумме эффектов действующих компонентов. Это действие характерно для веществ однонаправленного действия, на одни и те же системы организма. 2) потенцированное действие (синергизм) – когда одно вещество усиливает действие другого;Возможно только в случае острого отравления. Эффект комбинированного действия при синергизме выше, чем при аддитивном действии. Количественной оценки нет; 3) антагонистическое действие – эффект комбинированного действия менее ожидаемого. Одно вещество ослабляет действие другого, менее чем аддитивное; 4) независимое действие – комбинированный эффект не отличается от изолированного действия каждого яда в отдельности . Преобладает эффект наиболее токсичного вещества. Возможно комплексное действие, когда яды поступают в организм одновременно, по разным путям (через органы дыхания и ЖКТ, органы дыхания и кожу и т.д.).

Слайд 21

Аттестация рабочих мест по условиям труда Аттестация рабочих мест – обследование, оценка и документальное удостоверение состояния условий и охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает: гигиеническую оценку существующих условий и характера труда; оценку травмобезопасности оборудования, инструментов и приспособлений; оценку документации по охране труда, а также своевременность обучения и инструктажа работников по охране труда; оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективности этих средств. Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться не реже чем раз в пять лет .

Слайд 22

КЛАССИФИКАЦИЯ условий труда по травмобезопасности Оптимальные (класс 1) Допустимые (класс 2 ) Опасные (класс 3) Оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и прави-лам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обуче-ния составлены в соответствии с требо-ваниями, оборудо-вание исправно Повреждения и неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.) Повреждены, неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач, неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по ОТ либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра

Слайд 23

Результаты аттестации Рабочее место может быть аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано. При отнесении условий труда к классу 3 (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием класса вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению условий труда в организации. При отнесении условий труда к классу 4 (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит переоснащению или ликвидации.

Слайд 24

Использование результатов аттестации при планировании и проведении мероприятий по охране и условиям труда; в целях сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; при установлении или отмене ограничений на использование труда отдельных категорий работников; при предоставлении льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда; при решении вопроса о связи заболевания с профессией при возмещении вреда здоровью работника; для ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах; в целях создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Производственное освещение Система естественного и искусственного освещения, которая позволяет работающим нормально осуществлять определенный технологический процесс

Слайд 2

Весь воспринимаемый органом зрения человека предметный мир образуется излучением, сосредоточенным в узкой полосе электромагнитных волн длиной от 380 до 760 нм ,составляющей область видимых лучей. Видимое излучение характеризуют такие величины как Световой поток; Сила света; Освещенность; Яркость.

Слайд 4

Коэффициент пульсации освещенности ( Кп ) Критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока газоразрядных ламп при питании их переменным током, выражается формулой: К п = Е макс. – Е мин. / 2 Е ср . , где Емакс ., Е мин. – максимальное и минимальное значения освещенности за период колебаний(лк), Е ср .- среднее значение освещенности за данный период колебаний (лк).

Слайд 5

Естественное освещение Естественным называется освещение светом неба( прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Естественное освещение бывает : Боковым , при котором освещение помещения естественным светом осуществляется через световые проемы в наружных стенах; Верхним – естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания; Комбинированным – сочетание верхнего и бокового освещения.

Слайд 6

Искусственное освещение Искусственное освещение – освещение , создаваемое искусственными источниками света, т. е. устройствами, предназначенными для превращения какого-либо вида энергии в оптическое излучение. Искусственное освещение может быть двух систем – общее освещение и комбинированное освещение. Общее освещение предназначено для освещения всего помещения и может быть равномерным или локализованным . Общее равномерное освещение создает условия для выполнения работы в любом месте освещаемого пространства. При общем локализованном освещении светильники размещают в соответствии с расположением оборудования, что позволяет создать большую освещенность на рабочих местах. Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно устраивать при работах высокой точности, а также при необходимости создания определенного или изменяемого в процессе работы направления света.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шум и вибрация их влияние на организм человека в условиях производства. Меры профилактики

Слайд 2

В группу вредных производственных физических факторов входят шум и вибрация , возникающие в результате колебаний твердых и упругих тел. Колебания любого твердого тела, жидкости, газа характеризуются амплитудой (величина отклонения отточки своего равновесия), частотой (количество отклонений в единицу времени. 1 Гц — одно отклонение в 1 секунду) и скоростью продвижения колебательной волны в физической или биологической среде (теле). Уровни шума и вибрации

Слайд 3

Вибрация — это периодическое отклонение твердого тела от точки своего равновесия. Если нет постоянного энергетического побудителя, то эти отклонения быстро гаснут. Но в производственных условиях этот побудитель (электроэнергия, трансмиссия и др.) постоянно присутствует и, следовательно, вибрация генерируется постоянно . При контакте человека с этими сотрясающимися объектами его организм включается в общую систему сотрясений. Костная система, нервные структуры, вся сосудистая система являются хорошими проводниками и резонаторами вибрации. Степень чувствительности организма в целом по отношению к этому очень вредному производственному фактору зависит от функционального состояния коры больших полушарий . Работая с вибрирующими механизмами, инструментами (особенно пневматическими), рабочие подвергаются воздействию не только вибрации, но и высокочастотного шума большой интенсивности, что ускоряет и усугубляет развитие и полисимптоматичность вибрационной болезни.

Слайд 4

Вибрация (сотрясение) работающей машины, платформы, инструмента может передаваться на тело человека через нижние конечности, все тело одновременно (сидя), верхние конечности. Благодаря напряжению мышц происходит гашение вибрации. Работа с вибрирующими приборами, аппаратами, как правило, связана с довольно большим напряжением мышц — длительное статическое напряжение, что приводит к резкой анемизации всех тканей (нарушение трофики). Возникающие колебательные движения в тканях приводят к перемещению тканевых структур относительно друг друга, что является мощным раздражителем для воспринимающих рецепторов. Анемизация , смещение тканей, травматизация , действующие на периферические нервы, вызывают сильное раздражение, передающееся в ЦНС, приводит к сильному возбуждению вегетативных центров.Постоянный поток раздражений, идущий с периферии, вызывает изменения в функциональном состоянии не только периферических нервных рецепторов, но и центров спинного и головного мозга. Противовибрационные перчатки

Слайд 5

По месту приложения в организме Вибрации разделяются на: Местную — работа с вибрирующим инструментом (например, пневматическим молотом) Общую , когда вибрация одномоментно действует на весь организм.

Слайд 6

Вибрационная болезнь. Вибрационная болезнь складывается из местных и общих проявлений (симптомов). Одним из ведущих симптомов вибрационной болезни является нарушение периферического кровообращения на уровне прекапиллярного и капиллярного русла. Это нарушение выражается в резком спазме или атонии капилляров, выявляемых при капилляроскопии, что зависит от частотной характеристики вибрации. При низкочастотной — атония , при высокочастотной — спазм . А так как все сотрясения механизмов дают постоянно меняющиеся диапазоны частот, то в поле зрения при капилляроскопии мы увидим и атонию и спазм капилляров. И в том, и в другом случае это неизбежно ведет к нарушению трофики соответствующих зон организма, отдельных органов.

Слайд 7

На фоне нарушения капиллярного кровообращения резко нарушается функция периферической нервной системы. Изменяются все виды чувствительности (тактильная, температурная), развиваются парестезии (покалывания, чувство носков, перчаток, ползание мурашек). Развивается полиневрит с поражением чувствительных волокон. У больных появляются выраженные боли, по-разному сочетающиеся с сосудистыми явлениями (атония — багрово-синюшная кисть, при спазме — резкое побледнение — симптом мертвых пальцев, мертвой кисти). Эти явления могут возникать при действии вибрации, а также во время сна. Возникают изменения со стороны мышц — в мышцах плечевого пояса, предплечья: болезненность при пальпации, уплотненные болезненные тяжи ( миофас-цикулит ).

Слайд 8

Костный аппарат при вибрационной болезни страдает в разной степени в зависимости от характера вибрации и суммы дополнительных неблагоприятных факторов. Если вибрация передается только по кисти, нет большого обратного удара, микротравматизации , то рентгенологические изменения выражаются в неглубоких (близких к функциональным) изменениях мелких костей кисти. Характерным является деформация мелких суставов и деструктивные процессы в крупных суставах. Последние связаны с нарушениями минерального обмена Са и Р. Кальций вымывается из дистальных участков кости. Таким образом, в тяжелых случаях поражаются все элементы опорно-двигательного аппарата: сосуды, нервы, мышцы, связочный аппарат и весь костный скелет.

Слайд 9

Различают 4 стадии вибрационной болезни: Начальная стадия: человек практически здоров, отмечаются отдельные легкие проявления в виде снижения чувствительности, температуры кожи, изменения при капилляроскопии незначительные — выявляется тенденция к спазму. Несколько изменена трофика мышц плечевого пояса. В этой стадии процесс полностью обратим. Стадия II. Стойкие парестезии, значительное снижение температуры кожи, чувствительности всех пальцев кисти. Стойкий спазм капилляров. В мышечной системе — миофасцикулиты.В деятельности ЦНС — астеноневротические реакции. Процесс вполне обратим при полном прекращении работы в условиях вибрации, при симптоматическом лечении. Стадия III — приступы побеления пальцев (симптом "мертвых пальцев"), сменяющиеся парезом капилляров и резкой синюшностью . Могут быть приступы судорог в кистях. Снижение чувствительности по сегментарному типу, что говорит о поражениях в спинном мозге. Нарушается деятельность желез эндокринной системы (гиперфункция щитовидной железы). Изменения стойкие и очень трудно поддаются лечению. Стадия IV . Генерализация сосудистых процессов, нарушение трофики вплоть до некрозов на конечностях. Резкие коронароспазмы , мозговые кризы, головокружение типа синдрома Мельера . Резкие нарушения со стороны вестибулярного аппарата. Обратимость процесса различна: чем больше выражена стадия, тем менее обратим процесс. Противовибрационные стельки

Слайд 10

Современный комплекс профилактических мероприятий по предупреждению развития вибрационной болезни: В процессе работы должны использоваться инструменты и механизмы, оборудованные приспособлениями, гасящими вибрацию или изменяющими ее частотную характеристику. Из диапазона частот в первую очередь необходимо исключить частоты от 35 до 250 Гц, как наиболее опасные. Правильная организация режима работы: а) через каждый час работы — 10-минутный перерыв. Перерыв должен проводится в помещении с температурой не ниже 18°С. Во время перерыва — элементы самомассажа конечностей. б) если в диапазоне частот преобладает высокочастотная вибрация, время работы с генераторами вибрации должно составлять 35% от общей продолжительности рабочего дня. Остальное время — на смежных операциях, не связанных с воздействием вибрации. При низких частотах —45% от продолжительности рабочего дня. Индивидуальные средства защиты: специальная обувь и рукавицы с виброгасящей прокладкой. В зависимости от диапазона частотной характеристики, вида вибрации установлены предельно допустимые уровни виброскорости . В конце каждой рабочей смены общие тепловые процедуры (теплый душ), если нет возможности — местные тепловые ванны с самомассажем . Введение в рацион питания дополнительных количеств (50% от суточной нормы) витамина В1, регулирующего деятельность периферической нервной системы, и витамина С, поддерживающего резистентность сосудистой стенки и, в частности, капилляров. Обязательное облучение рабочих в осенне-зимний и зимне-весенний периоды УФ-излучением (зона А и В в пределах 0,3 до 0,7 биодозы), два цикла облучений по 15 сеансов. Обязательный врачебно-профилактический отбор при приеме на работу (учитывается перечень противопоказаний, определенный приказом Министерства здравоохранения). Обязательные профессиональные ежегодные осмотры с участием невропатолога и ЛОР-специалиста и обязательным проведением капилляроскопии. При обнаружении между двумя профилактическими осмотрами специфических симптомов у рабочего должен быть решен вопрос о его лечении и дальнейшем трудоустройстве.

Слайд 11

Шум — это совокупность звуков различной интенсивности и частоты, беспорядочно сочетающихся и изменяющихся во времени . Звук —механическое колебание упругой среды (воздушной) с частотой от 16 до 20000 Гц. Звуковая волна несет с собой звуковое давление, измеряемое в Ньютонах на м (Н/м ) и звуковую энергию, измеряемую в ваттах на м (Вт/м ). В зависимости от спектра все шумы делят на три класса: а) низкочастотный — до 350 Гц; б) среднечастотный — от 350 до 800 Гц; в) высокочастотный — свыше 800 Гц.

Слайд 12

В условиях производства наиболее часто встречаются шумы в диапазоне от 45 до 11000 Гц. Весь этот спектр разделен на 8 октавных полос ( 1 октава, когда левая частотная характеристика в два раза меньше правой 45-90, 90-180, 180-360 и т. д.). Интенсивность (сила) зависит от количества энергии ( вт /м ), протекающей за единицу времени. Разница в мощности энергии звуков, ощущаемых ухом человека, огромная и выражается величиной в 10 раз большей, чем порог (10 вт /м ). Сила (интенсивность) прирастает логарифму увеличения величины энергии. Увеличение энергии на порядок (10 раз) дает увеличение интенсивности на единицу (последовательно 1,2,3,4 и т. д.) Ухо человека ощущает от порога слышимости до 14 единиц (бел). 1 /10 бела — децибел. Источники шумов

Слайд 13

В зависимости от источника шума последний делится на битовой, уличный и производственный. Независимо от происхождения шум, как правило, — это вредный фактор, Бездействующий на весь организм. Естественно, что бытовой и уличный шумы действуют на человека, но это действие эпизодическое, временное, т. е. ненаправленное. В этих случаях очень трудно выявить какие-то закономерности, установить причастность к развитию специфических процессов. В городских условиях основным источником шума является транспорт и его интенсивность зависит от качества магистралей.

Слайд 14

В производственных условиях действие шума на организм человека определяется многими моментами: а) близость от источника шума; б) длительность воздействия (рабочий день); в) замкнутость рабочего пространства (рабочее помещение); г) интенсивная физическая нагрузка; д ) комплекс других вредных производственных факторов (загрязнение воздушной среды и др.).

Слайд 15

Работая отбойным молотком при обрубке литья, рабочий испытывает на себе шум интенсивностью в120-125 децибел, при этом, как правило, частота колебаний свыше 2000 Гц. Шумовая болезнь , как и вибрационная, — это сложный симптомокомплекс функциональных и органических изменений в организме и было бы неправильно отдавать первенство изменению функции органа слуха. Как в действии всякого вредного производственного фактора следует видеть общее и специфическое воздействие, так и в действии шума это проявляется довольно отчетливо. Общее действие проявляется прежде всего при воздействии на ЦНС , проявляющуюся в резком замедлении всех нервных реакций, сокращении времени активного внимания, снижении работоспособности и качества работы. Даже производственный травматизм на шумных предприятиях выше, чем на бесшумных.

Слайд 16

Особо стоит отметить расстройство функции вегетативной нервной системы. После длительного воздействия шума у рабочих изменяется ритм дыхания и сердечных сокращений. Особенно четко проявляется усиление тонуса ( гипеотонус ) сосудистой системы, что приводит к повышению систолического и диастолического уровня кровяного давления . Изменяется двигательная и секреторная деятельность желудочно-кишечного тракта , гиперсекреция отдельных желез внутренней секреции. К вегетативным расстройствам следует отнести повышение потливости вообще и особенно стоп, кистей. Выявлены некоторые нарушения обмена веществ, особенно липидного. В зависимости от стажа работы (около 5 лет) в крови повышается содержание липидов, резко возрастает уровень холестерина (эндогенная гиперхолистериномия ), что ускоряет развитие атеросклероза и развитие гипертонической болезни. У рабочих шумных предприятий гипертония на 50­60% выше, чем на бесшумных предприятиях. У женщин под воздействием шума гипертоническая реакция проявляется в два раза чаще , чем у мужчин. Основные источники шумов

Слайд 17

Шум как внешний фактор угнетает иммунные реакции организма , снижает защитные функции последнего. Это видно на примере значительно высокой заболеваемости простудными и инфекционными заболеваниями (на 20-50% выше, чем обычно). Специфическое воздействие шума проявляется в существенном расстройстве функции органа слуха. Ухо, как и все органы чувств, способно адаптироваться к шуму и сохранять свою функцию. Адаптация состоит в том, что по мере воздействия шума повышается порог слышимости на 10-15 дБ. После воздействия шума порог слышимости восстанавливается в течение 3-5 мин. Если это время увеличивается, то следует думать об утомлении органа слуха. С повышением интенсивности (80 дБ и более) и частотной характеристики утомляющее действие шума резко возрастает. 90 дБ и выше при любой частоте является резко утомляющим фактором органа слуха.

Слайд 18

Отмечается подавление всех психических функций, особенно памяти. Головная боль, головокружение, расстройство сна — постоянные жалобы лиц, подвергшихся длительному воздействию шума. Следующей формой расстройства функции органа слуха является профессиональная тугоухость — стойкое снижение чувствительности к различным тонам и шепотной речи. На этом этапе легко возникают воспаления среднего и внутреннего уха, что способствует развитию дегенеративных изменений в улитке, в ее нижнем завитке. Постоянный спазм капилляров ведет к атрофии кортиева органа и, следовательно, к профессиональной глухоте. Шумоподавляющие наушники

Слайд 19

Профилактика шумовой болезни должна также проводиться комплексно: 1. Изменение технологии производства, сочетающееся с возможной автоматизацией производства и выведением человека из производственной среды. 2. Применение устройств на механизмах, снижающих интенсивность шума, а также его частотную характеристику. 3. Изоляция одного рабочего места от другого. 4. Правильное устройство фундаментов для шумогенерирующих машин. 5. Все поверхности шумного помещения (стены, потолок и др.) должны быть облицованы звукопоглощающим материалом. 6. Режим работы — через каждый час работы 10-минутный перерыв, который должен проводиться в специально оборудованном помещении, положительно влияющим на эмоциональный статус человека. Температура помещения — не ниже 18°С.

Слайд 20

7. Индивидуальные средства защиты: от самых простых ( беруши ) до устройства шумоизолирующих кабин. 8. На каждом рабочем месте в зависимости от точности выполняемой работы устанавливается предельно допустимый уровень интенсивности шума, а в зависимости от частотной характеристики — октавная полоса. 9. Врачебно-профессиональный отбор рабочих с учетом противопоказаний, указанных в регламентирующих документах. 10. Периодические профессиональные осмотры с участием ЛОР-специалиста , невропатолога и обязательной аудиометрией. Причем следует отметить, что периодические осмотры проводятся в течение первых трех лет через каждые три месяца. После этого срока проводятся один раз в год и даже реже. Лица, у которых порог слышимости повышается на 20 дБ и более, должны быть трудоустроены на работу, не связанную с воздействием шума. 1 1. Санаторно-курортное лечение в условиях теплого, сухого климата.



Предварительный просмотр:

Таблица «Вредные и опасные производственные факторы»

Фактор

Вид

(вредный, опасный)

Воздействие на организм

Меры борьбы, средства зашиты

Пыль

Тусклое освещение

Загазованность

Электрический ток

Кислоты

Токсические выделения

Шум

Движущиеся части оборудования

Вибрация

Повышенная температура помещения

Электродвигатель

Колюще-режущие детали машин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Тесты по дисциплине "Организация услуг питания", тема "Производственные помещения предприятий общественного питания"

Методические разработки содержат проверочные тесты в рамках профессионального модуля ПМ.03 "Обслуживание гостей в процессе проживания"...

Презентация урока на тему: "Производственный травматизм и профессиональные заболевания"

Презентация по дисциплине "Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда" на тему: "Производственный травматизм и профессиональные заболевания". Целью которой является ...

Конспект лекции по теме: " ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ"

К средствам производственной безопасности - относятся устройства, которые предназначены для оповещения или защиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов. Конструкции СПБ р...

План урока на тему "Производственный травматизм"

План урока на тему "Производственный травматизм"...

Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Производственный травматизм"

Лнкция по предмету "Охрана труда"на тему "Производственный травматизм"...