Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике
план-конспект урока по теме

Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике

  1. Понятие информационной экономики.
  2. Критерии информационной экономики.
  3. Источники становления информационной экономики.
  4. Этапы развития информационной экономики.
  5. Перспективы развития информационной экономики с позиции экономической теории.
  6. Стадии становления информационной экономики.

  1. Впервые выражение "информационная экономика" широко прозвучало в 1976 году, когда сотрудник Стэнфордского центра междисциплинарных исследований американский экономист Марк Порат издал работу под этим названием. Год спустя он выпустил многотомный доклад с тем же названием, который в общих чертах обозначил некоторые проблемы, изучаемые данной областью экономической науки.

Однако еще до выхода этих работ и в нашей стране, и за рубежом появились публикации, которые ставили и решали различные проблемы, относящиеся к предмету изучения информационной экономики.

Среди авторов, чьи работы в значительной степени являются источниками информационной экономики как отдельной составной части экономической науки, следует в первую очередь назвать Д.Белла, Ц.Грилихеса, У.Дайзарда, Дж.Мартина, Е.Масуду, Ф.Махлупа, Э.Мэнсфилда, Р.Нельсона, И.Николова, Т.Стоуньера, Э.Тоффлера, Й.Шумпетера, Ж.Эллюля, а в нашей стране — А.И.Анчишкина, Л.Л.Вегера, Л.М.Гатовского, Л.С.Глязера, В.Я.Ельмеева, В.А.Жамина, Г.И.Жильцова, В.В.Зубчанинова, А.С.Консона, Г.А.Лахтина, А.Б.Николаева, С.В.Пирогова, В.А.Трапезникова.

Информационную экономику можно рассматривать как неотъемлемую вспомогательную отрасль, присущую индустриальной экономике и развивающуюся в ее недрах. В процессе своего развития эта отрасль привела к перерождению индустриальной экономики в постиндустриальную. Роль информационной экономики, в развитии общества настолько велика, что этот этап развития экономики стал называться информационным.

Информационная экономика как отдельная учебная дисциплина находится в стадии формирования. Сам термин информационная экономика вошел в широкий научный оборот после публикации в 1998 г. известной монографии Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Это послужила толчком для осмысления роли информации в современном мире и попыток создания стройной экономической теории информационного общества. Однако такая теория до сих пор не создана.

Изменение места информации в системе факторов общественного производства, произошедшее благодаря научно-технической революции, выдвинуло в ряд самостоятельных составных частей современной экономической науки сравнительно молодую и бурно развивающуюся область экономики, изучающую экономические законы, действующие в сфере производства и воспроизводства научно-технической информации, научного знания. Эту область экономической науки называют экономикой информационного производства или, коротко говоря, информационной экономикой.

Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические  и практические выводы и предложения по повышению  эффективности функционирования информационно-электронной сферы.

Предметом экономики информационного производства в самом общем виде являются экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления научно-технической информации, и экономические законы, которым подчиняется развитие этих процессов. Следует подчеркнуть, что информационная экономика изучает не информационный сектор  хозяйства, а экономические законы производства, общественного движения и производительного применения научно-технической информации, в каких бы сферах и секторах экономики ни разворачивались эти процессы. В частности, предметом исследования данной области экономической науки является развитие систем экономических отношений, выступающих общественными формами бытия и движения информационных технологий, существование которых непосредственно связано с наступающим господством информационного технологического способа производства.

  1. Рассматривая определение информационной экономики то, учитывая мнение различных авторов, можно выделить  несколько критериев, с помощью которых можно судить о переходе экономике  информационному типу.

Социально-экономический критерий Оценке подлежит процент населения, занятого в сфере услуг:  -если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;  -если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо четко понимать, что значительная доля "информационности" этих стран обусловлена двумя разнонаправленными процессами. С одной стороны, выносом материальных, часто экологически вредных производств за пределы этих стран, в другие государства мира ("экологический колониализм"). С другой стороны, привлечением на работу в эти страны ученых со всего мира ("приток мозгов").

Технический критерий. Считается, что период информатизации общества по данному критерию должен составлять не менее шести десятилетий (на наш взгляд, этот период можно было бы назвать периодом "социализации" техники).

 Оценке подлежит удельная информационная вооруженность, которая возрастает на десятичный порядок каждые 8-10 лет. При этом ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженностью порядка 10 оп/ сек/ чел, что соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению значения 10 млн. оп/ сек/ чел, что обеспечивает беспроблемное удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

 По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 - 40 гг. XXI века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.

 Также интересно, что один из исследователей Р.Н. Скляренко приводит в своей работе «космический критерий»:  Общее продвижение нашей планеты к информационной стадии своего развития привело к тому, что стало возможным реально наблюдать человечество из космоса, так как уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

 Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не могут быть оценены только по одному из критериев. Более того, не преуменьшая значимости приведенных выше критериев, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса. Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве "общества потребления" в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса.

  1. Если проследить в общих чертах историю становления экономики информационного производства, то можно обнаружить три основных ее теоретических и методологических источника.

Первый из них образуют работы, посвященные изучению системы производительных сил, закономерностям экономического роста в эпоху научно-технической революции и его общесистемным основаниям. Данный источник обогатил информационную экономику исследованием экономического роста с позиций общей теории организации, теории принятия решений, кибернетики, общей теории систем и т.д. Сюда же относятся и первоначальные попытки количественной оценки вклада информационного производства в экономический рост.

Второй источник информационной экономики составляет экономика НИОКР, понимаемая как экономика научных учреждений и подразделений, осуществляющих НИОКР. К этому же источнику относятся работы, рассматривающие макроэкономические и структурные аспекты экономики НИОКР, например, проблемы государственного финансирования НИОКР и стимулирования научных исследований и разработок, воспроизводственные пропорции, определяющие долю фундаментальных и прикладных научных исследований, и т.д. Именно здесь впервые научная информация была рассмотрена как продукт труда соответствующих институциональных образований, предназначенный для потребления другими субъектами хозяйствования, и вследствие этого изучены закономерности общественного движения информации.

Третьим источником информационной экономики выступает экономика ремонта и модернизации оборудования, в практической плоскости поставившая проблему износа и обновления научнотехнической информации. Данный источник оказал, пожалуй, наименее заметное воздействие на формирование экономики информационного производства в ее современных очертаниях, и методологические резервы этого источника остаются пока во многом недооцененными, несмотря на выросшее из него мощное направление — технологический менеджмент. В этом же русле развиваются идеи, составляющие основу экономики технологических сдвигов и технико-экономического макроанализа, рассматриваемых большинством западных экономических доктрин как один из источников эволюционного подхода к изучению социально-экономических систем.

  1. На пути своего становления информационная экономика прошла несколько этапов.

Первый этап, продолжавшийся с середины 50-х до середины 60-х годов, характеризуется первоначальными постановками ряда важных проблем и попытками осознать возможные пути их решения.

Второй этап, завершившийся в начале 70-х годов,— это этап накопления и систематизации данных, касающихся экономики информационного производства. Работы, выходящие в этот период, разрозненны, и в целом исследования в разных направлениях информационной экономики еще слабо связаны друг с другом. В большинстве работ этого этапа явственно ощущается стремление буквально применить существующие экономические категории к изучению информационного производства, однако эти попытки далеко не во всем следует признать удачными. На этом этапе возникают первые, пока еще достаточно механистические, попытки измерения количественных параметров информационного производства (М.Абрамович, М.Браун, Э.Дэнисон, Дж.Кендрик, Д.Сахал, А.Фасфельдидр.)

Третий этап — это этап бурных дискуссий и обсуждений, приходящийся на начало и середину 70-х годов. В это время предпринимаются попытки найти общий язык между представителями разных направлений информационной экономики и привести к общему знаменателю полученные в этой области результаты. В частности, в 1973-1974 годах журналом "Вопросы экономики" была организована дискуссия, в ходе которой обозначились основные позиции по ключевым проблемам информационной экономики (соотношение товарного и нетоварного характера научно-технической информации, объективной основы цены информационных продуктов, особенности общественной формы научного труда), современная постановка и решение которых содержатся в более поздних работах.

Четвертый этап, продолжавшийся с конца 70-х годов по середину 80-х, отмечен процессами углубления высказанных ранее идей, обращения к традициям, связанным с концептуальными позициями различных течений экономической мысли, и формирования научных школ. Некоторое обособление взглядов и подходов, оформившееся в этот период, выразилось в публикации монографий и сборников, посвященных отдельным направлениям информационной экономики. В этот период произошло усиление подходов к производству научно-технической информации как к самостоятельной отрасли хозяйства, поэтому особое место заняли работы, посвященные исследованию экономической эффективности производства информации. Это направление связано с именами В.М.Глушкова, Г.Р. Громова, Ю.М.Каныгина, Р.Н.Лерера, В.Л.Макарова, Л.Э.Миндели, Э.Робертса, Н.Розенберга идругих.

Пятый этап, завершившийся в начале 90-х годов, ознаменовался новым оживлением дискуссий и активизацией научных споров по различным направлениям экономики информационного производства. При этом в центре внимания исследователей оказались в первую очередь вопросы прикладного характера: ценообразование научно-технической информации, ее практическое применение в производственных процессах и связанная с ним инновационная деятельность предприятий, государственное регулирование информационного производства. Возродился интерес к проблемам технологического менеджмента, где наряду с классическим направлением, берущим начало в работах Б.Санто, Б.Твисса, П.Уайта, Р.Фостера, бурно развиваются нетрадиционные подходы (Дж.Грейсон, Й.Пиннингс, П.А.Страссман и др.). В этот период и в отечественной, и в зарубежной литературе широко распространился организационно-институциональный подход к изучению проблем информационной экономики (Ю.М.Арский, Л.С.Бляхман, В.И.Кушлин, В.П. Логинов, Г.Поппель, Б.М.Рудзицкий, Дж.Стиглиц, В.Л.Тамбовцев, Ш.Тацуно, Л.Туроу, П.Хокен).

В данный период усилился также интерес к цикличности экономической динамики, связанной с характером и темпами обновления применяемой в производстве научно-технической информации, к моделированию технико-экономических систем. Это направление, в центре внимания которого оказались технико-экономические проблемы, связано прежде всего с именами Т.Вашко, С.Ю.Глазьева, А.Грублера, Я. ван Дейна, Г.Доси, С.В.Казанцева, А.Клайнкнехта, Д.С.Львова, Э.Манделя, Ч.Маркетти, Г.Менша, С.М.Меньшикова, Н.Накиценовича, И.Николова, Ш.Перес, Ж.Пиатье, Л.Сутэ, Г.Г.Фетисова, К.Фримена, Г.Шмуклера, Ю.В.Яковца.

В начале 90-х годов начался шестой этап развития информационной экономики. Поток публикаций в этой области, характерный для пятого этапа, несколько уменьшился, и наступило время вдумчивого осмысления пройденного пути, углубления постановок уже известных проблем и тщательного анализа возможных вариантов их решения. Значительный вклад в разработку методологических основ теории информационной экономики и ее практических приложений в этот период внесли отечественные ученые, исследовавшие отдельные аспекты воспроизводства научно-технической информации в современных экономических системах: Е.Н.Блиоков, С.В.Валдайцев, Г.Г.Воробьев, А.А.Дынкин, С.А.Дятлов, В.Л.Иноземцев, В.И. Маевский, Т.П.Николаева, В.П.Рассохин, Л.С.Рожнева, А.И.Субетто, Р.И.Цвылев, В.В.Чекмаревидругие.

Несмотря на то, что информационная экономика как наука находится еще в стадии становления, реальности развития современного всемирного хозяйства, выдвигающие на передний план процессы производства и потребления научно-технической информации, вселяют уверенность в том, что в ближайшее десятилетие произойдет окончательное обособление информационной экономики от других экономических наук, ясно обозначатся очертания предмета этой науки, определятся основные черты ее метода и появится ряд монографических исследований, которые по праву смогут претендовать на комплексное осмысление проблем информационной экономики.

Тем самым будут решены важнейшие задачи седьмого этапа развития данной области экономической науки, начавшегося в конце 90-х годов.

Каждая область научного знания, обретая зрелость, становится на путь известной рефлексии, предполагающей обращение к своим методологическим истокам, ревизию основополагающих принципов своего построения и осмысление своего места в системе соответствующей отрасли науки. В данный этап своего развития вступает и экономика информационного производства.

Экономика информационного производства, несмотря на ее достаточно бурное развитие, находится лишь в самом начале своего пути к общественному признанию, к умам и сердцам представителей экономической науки и практики. Этот путь обещает быть трудным и увлекательным, и каждый, кто пожелает проследить за ним, будет вознагражден обилием неожиданных выводов, парадоксов и проблем, которыми полна эта удивительная наука — информационная экономика.

В процессе своего развития эта отрасль привела к перерождению индустриальной экономики в постиндустриальную.

  1. Переход России к новому столетию характеризуется многими экономистами-аналитиками, как начало постепенного преодоления затяжного социально-экономического кризиса. Наметившееся оживление отечественной экономики позволяет с некоторым оптимизмом смотреть в будущее; сотрудники Института экономики РАН, разработавшие концепцию долгосрочной социально-экономической стратегии России, даже назвали свою монографию «Россия - 2015: оптимистический сценарий» [2], Авторы смогли отойти от традиционной схемы научных работ, делавших основной упор на перечисление ошибок, допущенных на начальном этапе перехода к рыночной экономике, они выбрали оптимистический вариант развития, исходя из глобальных тенденций мировой экономики и оценки потенциала России.

В настоящее время особенно важным становится не только определение путей закрепления наметившихся положительных тенденций, но и соотнесение их с современными мирохозяйственными тенденциями. Преобразования в экономике в современном мире основываются на понимании того, что цивилизация вступила в новую информационную эпоху, отсюда становятся актуальными исследования в этом направлении и для России. В научной литературе наряду с термином «информационное общество» употребляются и другие, содержащие идею преемственности историко-экономического прогресса, в основе которого лежит использование знаний, науки, новых технологий. Сущность современной технологической трансформации в ее взаимодействии с экономикой и обществом, по нашему мнению, наиболее полно отражается информационно-технологической парадигмой и, соответственно, термином « информационное общество ». Выход за пределы индустриальной эпохи является ключевым фактором информационализации общества. Категория информации приобрела общенаучное значение, используется в различных отраслях знаний и имеет различные трактовки, но даже в настоящее время очевидным упрощением была бы попытка преодоления предметной особенности определенной области знаний, оперирующей данным термином, и выработка единственного и общепризнанного понятия. Множество интерпретаций можно свести к основным, используемым для различных целей исследования и соответственно трансформируемым. В экономической теории, как правило, основополагающим является широко известное понимание информации К. Шенноном, в соответствии с которым, информация -это сообщение уменьшающее, снимающее неопределенность, причем степень сокращения неопределенности может быть измерена, как для индивидуального события, так и для совокупности событий. На основе этой концепции базируется решение проблемы неопределенности научной информации. Изменение значения информационных процессов, имеющих инновационный характер развития, в середине двадцатого века составили основу информационно-технологической парадигмы. Производство в широком смысле слова претерпело революционные изменения, связанные с совершенствованием известных и появлением новых средств производства, предметов труда, источников энергии и систем управления. Инновации, информация превращаются в важнейший ресурс производства. К сожалению, следует отметить, что внимание информационным ресурсам уделяется только в научной литературе, учебники экономической теории рассматривают традиционные ресурсы, иногда вскользь упоминая инновации и не учитывая реального факта выделения информации в самостоятельный, приоритетный в настоящее время ресурс.

В отличие от научно-технической революции информационная предполагает не только производство информации для воздействия на технологию, но и создание технологий для воздействия на информацию. При этом кардинальные изменения в сфере обработки информации охватывают различные сферы человеческой деятельности, формируя принципиально новые технологические способы производства, обмена и потребления. Производительность и конкурентоспособность экономических субъектов в новых условиях, в первую очередь, зависят от их способности генерировать новые знания и эффективно использовать информацию. В соответствии с этим ускоряются темпы роста информационных потребностей, что, в свою очередь, способствует развитию деятельности в сфере информации.

Информация, став важнейшим ресурсом, в значительной мере модифицирует рыночный механизм, создавая основу общественного раз- вития нового качества.(Ряд свойств информации аналогичен свойствам традиционных ресурсов, что позволяет использовать основные экономические характеристики при анализе информационного производства. В то же время, проникновение элементов информационной системы во все сферы жизнедеятельности человека и ее специфика обусловливают необходимость специального экономического анализа применительно к этой системе в ее взаимодействии с рыночным механизмом. Результатом применения новых информационных технологий является коммерциализация информации, однако это не означает, что информация может распространяться только рыночным путем, кроме того, именно информационные товары можно, прежде всего, рассматривать в связи с экстерналиями. Это в значительной мере обусловлено такими свойствами информации, как неделимость и не уничножимость. Многие виды информации политического, социального, бытового характера по своему статусу являются общественными благами и должны предоставляться бесплатно, доступность такого рода информации обеспечивается государством.

При наличии различных определений информации неоспоримым главным ее свойством остается способность снимать неопределенность. Таким образом, под информацией можно понимать сведения, приобретаемые субъектами с целью снижения уровня неопределенности, формирования представления о процессах и объектах. Сведения становятся информацией в том случае, когда они осознаны потребителем и могут быть ему полезны, когда информация удовлетворяет его потребность в новых знаниях об окружающем мире, полезность информации заключается в расширении альтернатив и увеличении свободы выбора. В качестве экономического ресурса информация ограничена, а ее цена формируется на рынке под воздействием спроса и предложения.

Факторы спроса отражают отношение субъекта к риску, чем меньше он к нему расположен, тем больше готов заплатить за предоставляемую информацию. Такие свойства информации, как новизна, достоверность, полнота, актуальность, креативность, количество покупателей, форма подачи, определяют неценовые факторы спроса. Информация означает передачу сведений, представляя, таким образом, процесс, кроме того, информация подвержена устареванию, сроки которого гораздо более короткие, чем для традиционных продуктов. Потеря новизны исключает возможность пользования информацией, даже если ее материальные носители будут самыми совершенными. Таким образом, фактор времени играет здесь особую роль.

Как правило, в научной литературе авторы обращают внимание на то, что материальные носители информации имеют вторичный характер, и не замечают проблем, связанных с формой подачи информации. Однако в настоящее время конкуренция все более ожесточается, и производители интенсивно используют различные формы подачи информации для увеличения числа потребителей при однозначном или мало отличающемся содержании. Данная тенденция особенно характерна для кино-, видео- и телевизионной продукции.

Информация, перенесенная на какой-либо материальный носитель, отчуждается от непосредственного владельца, и ее дальнейшая судьба может быть неоднозначна. Одна из особенностей информации состоит в том, что ее производство требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование, причем покупатель, приобретая носитель информации, может ее скопировать и, в свою очередь, реализовать, получив значительный доход при минимальных издержках; информация не исчезает при потреблении и может быть неоднократно реализована другим, в том числе незаконным покупателям. Современная эффективная защита информации должна представлять целую систему, основным звеном которой является законодательство. Первый закон о защите информации был принят в США в 1906 году, и после этого значительно активизировался процесс по реализации и дальнейшей разработке политики информационной безопасности, рассматриваемой в качестве элемента национальной безопасности. В России принципиально новым моментом в деле правового обеспечения информации явилось принятие Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ, который впервые официально ввел понятие «конфиденциальной информации» и установил общие правовые требования к организации ее защиты и контроля за осуществлением мероприятий по защите. В России в настоящее время в области информационной безопасности применяется свыше ста законов, однако именно эта сфера деятельности является наиболее уязвимой, и проблемы, связанные с определением прав собственности, растут здесь пропорционально масштабам самой деятельности . По оценкам экспертов даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирование отношений по защите информации и интеллектуальной собственности еще недостаточно эффективно. В процессах по делам хакеров в качестве оправдания озвучивается в различных вариантах тезис о необходимости свободного доступа к информации, и этот род деятельности процветает, прежде всего, благодаря нашим соотечественникам, не говоря уже о более примитивном «пиратстве» на видео рынке, продаже конфиденциальных сведений персоналом, несанкционированном тиражировании различного рода сведений и т.п.

Особенности производства информации затрудняют определение издержек, которые отличаются от традиционных. Попытки разработать теорию издержек, связанных с интеллектуальной деятельностью, до сих пор не дали однозначного, достаточно обоснованного решения, поэтому невозможно реально оценить не только эффективность информационной деятельности, но и ее защиты, при этом существенно усложняется ценообразование информационного рынка.

Как показывает анализ, производители информационных продуктов используют различные ценовые стратегии. Уникальность продукта и стремление увеличить число покупателей обусловливают широкое применение диверсификации цен, а отсутствие аналогов и адресность позволяют говорить об эксклюзивных ценах. Разнообразие применяемых методик ценообразования связано с неоднородностью продуктов интеллектуальной деятельности.

В настоящее время не существует единого представления о структуре информационного рынка. Ф. Махлуп, один из первых исследователей интеллектуальной сферы деятельности, как известно, выделяет пять секторов: образование, научные исследования и разработки, средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги. В. Тамбовцев, исследуя рынок информации, говорит о научно-технической информации, объектах художественной культуры, управленческих данных и сообщениях, бытовой информации, услугах и образовании. Неоднородность классификационных признаков отличает большинство подходов к проблеме структуризации информационного рынка и требует дальнейшей работы в этом направлении.

Возникновение информационного рынка в России совпадает с началом переходного периода. Причем переход к рынку для информационной деятельности, в отличие от других, означал не просто превращение ее продукта в товар, а принципиальные изменения условий, масштабов и результатов производства. Переход к открытому обществу привел к возрастанию требований к информации, которая должна быть полной, актуальной, достоверной и доступной, должна отражать все стороны жизни общества и иметь как деловой, так и потребительский характер. В результате изменения экономической роли государства, роста законотворческой деятельности, приватизации и увеличения хозяйственной самостоятельности экономических субъектов ужесточились требования к достоверности, своевременности и законности экономической, отчетно-статистической информации. С другой стороны, сами хозяйствующие субъекты стали значительно более заинтересованными в финансовой, коммерческой, научно-технической, политической информации; в условиях многократно возросшей неопределенности и рыночной конкуренции информация реально превратилась в жизненно важный ресурс. Предпосылкой развития процессов информатизации послужило резкое возрастание доступности импортных источников техники и программного обеспечения, переход от использования морально устаревших электронно-вычислительных машин к персональным компьютерам и сетям.

На ускоренное развитие информационного рынка значительное влияние оказало превращение деятельности по разработке и внедрению программных технологий в один из самых динамичных видов бизнеса. В настоящее время значительные перспективы открываются в такой области информационной деятельности, как электронные сделки. Если первоначально сектор деловой информации обслуживающий биржевую, банковскую, финансовую деятельность поставлял информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, ценах и т.п., то с конца двадцатого века стала внедряться не только электронная торговля, но и технологии удаленного банковского и биржевого обслуживания. Первые банки, предлагающие серверные возможности Интернета, появились в США в 1995 году. Такие банки, работающие в режиме «on line» могут быть полностью виртуальными и осуществлять операции только в Сети, при этом США уже распространили систему гарантирования вкладов на итернет-банкинг, что говорит о поддержке и заинтересованности в развитии данной деятельности. В России среди 5% банков, работающих в системе Интернет-банкинга, лидируют «Автобанк», «Альфа-банк». Соответствующая система «Автобанка» позволяет: покупать, продавать валюту; оплачивать коммунальные услуги, переводить денежные средства по своим счетам в рублях и валюте; совершать внутри банковские и межбанковские платежи; оплачивать счета провайдеров, операторов сотовой и пейджинговой связи; размещать средства во вклады, пополнять счета пластиковых карт, получать выписки по всем счетам. Инвестиционная компания «Нева-инвест» представляет на российском рынке информационно торговую систему Интернет-трейдинга, основанную на программном продукте QUIK, широко распространенном в других странах, которая обеспечивает удаленный доступ к торгам через Интернет.

Информационный рынок в России развивается быстрыми темпами, однако если учесть наше значительное изначальное отставание, агрессивное давление импортных технологий и продуктов, традиционно приоритетное развитие информационных технологий в других странах, существование мощных транснациональных компаний, то становится очевидным, что без сильной, много аспектной государственной поддержки Россия окажется на задворках мировой цивилизации. Отказ от государственной поддержки научно-инновационной сферы деятельности является горьким опытом непродуманных решений с последствиями, затрагивающими фундаментальные основы стабильного развития государства. В этой связи особое значение приобретает реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 года, а так же соответствующих комплексных программ для крупных регионов и городов, в том числе для Санкт-Петербурга. Программа « Электронная Россия » должна обеспечить формирование нормативно-правовой базы в сфере информационно коммуникационных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам и широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий. Для координации деятельности участников Программы и финансирования, которое будет осуществляться за счет средств государственного, местных бюджетов, Международного банка реконструкции и развития, российских и иностранных инвесторов, работает межведомственная комиссия, а в ее рамках - экспертный совет, состоящий из представителей деловых кругов, высших учебных заведений, научных и профессиональных организаций, заинтересованных органов исполнительной власти. В ходе выполнения Программы формируются методы мониторинга для определения эффективности расходования бюджетных средств в сфере информатизации, эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, а так же нормативной правовой базы, регулирующей это использование. На основе сформированной нормативной базы должны быть осуществлены проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения, таможенного оформления, регистрации и ликвидации юридических лиц, сертификации и лицензирования, представления отчетности, предусмотренной законами об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, поставках продукции по государственным заказам. Совершенствование нормативно-правовой базы позволит, в частности, упростить порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере деятельности и сократить долю теневого рынка. Программой намечается организация системы мониторинга реализации нормативных правовых документов и принятых стандартов с целью своевременного выявления нарушений и снижения административных барьеров в этой сфере, одновременно предусматривается перевод большей части документооборота между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в электронную форму, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, что значительно повысит качество и мобильность управления.

К стратегически программным мероприятиям относится создание системы электронной торговли, в том числе для государственных закупок, с подсистемой информационно-маркетинговых центров и единой базой данных о продукции и услугах , которая через компьютерные сети будет доступна всем гражданам, хозяйствующим субъектам и органам государственной власти. В соответствии с Программой к 2010 году доля информационных и коммуникационных технологий в российской экономике должна составить не менее 2% общего объема рынка. Реализация мероприятий Программы будет способствовать формированию предпосылок для реальной перестройки экономики в соответствии с требованиями новой эпохи.

Информационная экономика, решая свою главную задачу — выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства. Практическое применение знаний информационной экономики, таким образом, всесторонне связано с перспективами развития современного технологического потенциала общества, с авангардными отраслями, обеспечивающими экономический рост и благосостояние населения индустриально развитой страны.

  1. Развитие информационной экономики обусловлено  повышением роли тех видов деятельность, которые связаны с производством информационных продуктов и услуг, а также переносом транзакций в электронный вид.

В целом можно выделить следующие стадии становления информационной экономики, которые можно проанализировать по пяти аспектам: технологическому, экономическому, социальному, пространственному и государственному:

  1. Проникновение  информационных технологий в производство. С точки зрения технологического аспекта, распространяются новые информационные технологии в области оборудования, связи, но нельзя говорить об их преобладании. Доля информационного производства и производства информационных технологий в экономике страны незначительна. Число работников в области работы с информацией незначительно. Географический фактор играет большую роль, так как система коммуникаций еще не развита. Информатизация органов государственной и муниципальной власти носит хаотичный характер, практически все операции не автоматизированы.

На данном этапе необходима активная государственная политика в сфере информационных технологий, поскольку можно остаться на данной позиции на долгое время. Сдерживающими факторами являются отсутствие достаточной инфраструктуры для развития, информационной культуры и образованности населения. Применительно к Российской федерации, находящейся  на данной стадии, можно сказать, что сложившаяся система государственного управления и экономики препятствует становлению информационного общества, так как условия работы предприятий, органов власти таковы, что потребность в информатизации отходит на второй план.

2. Массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем. Информационная инфраструктура уже практически сформирована, упор делается на создание и внедрения стандартных информационных систем. Доля информационного сектора в экономике увеличивается, растет доля затрат на информацию в себестоимости продукции. Число занятых в области работы с информацией растет, все больше потребность в высококвалифицированных кадрах. Система коммуникаций развивается, но хотя происходит некоторое преодоление информационного неравенства, для многих территорий вопросы расстояния по прежнему актуальны. Появляются концепции информатизации органов государственной и муниципальной власти, последние интегрируются во всемирную сеть, появляются типовые концепции информатизации деятельности.

Здесь возникает проблема в кадрах, или дефицит человеческого капитала, так как резко повышается потребность в специалистах в области информационных технологий, и в тоже время снижается нужда в малоквалифицированных работниках. Переобучение и подготовка необходимого персонала занимает довольно длительный промежуток времени, и нехватка последних становится одним из главных сдерживающих факторов развития информационной экономики. Кроме того, возникает угроза еще большей разницы в уровнях информатизации центра и периферии, или возрастания информационного неравенства, особенно, когда речь идет о сельской местности.

 3. Превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями. Большую роль начинаю играть информационные технологии производства информации и знания.  На первое место выходят технологии коммуникаций. Доля информационного сектора в экономике увеличивается, доля затрат на информацию в себестоимости продукции практически сравнивается с остальными статьями затрат. Число занятых, в области работы с информацией превышает 50% от общего числа трудоспособного населения. Вопросы расстояния практически не играют роли, так как подавляющее большинство транзакций происходит в электронном виде. Появляется электронное правительство, типовые информационные системы преобладают в органах власти,  большинство транзакций происходит через сеть.

Проблемой может стать переоценка роли информационных технологий. Необходимо трезво оценивать их роль в жизни общества на данном этапе. Ярким примером может послужить кризис в области индустрии высоких технологий в США, когда в 2000 году в результате перегрева рынка, множество ИТ-компаний разорились, упали продажи программного обеспечения и т.п.

4. Переход к преобладающему производству информации и знаний. Наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания. Информационный сектор начинает преобладать в экономике, продукция становится все более наукоемкой. Число занятых в сфере, связанной с информационным производством становится подавляющим. Большую долю занятых составляют специалисты, работающие на дому. Вопросы расстояния практически не играют роли, так как подавляющее большинство транзакций происходит в электронном виде, практически полностью исчезает информационное неравенство по географическому признаку. Система электронного правительства получает всеобъемлющий характер, практически все транзакции происходят через сеть.

В современном мире к данной стадии развитые страны только приближаются. Она порождает новые проблемы, в частности, вмешательство в личную свободу граждан, Интернет-преступность, возможность  воздействия через новые технологии на огромные массы людей, рост власти государства, корпораций, владеющих монополией на определенные виды информационных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Общие сведения о трансформаторах"

В презентации предоставлена разработка урока по теме " Трансформаторы"...

Методическая разработка открытого урока по теме: Общие сведения о круглопильных станках.

Данная разработка содержит использование компютера, интерактивной доски, плакатов, карточек-заданий, презентация....

«Технология обработки швейных изделий». Контрольная работа по теме: « Общие сведения об одежде и способах ее производства.

В данной работе представлены контрольная работа по " Технологии обработки швейных изделий"...

Презентация к уроку по теме общие сведения о древесно-стружечных плитах 2019 г.

В презентации указаны Общие сведения о древесностружечных плитах (дстп) их классификация и применение...

Презентация к уроку МДК.01.01 " Проектирование зданий и сооружений" по Теме: " Общие сведения о зданиях и сооружениях"

Данный материал преднозначен в помощь преподавателям для проведения открытого урока...