открытый урок по дисциплине «Экономика организации»
методическая разработка на тему

Симонова Екатерина Валерьевна

Изучение темы урока: издержки производства  является актуальной и имеет большое  значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных  параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.r.ek_._otkr_urok_2.docx69.66 КБ
Файл cel_uroka.pptx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казённое образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кунгурский техникум – интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Методическая разработка

открытый урок

дисциплина «Экономика организации»

тема: издержки производства

Преподаватель первой

квалификационной категории

 экономических  дисциплин

Симонова Екатерина Валерьевна

2013


Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)».

Изучение темы урока: издержки производства  является актуальной и имеет большое  значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных  параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Тип занятия – комбинированное, включающее контроль знаний, подготовку к выполнению практической работы и выполнение самой практической работы самостоятельно.

Контроль знаний осуществляется по теме заработная плата,  производительность труда и издержки производства. Статья «заработная плата» - одна из объёмных и значимых расходных статей при формировании себестоимости производимой продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Форма контроля разнообразная: разминка, решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос.

Работа студентов на уроке оценивается по бальной системе на основании условий и критериев оценивания. Для оценивания используются самооанализ, самооценка и оценка участниками урока.

Студент, набравший большее количество баллов становится обладателем счастливой фишки.

После проведения контроля знаний и выполнения практической работы по теме «Издержки производства» должен уметь: 

  1. определять общие издержки производства и себестоимость единицы продукции;
  2. находить  и использовать необходимую экономическую информацию;
  3. определять состав материальных, трудовых и финансовых издержек организации;
  4. начислять заработную плату рабочим-сдельщикам и повременщикам;
  5. рассчитывать общий фонд оплаты труда;
  6. рассчитывать производственную и полную себестоимость реализованной продукции;
  7. определять сумму средств от продаж;
  8. планировать расходы по реализации продукции;
  9. рассчитывать показатели производительности труда.

   студент должен знать:  

  1. сущность организации, как основного звена экономики;
  2. основные методы расчёта показателей производительности труда;
  3.  понятие издержек производства и обращения;
  4. методы калькулирования;
  5. классификацию затрат по признакам;
  6. порядок составления сметы затрат;
  7. формы и системы  оплаты труда;
  8. показатели измерения уровня производительности труда;
  9. понятие предельной производительности туда.

Источниками информации для изучения темы «Финансовое планирование» являются: учебник «Экономика предприятия», Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына, Феникс, 2008г.;  интернет-ресурсы  и другие источники.

План занятия № 32

Предмет: «Экономика организации»

Группа:  Б – 21 – 2011;  

Дата проведения урока:   19.03.13 г.

Тема занятия: издержки производства.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования.                                                             

Задачи урока:

1. Дать понятие калькуляции и калькулирования.

2. Изучить методы калькулирования.

3.  Дать понятие плановых и отчётных показателей по себестоимости продукции.

4. Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности.

     5. Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных  

     статей.

     6. Обозначить порядок расчёта по снижению себестоимости.

7. Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные    возможности при изучении данной темы.

8. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность,  внимательность и самостоятельность.

Время урока 90 минут.

                                         Обеспечение занятия:

Подготовка кабинета: обеспечение студентов рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.

 Наглядные пособия –  электронная презентация по уроку.

Раздаточный материал –  карточки с условиями проведения разминки, карточки с тестовыми заданиями для проведения контроля знаний по теме оплата труда и производительность, карточки с вопросами для проверки уровня усвоения материала по теме издержки производства, практическую работу № 13 по теме издержки производства и калькуляция себестоимости продукции.

Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные места – кабинет № 3

Основная литература – Л.Н.Чечевицына,  Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс,  2008г.

 Дополнительная литература – Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2002., электронный учебник.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

1.Определяющие – Экономика организации.

2. Определяемые – Основы бухгалтерского учёта; АФХД; Аудит; Основы экономической теории;  Право; Статистика; Маркетинг; Финансы, денежное обращение и кредит.

1.Предприятие – основное звено экономики.

2. Ресурсы организации.

3. Планирование на предприятии.

4. Кадры и производительность труда.

5. Формы и системы  оплаты труда.

6. Продукция предприятия.

7. Издержки производства и обращения.

8. Калькуляция и калькулирование.

9.  Прибыль и рентабельность.

           

Ход занятия (структура, содержание)

  1. Оргмомент – приветствие студентов  (1-3 мин.)
  2.  Постановка  цели и  задач  преподавателем и студентами (1-2 мин.), слайды 1,2.
  3. Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с конспектами  (2 мин.)                                                                            Методы контроля: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (10 мин.)
  4. Формирование знаний, умений, навыков:

Методы:  разминка, беседа, самостоятельная работа,  индивидуальная  работа, практическая работа.

Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.

Действия студентов

Действия преподавателя

1 этап -  разминка:

   активизация  для работы на уроке – студенты прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие  в разминке.

2 этап -  контроль знаний:

   прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задание (7 вариантов) по теме заработная плата и производитель-ность труда.

   Карточки красного цвета для успешных и сильных студентов;

синего – со средней степенью усвоения материала;

зелёного – медленное усвоение материала и выполнение задания.

3 этап – закрепление и контроль знаний:

   прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, получают карточки с вопросами, готовятся к ответу

устно отвечают на вопросы по теме издержки и калькулирование себестоимости продукции (каждый конкретно на свой вопрос). Задают вопросы друг другу, дополняют ответы, оценивают ответы товарищей и проводят самоанализ и самооценку по 5-и бальной системе.

   

Просматривают слайды с правиль-ными ответами (слайды).

Заслушивают общие результаты работы на уроке и оценки.

Студент, набравший большее количество баллов по всем выполненным заданиям получает «счастливую фишку».

4 этап – выполнение практической работы:

   получают практическую работу, изучают условия и порядок выполне-ния работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить  расчёты. Работу выполняют самостоятельно.

   

 

 Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.

   

1 этап -  разминка:    (5 мин.)

   преподаватель даёт объяснение по проведению разминки, даёт команду начинать работу, следит за ходом разминки, баллы по ходу разминки учитывает один из присутствующих на уроке преподавателей в специальной оценочной карточке, преподаватель по итогам 1 этапа подводит итоги (общее количество баллов за разминку), слайд 4.  

           

2 этап -  контроль знаний:  (10мин.)

   преподаватель раздаёт карточки с тестовыми заданиями, учитывая возможности и успешность студентов, объясняет порядок и условия выполнения заданий. Во время выполнения студентами тестовых индивидуальных заданий, преподаватель заносит в электронный вариант карточки итоги разминки (слайд 4). Присутствующим на уроке преподавателям раздаются ключи для проверки выполнения студентами тестовых заданий.

3 этап – закрепление и контроль знаний:  (слайд 5)                  (25 мин.)

   преподаватель предлагает студентам вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время 3 – 5 мин. для подготовки.

   Во время подготовки студентов, преподаватель выставляет в электронный вариант оценочной карточки количество баллов  каждому студенту по итогам 2 этапа.

   Заслушивает устные ответы студентов каждого по своему вопросу, дополнения и замечания других студентов. Анализ,  самоанализ и оценку ответов студенты проводят после всех выступлений.

Преподаватель показывает слайды с правильными ответами (слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12) и выставляет баллы за устный ответ, данные заносит в электронный вариант оценочной  карточки.

   Подводит итоги работы студентов по 3-м этапам, выставляет оценки на основании критериев оценивания (слайд13). Вручает специальный приз «счастливая фишка» студенту,  набравшему большее количество баллов   (3 мин.)

 4 этап – выполнение практической работы:                 (40 мин.)

   преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения студентами, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного студента для осуществления контроля над  выполнением  работы.

   Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод   (3 – 5 мин.)

5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении самостоятельной работы.

6.Домашнее задание:  Л.Н.Чечевицына,  Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс,  2008г. Стр. 242, составить таблицу по номенклатуре калькуляционных статей. Стр. 236 – 244, прочитать, закончить составление опорного конспекта, начатого на уроке. Подготовиться к выполнению практической работы № 13.                                                                                                  

Возможны  корректировки по ходу занятия:    

Условия проведения и оценивания разминки

Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.

Условия и порядок проведения разминки:

Участие принимают все студенты. Вначале проведения устанавливается связь экономики с другими дисциплинами. Первое слово или ключевое выражение называет любой из студентов (либо студента определяет преподаватель, возможны различные варианты), затем выстраивается словестная цепочка в зависимости от конкретной цели и задания. Проводятся алфавитные, тематические и другие виды такой разминки, с каждым уроком можно усложнять задания.

        На данном уроке, вырабатывая внимательность, цепочку слов и изречений выстраиваем со второй буквы названного предыдущим студентом слова, учитывая знания студентов по тем дисциплинам, которые связаны с экономикой. Студент, который затрудняется назвать слово или выражение , говорит «дальше» и ждёт следующей очереди.

Пример: дискриминация – ипотека – прибыль – рентабельность – единство -

Время проведения разминки 3 – 5 минут.

Критерии оценивания:

Оценивание могут производить преподаватель, любой из студентов этой или паралельной группы.

Каждое названное студентом слово оценивается одним баллом, за пропущенное слово штрафные баллы не выставляются, просто студент получает 0 баллов.

Учёт количества баллов ведётся в оценочной карточке и в итоге выставляется каждому студенту заработанное им количество баллов по итогам проведения разминки.

Тест № 1

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работодателя зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в) важный стимул для деятельности;

г)        подходят все варианты ответов.

2.Общий тарифный фонд оплаты труда равен сумме:

а) тарифного фонда и выплат, доплат и премий;

б) основной и дополнительной зарплаты;

в) прямого фонда и дополнительной заработной платы;

г) только прямого фонда зарплаты.

3. Производительность труда - это:

        а) организация оплаты труда;

        б) мера затрат труда;

        в) показатель эффективности и результативности труда;

        г) затраты материального производства.

4. Издержки производства – это:

        а) совокупность всех фактических  расходов, связанных с производством продукции;

        б) затраты на производство и реализацию продукции;

        в) затраты, связанные с реализацией продукции;

        г) нет верных ответов.

5. Выполнить практическое задание:

определить среднюю заработную плату работников за один час работы по бригаде при условии, что общая сумма зарплаты составила 178 926 рублей и фактическое время работы – 1260часов.

Тест № 2

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работника зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в)         важный стимул для деятельности;

г) подходят все варианты ответов.

2.Тарифная система включает в себя:  

а)        тарифную сетку и тарифную ставку;

б)        тарифные коэффициенты и надбавки;

в)        тарифно - квалификационные справочники и районные коэффициенты;

г)        подходят все варианты ответов.

3. Натуральный метод измерения производительности труда:

        а) наиболее простой, исчисляется в натуральном выражении;

        б) исчисляется в денежном  выражении;

        в) применяется при производстве широкого ассортимента продукции;

        г) нет верных вариантов ответа.

4. Издержки обращения – это:

        а) производственные затраты;

        б) затраты, связанные с реализацией продукции;

        в) затраты на единицу произведённой продукции;

        г) общая сумма всех затрат.

5. Выполнить практическое задание:

рассчитать зарплату работника, если часовая тарифная ставка 150 руб., в течение месяца отработано 140 часов, а размер премии по условиям договора – 30% к основной зарплате.

 

Тест № 3

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

  1. С точки зрения управления мотивация рассматривается:

а) как метод управления;

б) как управление социальной сферой;

в) как процесс формирования у работников мотивов к деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта;

г)        недостаточно информации.

2. Номинальная заработная плата – это:

        а) сумма денег, получаемая работником за свой труд;

        б) начисленная зарплата за выполненную работу;

        в) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;

        г) подходят все варианты ответов.

3. Стоимостной метод измерения производительности туда применяется:

        а) при выпуске разнородной продукции;

        б) при измерении производительности труда в отраслевом разрезе;

        в) очень редко;

        г) подходят варианты ответов а) и б).

4. Себестоимость единицы продукции – это:

        а) общая сумма производственных затрат;

        б) размер затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции;

        в) полная себестоимость продукции;

        г) трудозатраты на единицу продукции.

5. Выполнить практическое задание: оклад бухгалтера 12 000 руб. в месяц, в данном месяце он брал 4 дня за свой счёт, общее количество рабочих дней в месяце – 22. Определить заработок бухгалтера за месяц.

Тест № 4

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.  Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:

а)        воспроизводственную, мотивационную, учётную;

б)        учётную, регулирующую, мотивационную;

в)        воспроизводственную и психологическую;

г)        стимулирующую.

2. Аккордная сдельная зарплата предусматривает оплату:

        а) каждой отдельной операции;

        б) при повременной оплате труда;

        в) всего объёма работ;

        г) недостаточно информации.

3.   Выработка, как показатель производительности, труда характеризует:

        а) количество продукции, произведённой в единицу времени;

        б) затраты труда на единицу продукции;

        в) общие затраты труда;

        г) общее количество произведённой продукции.

4. По роли в процессе производства затраты делятся на:

        а) постоянные и переменные;

        б) основные и накладные;

        в) явные и неявные;

        г) простые и комплексные.

5. Выполнить практическое задание: приведены исходные данные:

Категория работника

Норма выработки

Фактическое выполнение

Расценка за ед. работы (руб. коп.)

Сумма основной зарплаты

(руб. коп.)

Сумма премии 20% за выполнение задания

(руб. коп.)

Общая сумма зарплаты

(руб. коп.)

Крановщик

20 тонн

24 тонны

56.00

?

?

?

Определить сумму заработка крановщика  за день.

Тест № 5

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Организация зарплаты включает:

а) формирование фонда оплаты труда;

б) разработку тарифной системы;

в)         определение формы оплаты труда и установление обоснованных норм труда;

г)         подходят все варианты ответов.

2. Индивидуальная сдельная оплата применяется на тех работах, где:

        а) учитывается точное время выполнения работы;

        б) труд работника подлежит точному учёту;

        в) учитывается количество выпущенной продукции;

г) подходят варианты ответов б) и в).

3. Трудоёмкость, как показатель производительности труда, характеризует:

        а) затраты рабочего времени на производство единицы продукции;  

        б) общие затраты труда;

        в) количество продукции, произведённой в единицу времени;

        г) общее количество произведённой продукции.

4. Постоянные затраты:

        а) изменяются с изменением объёма выпуска продукции;

        б) практически не изменяются на объём выпуска продукции с изменением объёма;

        в) к ним относятся: сырьё, материалы, топливо, энергия;

        г) другое.

5. Выполнить практическое задание: бригада произвела 420 изделий. Предусмотрена прогрессивная оплата труда: расценка за одно изделие 350 руб. при производстве 200 изделий. За изделия, произведённые свыше 200, предусмотрена расценка по 400 руб. за одно изделие.

Определить сумму зарплаты по бригаде.

Тест № 6

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Перечень профессий, специальностей рабочих по видам работ, а также квалификаций этих работ характеризует:

а) тарифная сетка;

б) тарифно - квалификационный справочник;

в) тарифная ставка;

г)        тарифная система.

2. Сдельную зарплату целесообразно применять, где возможно:

а) нормирование труда;

б) учёт индивидуального вклада;

в) учёт коллективного вклада;

г) подходят все варианты ответов.

3. Факторы повышения производительности труда:

        а) повышение технического уровня производства;

        б) совершенствование организации производства и труда;

        в) изменение структуры и объёма производства;

        г) все ответы верны.

4. Под структурой себестоимости продукции  понимают:

        а) удельный вес различных элементов затрат на производство продукции;

        б) перечень всех статей затрат на производство продукции;

        в) общую сумму затрат на производство продукции;

        г) калькулирование себестоимости продукции.

5. Выполнить практическое задание: определить общую сумму заработной платы, если работниками хлебокомбината произведено 824 тонны условной продукции в пересчёте на ржаной хлеб, а коллективная расценка равна 148 руб. за единицу условной продукции. По условиям договора предусмотрено премирование в размере 20%  и дополнительная оплата в размере 30% к сумме основной зарплаты.  

Тест № 7

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:

а) воспроизводственную, мотивационную, учётную;

б)         учётную, регулирующую, мотивационную;

в)         воспроизводственную и психологическую;

г)         стимулирующую.

  1. Политику предприятия в области оплаты труда определяют факторы:

а) финансовое положение, определяемое результатами хозяйственной деятельности;

б)         уровень безработицы, финансовое положение фирмы, уровень государственного регулирования вопросов заработной платы;

в)         формирование фонда оплаты труда;

г) уровень зарплаты, выплачиваемой конкурентами.

3. Под  резервами роста производительности труда понимаются:

        а) неиспользованные возможности экономии затрат труда;

        б) более эффективное использование рабочей силы и техники;

        в) рациональное использование всех видов ресурсов;

        г) подходят варианты ответов а), б), в).

4. Порядок составления сметы затрат на производство и реализацию продукции в организации:

        а) порядок составления сметы затрат не установлен;

        б) по усмотрению организации;

        в) определение сметы затрат вспомогательных цехов, расходов по обслуживанию и управлению производством, затем по основному производству;

        г) другие варианты.

5. Выполнить практическое задание: рассчитать плановый фонд оплаты труда по швейному цеху, если предусмотрено: норма времени – 840 часов, расценка за час работы – 124 руб. 50 коп., размер доплаты 30% к основной зарплате, уральский коэффициент 15% к основной и дополнительной оплате, сумма премии 12 000руб., резерв отпусков 6,8%.


Ключи к тестовым заданиям

Тест № 1

1

2

3

4

5

б

а

в

а

142.00

Тест № 2

1

2

3

4

5

а

г

а

б

27 300

Тест № 3

1

2

3

4

5

в

а

г

б

9818.10

Тест № 4

1

2

3

4

5

а

в

а

б

1612.80

Тест № 5

1

2

3

4

5

г

г

а

б

158 000

Тест № 6

1

2

3

4

5

б

г

г

а

182 928

Тест № 7

1

2

3

4

5

а

б

г

в

179 794.70


Инструкция для выполнения тестовых заданий

по дисциплине  «Экономика организации »

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

На выполнение теста даётся 10 минут.

Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.

Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса,  на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком.

Пятое  задание практическое,  нужно записать решение и выделить правильный результат решения.

Задание выполнять в том порядке, в котором они  даны.

Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.

Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов.

Работа выполняется на листе с выданным заданием.

Условия и критерии оценивания:

Каждый правильный ответ из 4-х заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:

        правильное решение – 5 баллов;

        описка или несущественная ошибка в решении – 3 балла;

        решение выполнено, но допущена ошибка – 2 балла;

        задание не выполнено – 0 баллов

подсчитывается общее  количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.


Вопросы для устного ответа

Тема: издержки производства и обращения

Вопрос первый

Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).

Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?

               б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?

Ответ:

Вопрос второй

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.

Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?

Ответ:


Вопрос третий

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения,  регулируются законодательством практически во всех странах.

Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?

Ответ:

Вопрос четвёртый

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ:


Вопрос пятый

По связи с объёмом выпуска продукции затраты делятся на постоянные и переменные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ:

Вопрос шестой

В основе калькуляции готовой продукции лежит классификация по статьям расхода.

Вопрос: дайте понятие калькуляции и калькулирования и приведите примеры.

Ответ:


Вопрос седьмой

При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы, основным из которых является метод прямого счёта.

Вопрос: дайте понятие метода калькулирования и характеристику метода прямого счёта.

Ответ:


Ответы на вопросы

Тема: издержки производства и обращения

Вопрос первый

Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).

Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?

               б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?

Ответ: а) затраты отражают совокупность фактических расходов на осуществление производственной деятельности в течение определённого периода;

        б) субъекты, осуществляющие снабженческую, сбытовую и торговую деятельность определяют издержки обращения, т.е. – это расходы, связанные с реализацией продукции.

Вопрос второй

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.

Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?

Ответ: себестоимость отражает величину текущих затрат, а полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость реализованной продукции и расходы, связанные с её реализацией.

Вопрос третий

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения,  регулируются законодательством практически во всех странах.

Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?

Ответ: это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т. е. удельный вес различных элементов затрат в процентах на производство продукции.

Вопрос четвёртый

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ: прямые затраты – непосредственно связаны с производством отдельного вида продукта и могут быть непосредственно учтены в себестоимости данного вида продукта; косвенные – связаны с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому либо признаку, который должен быть отражён в учётной политике предприятия.

Вопрос пятый

По связи с объёмом выпуска продукции затраты делятся на постоянные и переменные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ: постоянные затраты практически не изменяются на весь объём выпуска продукции, пропорционально изменению объёма выпуска, но изменяются на единицу продукции;

переменные затраты изменяются на весь выпуск продукции пропорционально изменению объёма выпуска, могут не изменяться на единицу продукции.

 

Вопрос шестой

В основе калькуляции готовой продукции лежит классификация по статьям расхода.

Вопрос: дайте понятие калькуляции и калькулирования и приведите примеры.

Ответ: калькуляция – это определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции по видам затрат;

калькулирование – это система расчётов, с помощью которых определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг).


Вопрос седьмой

При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы, основным из которых является метод прямого счёта.

Вопрос: дайте понятие метода калькулирования и характеристику метода прямого счёта.

Ответ: метод калькулирования – это совокупность приёмов и способов исчисления себестоимости;

Метод прямого счёта – основной на предприятии, определяется путём деления общей себестоимости продукции на количество произведённой продукции.

Критерии оценивания:

Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе


Оценочная карточка

(количество баллов)

№ п/п

Фамилия, имя студента

Разминка

Тестовое задание

Устные ответы

Общее количество баллов

Оценка

1

Гайфутдинов Руслан

2

Еговцев Александр

3

Макаров Дмитрий

4

Макаров Иван

5

Серебров Пётр

6

Хажиев Азамат

7

Хлопина Елизавета

Студенту, набравшему по итогам урока наибольшее количество балов, вручается специальный приз «Счастливая фишка».


ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат»

Минтруда России

       Инструкционная карта для выполнения практической работы

                      по дисциплине «Экономика организации»

                                Практическая работа № 13                                          Тема: издержки производства.

Цель: приобретение практических навыков и опыта калькулирования себестоимости продукции.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт издержек производства и калькуляция себестоимости единицы продукции по сельскохозяйственному предприятию.                                                                                                          

Задание 2 – расчёт полной себестоимости и суммы прибыли.

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие издержек производства и обращения.

2. Структура себестоимости.

3. Понятие сметы затрат на производство, составляющие её элементы.

4. Статьи расхода, их характеристика.

5. Постоянные и переменные затраты.

6. Понятие калькуляции и калькулирования. Метод калькулирования.

Задание 1. В таблице приведены данные по сельскохозяйственному предприятию по количеству произведённой продукции  и выполненным объёмам работ и производственным затратам по статьям затрат (тыс. руб.):

Виды про-дук-ции, работ, услуг

Ко-ли-чест-во

Статьи производственных затрат

Все-го зат-рат

Се-бе-стои-мость еди-ницы про-дук-ции (руб. коп.)

зар-пла-та

сырьё и ма-тери-алы

эл. энер-гия

со-дер-жа-ние ос-нов-ных сред-ств

ОПР и ОХР

ра- боты и ус-луги

про-чие

Зерно-вые куль-туры

420 тонн

410

820

24

70

12

16

8

Струк-тура затрат

%

100

*

Карто-фель

300 тонн

440

900

18

122

10

32

10

Струк-тура затрат

%

100

*

Сено

1500 тонн

906

1 400

320

1 102

18

11

4

Струк-тура затрат

%

100

*

Моло-ко

2200 тонн

13 200

21 077

476

4 800

28

37

19

Струк-тура затрат

%

100

*

Услуги тракто-ров

25 тыс. эт. га.

1690

2030

84

420

15

8

11

Струк-тура затрат

%

100

*

Услуги авто-машин

200 тыс. т/км.

340

600

113

94

7

6

6

Струк-тура затрат

%

100

*

Итого

*

*

Струк-тура затрат

%

100

*

Определить:

1. Общую сумму затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

2. Себестоимость единицы каждого вида продукции, работ и услуг.

3. Структуру затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

4. Общую сумму по статьям затрат и структуру затрат в целом по

предприятию.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание 2. Ниже приведены данные объёмов продажи сельскохозяйствен-ной  продукции, цены и себестоимость за единицу продукции:  

Показатели

Зерно

Овощи

Картофель

Молоко

Мясо

Итого

Продано (тонн)

520

110

400

2 200

280

*

Цена за одну тонну (руб.)

4 200

12 400

6 450

12 040

170 000

*

Сумма выручки (тыс. руб.)

Структура товарной продукции   (%)

100

Себестои-мость еди-ницы про-дукции (руб.)

3 700

11 020

4 950

9 960

240 000

*

Себестои-мость всей реализован-ной про-дукции (тыс. руб.)

Расходы по реализации

26

32

48

112

80

Полная се-бестоимость реализованной продукции (тыс. руб.)

Прибыль (+), убыток (-) (тыс. руб.)

Определить: финансовый результат от реализации продукции.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель урока изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования .

Слайд 2

Задачи урока 1. Дать понятие калькуляции и калькулирования. 2. Изучить методы калькулирования . 3 . Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности. 4 . Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных статей . 5 . Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы. 6 . Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.

Слайд 3

Первый этап - разминка Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке; пополняется словарный запас; повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений; устанавливается междисциплинарная связь . Пример: дискриминация – ипотека – прибыль – рентабельность – и т. д.

Слайд 4

Второй этап – контроль знаний Решение тестовых заданий по теме: кадры, оплата труда и производительность. Вариантов 7, различной степени сложности, из них 1 – красного цвета; 4 – синего цвета; 2 – зелёного цвета.

Слайд 5

Третий этап – контроль и закрепление знаний Устные ответы на вопросы по теме: издержки производства и обращения, смета затрат и калькуляция себестоимости продукции. Каждым студентом вытягивается один вопрос для устного ответа. Ответы оцениваются товарищами по пятибальной системе.

Слайд 6

Вопрос первый а ) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)? б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)? Ответ: а ) затраты отражают совокупность фактических расходов на осуществление производственной деятельности в течение определённого периода; б ) субъекты, осуществляющие снабженческую, сбытовую и торговую деятельность определяют издержки обращения, т.е. – это расходы, связанные с реализацией продукции.

Слайд 7

Вопрос второй что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)? ответ: себестоимость отражает величину текущих затрат, а полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость реализованной продукции и расходы, связанные с её реализацией.

Слайд 8

Вопрос третий что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры )? Ответ: это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т. е. удельный вес различных элементов затрат в процентах на производство продукции.

Слайд 9

Вопрос четвёртый дайте характеристику прямых и косвенных затрат (примеры ). Ответ: прямые затраты – непосредственно связаны с производством отдельного вида продукта и могут быть непосредственно учтены в себестоимости данного вида продукта; косвенные – связаны с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому либо признаку, который должен быть отражён в учётной политике предприятия.

Слайд 10

Вопрос пятый дайте характеристику постоянных и переменных затрат (примеры). Ответ: постоянные затраты практически не изменяются на весь объём выпуска продукции, пропорционально изменению объёма выпуска, но изменяются на единицу продукции; переменные затраты изменяются на весь выпуск продукции пропорционально изменению объёма выпуска, могут не изменяться на единицу продукции.

Слайд 11

Вопрос шестой дайте понятие калькуляции и калькулирования и приведите примеры. Ответ: калькуляция – это определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции по видам затрат; калькулирование – это система расчётов, с помощью которых определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг).

Слайд 12

Вопрос седьмой дайте понятие метода калькулирования и характеристику метода прямого счёта, приведите примеры. Ответ: метод калькулирования – это совокупность приёмов и способов исчисления себестоимости; Метод прямого счёта – основной на предприятии, определяется путём деления общей себестоимости продукции на количество произведённой продукции.

Слайд 13

Оценочная карточка № п/п Фамилия, имя студента Разминка Тестовое задание Устные ответы Общее количество баллов Оценка 1 Гайфутдинов Руслан 2 Еговцев Александр 3 Макаров Дмитрий 4 Макаров Иван 5 Серебров Пётр 6 Хажиев Азамат 7 Хлопина Елизавета

Слайд 14

Заключение и выводы по уроку (заполняется на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"

методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...

открытый урок по дисциплине "Экономика организации"

В методической разработке используется активный метод обучения - деловая игра. Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалис...

Конспект открытого урока по дисциплине « Экономика». Тема "Понятие инфляции"

Тема "Понятие инфляции"  актуальна как для общества, так и  для каждого отдельного человека, так как знание и понимание экономических процессов, таких как инфляция способствуе...

Открытый урок по предмету "Экономика организаций"

Цели урока: сформировать умения анализировать актуальную экономическую информацию по денежной и налоговой системе России, развивать у обучающихся устойчивый познавательный интерес через разнообразные ...