ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
статья по теме

Гулюкина Виктория Владиславовна

Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rabota_2013_statya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

 Гулюкина В.В.

Калужский колледж информационных технологий и управления, г. Калуга

        

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов образования обязывает образовательное учреждение «обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы», что возможно осуществить в процессе применения индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное понимание каждого студента, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по общеобразовательным учебным программам и факультативам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития интересов каждого студента [2].

Одной из форм осуществления индивидуального подхода является дифференцированное обучение.

Дифференцированный подход в обучении понимается как дидактическое положение, предполагающее деление студентов на группы, например, по интересам, успеваемости и т.д. [6].

В настоящее время к числу наиболее распространенных форм дифференциации обучения студентов исследователи относят:

  • альтернативные предметы по выбору студентов;
  • факультативные занятия;
  • группы с углубленным изучением ряда предметов по выбору студентов.

Существует определенная система форм дифференцированного обучения студентов. Мы полагаем, что одной из наиболее приемлемых форм дифференциации является проектная деятельность.

Основоположником метода проектной деятельности считается Джон Дьюи. В работах Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и других раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным возможностям исполнителей. Цель проекта - выяснить качество общетрудовых и специальных умений студентов, способность их к закреплению и обогащению, развитию творческого начала личности.

Основной целью проектов является развитие творческой, активно действующей личности и формирование системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений студентов [3].

В системе проектной деятельности для обучающихся важно разработать такое содержание, определить такие формы и методы включения студентов и эту деятельность, чтобы развить черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить навыками проектирования и конструирования, необходимыми техническими знаниями и умениями.

 Студенты должны самостоятельно находить интересное решение проблем (научных, исследовательских, конструкторских и т.д.), а не только оперировать готовыми образцами и объектами.

По мнению С.А. Прохорова проект предусматривает [5]:

  • объяснение сути проектного метода - введение расширительного понятия «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических и других его видах;
  • представление вариантов выполненных проектов - знакомство с содержанием и объемом проекта;
  • выбор возможных тем проектов (не менее 5-7 тем);
  • ознакомление с процедурой выполнения проектов - этапы, работа в группе и дома, выполнение проектов малыми группами;
  • ознакомление с процедурой оценивания проектов - публичная защита, критерии оценивания.

 При работе над проектами можно выделить следующие этапы [1]:

  • Выбор темы проекта и формулировка проблемы.
  • Исследование идей.
  • Генерирование идей.
  • Отбор идей. Проведение исследования.
  • Разработка технического или технологического решения.
  • Планирование.
  • Реализация.
  • Испытания.
  • Оценка проекта.

Проблематика проектов довольно широка: начиная с более знакомых областей - дом, учебное заведение, отдых и, кончая менее знакомыми, экономика, бизнес, индустрия. Результатами проектов могут быть полезные объекты, система, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

Одной из разновидностей проектов является творческий проект.

Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание подростками, молодыми людьми нравственной ценности трудового начала в жизни. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда [4].

Творческий проект - это учебно-трудовые задания, активизирующие деятельность студентов, в результате которой ими создается продукт или услуга, обладающие субъективной, а иногда и объективной новизной.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел студент в течение года, в этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретный объект (проект). Проект должен содержать в себе комплекс знаний и умений по пройденным темам.

Безусловно, проектирование это в большей степени самостоятельная деятельность студента в сочетании с управлением ею со стороны преподавателя. Выделим несколько стимулов, влияющих на самостоятельную деятельность студентов:

  • многообразие форм самостоятельной работы;
  • овладение новыми способами деятельности;
  • проблемность;
  • элементы исследования;
  • творческие работы;
  • практические работы.

В своей профессиональной деятельности я использую метод проектов при изучении дисциплины «Маркетинг», по таким, темам как: «Методы маркетинга», «Реклама», «Маркетинговые исследования рынка. Маркетинговая информация».

В ходе изучения этой дисциплины студентам предлагается провести маркетинговое исследование на предложенные или интересующие их темы (за месяц до защиты проектов).

Параллельно, в ходе проведения практических занятий проводилось консультирование студентов по проектам.

В ходе подготовки к занятиям выбраны группы студентов со средними способностями, они были подразделены на 3 подгруппы, с использованием внутренней формы дифференциации.

Каждой подгруппе было предложено ознакомиться с основными этапами организации проектной деятельности:

  1. определение темы и цели;
  2. анализ проблемы, постановка задач, изучение рекомендаций;
  3. выбор оптимального решения проектной работы;
  4. консультации;
  5. практическое выполнение проектного задания;
  6. заключительный этап - защита проекта;

Для работы по данному направлению были разработаны пять занятий, в четырех из них использовался метод модульного обучения, что позволило сократить время на изучение материала и увеличить индивидуальную и групповую исследовательскую работу с подгруппами.

Нужно заметить, что группа № 3 - самая сильная, у нее:

  • возможности и самостоятельность — высокие;
  • скорость усвоения материала - оптимальная;

-        решение задач и упражнений дается легко; что группа № 1 - средняя, у нее:

  • учебные возможности - высокие;
  • знания прочные;
  • обладают меньшим потенциалом
  • чем ученики 3-й группы;

-        работоспособность ниже, чем у вышестоящих; что группа № 2 — слабая, у нее:

  • учебные способности и возможности средние;
  • учебная работоспособность у некоторых из них низкая;
  • целеустремленности практически нет, ее деятельность необходимо направлять;
  • нуждается в помощи педагога.

В процессе исследования проведено анкетирование респондентов для выявления их отношения к различным видам рекламы, проведен анализ анкет и составлены графики и диаграммы, а также составлены отчеты групп к защите проектов.

На всех этапах преподаватель - это независимый консультант, и по мере продвижения проекта удельный вес участия преподавателя в работе студентов уменьшается, а доля самостоятельности увеличивается. При этом разнообразие видов консультирования зависит от этапов работы и индивидуальных особенностей студентов: семинар-консультация, индивидуальные консультации и т.д.

Итоговый урок проходил в форме защиты проектов.

Для того чтобы студентам было легче сопоставить свою индивидуальную работу в группе, было предложено заполнить оценочный лист, а для сравнения коллективной работы студенты описывали деятельность и комментировали работу другой подгруппы.

Таким образом, проектная работа помогла реализовать знания, полученные в течение обучения, развить творческие способности, а преподавателю обеспечить познавательную активность и тесную связь обучения с жизнью, а также активизировать способность студентов.

При введении проектной деятельности в обучение у студентов повышается мотивация к обучению и качество усвоения материала по изучаемой дисциплине, многогранно происходит целостное и всестороннее развитие способностей студентов.

1 применяя проектную деятельность в преподавании различных дисциплин, мы способствуем обеспечению тесных межпредметных связей и связей г реальной жизнью.

Список литературы:

  1. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2005. -14 с.
  2. Иннокентьева Ж. Н. Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/598749.
  3. Насипов А.Ж., Поздняков А.В. Руководство проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. -57 с.
  4. Пивоварова Л.А. Проектирование по технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.of.ru.nyud.net:8090/attach/17/25138.doc.
  5. Прохоров С. А. Формирование познавательного интереса учащихся через использование метода проектов в преподавании технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatschooll .narod.ru/texn.htm.
  6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей. — М.: Академия, 1997. - 320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.

Идея развития компетенций являяется одной из ключевых идей модернизации и нового качества образования.Исследовательская и проектная деятельность учащихся служит этой цели, является инновационной образ...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Формирование общих компетенций студентов на уроках физики через проектную деятельность

В статье аргументируется необходимость использования проектно-исследовательской деятельности студентов для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, приведен алгоритм деятельнос...

Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту

Пример организации внеаудиторной деятельности  как одного из видов дифференцированного  обучения  студентов бухгалтерскому учёту...