Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
учебно-методический материал на тему

Улько Анна Витальевна

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 2 курс 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) (углублённая подготовка)  ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_b22.docx94.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА»

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной  дисциплине

ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО

080114

«Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) (углублённая подготовка)

г. Благовещенск, 2014

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных

 и социальных дисциплин

Протокол № __   «___»_______201 г.

Зав. кафедрой  __________  (Л.И.Мороз)

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________ С.А. Ленских

«___»___________201 г.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПОосновной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 2 курс 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) (углублённая подготовка)  ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

Разработчик:

ДВГКГБ

Преподаватель

Улько А.В.

Одобрено на заседании кафедры _________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Зав. кафедрой  ________________________ /______________/

Оглавление

1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        

2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине        6

3. Оценка освоения учебной дисциплины        7

4.        Направленность и структура контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине        45


  1. 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО2 курс 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) (углублённая подготовка) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

У1.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У2.Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

У3.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

У4.Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

З1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З2.Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

З3.Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

З4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 1-10; ПК 1.1-1.3; ПК 2.2 - 2.6; ПК 3.1 - 3.4

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированныйзачет

Итогом дифференцированногозачета является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.

Форма проведения дифференцированного зачета –  тестирование

2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине

Таблица 1

Раздел / темаучебнойдисциплины

Формы и методы контроля

 (текущего, рубежного, промежуточной и итоговой аттестации)

Раздел 1. Русский язык и культура речи как образовательная дисциплина

Раздел 2. Язык и речь

Раздел 3. Нормативный аспект культуры речи

Раздел 4. Коммуникативный аспект культуры речи

Раздел 5. Этический аспект культуры речи

Раздел 6. Официально-деловой стиль

Раздел 7. Научный стиль

Раздел 8. Художественный стиль

Раздел 9. Публицистический стиль

Раздел 10. Разговорный стиль

Сообщение

Самостоятельная работа

Тест

Тест

Диктант

Тест

Упражнения

Тест

Составление словаря тропов

Упражнения

Составление таблицы

УД (в целом): дифференцированный зачет

3. Оценка освоения учебной дисциплины

3.1. Общие положения

Основной целью оценки освоения  учебной дисциплины является оценка освоенных  умений и усвоенных знаний.

  1. Типовые задания для оценки освоения  разделов / тем учебной дисциплины

  1. Русский язык и культура речи как образовательная дисциплина

Подготовить письменное сообщение по теме «Роль и  значение русского языка в современном обществе и мире»

Эталон ответа:

Современный русский литературный язык является одним из важнейших, ведущих языков мира. Его значимость определяется, прежде всего, тем, что на нем были написаны многочисленные высокохудожественные произведения великих русских писателей – классиков 19-20вв. – золотого века русской литературы.

На русском языке существует обширная научно-техническая литература.                                                   Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе и т.д. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как средства общения, как формы национальной культуры. Величие русского языка и величие русского народа неотделимы. Прекрасно сказал об этом И.С.Тургенев, назвавший русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным»: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Русский язык никогда не страдал замкнутостью. Он всегда взаимодействовал не только с родственными славянскими языками, в языковую семью которых он входит, но и иными языками. Русский язык обогащался, прежде всего, за счет собственных, но также использовал элементы других языков, в то же время он и сам влиял на развитие многих языков.                                                                                                                                                           Русский язык – язык  межнационального общения народов России. Двуязычие – владение родным и русским языками – это бесспорный лингвистический и общественный факт. Являясь языком русской нации, имеющей великую культуру, русский язык способствует взаимному обогащению национальных культуру, русский язык способствует взаимному обогащению национальных культур, научному обмену, распространению оперативной информации, деловым связям и т.д.                                                                                                                          Русский язык – один из мировых языков, один из наиболее развитых и совершенных. Авторитет его очень высок.                                                                                                                                                                                                                   Русский язык активно функционирует в современном мире. Он является одним из официальных, рабочих языков ООН и ряда других международных организаций. В различных странах миллионы людей владеют русским языком или изучают его. Интерес к русскому языку в зарубежных странах постоянно растет. Увеличивается спрос на научную и художественную литературу на русском языке.

Критерии оценки:

5 –  тема раскрыта полностью, нет фактических и орфографических ошибок;

4 – тема раскрыта полностью, имеется 1 орфографическая и/или 1 фактическая ошибка;

3 – тема раскрыта недостаточно полно, имеется 3-5 орфографических/фактических ошибки;

2 –  тема не раскрыта, имеется более 6 ошибок

  1. Язык и речь

1. В чем, по вашему мнению, выражается эстетическая функция языка? При ответе используйте примеры из представленных ниже отрывков художественных текстов.

1

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

(С. Есенин)

2

О неподатливый язык!

Чего бы попросту – мужик,

Пойми, певал и до меня:

– Россия, родина моя!

Но и с Калужского холма

Мне открывалася она –

Даль – тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

(М. Цветаева)

3

О, ты родина! О, широкие твои сени – придорожные берёзы, синеющие дали верст, ласковый и утолительный привет безбрежных нив! Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов, бездомных Антонов-Странников ты обнимаешь руками многоверстными, поишь извечной силой. Прими благословения на вечные времена, хвала тебе, Великая Мать.

(Б. Зайцев)

4

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

(А.Пушкин)

5

Когда минует день и освещенье

Природа выбирает не сама,

Осенних рощ большие помещенья

Стоят на воздухе, как чистые дома.

(Н. Заболоцкий)

6

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные влажные дни?

(А.Ахматова)

2. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях?

а) – Позвоните мне, пожалуйста, завтра.

б) – Доброе утро. Как дела.

    – Все нормально. А у тебя?

в) Учет (табличка на двери магазина).

г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника).

д) – Который час?

е) – Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки)

ж) – Здравствуйте, меня зовут Сергей Петрович (учитель, входя в класс).

з) «Глаголом жги сердца людей» (из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»).

3. О каких функциях языка говорится в пословицах?

а) Язык до Киева доведет.

б) В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

в) Язык – ключ к сердцу (Азерб.).

г) Слова дедов – источник разума (Узбек.).

д) Вершина искусства – красноречие (Киргиз.).

4. Определите функции языка в следующих речевых ситуациях. Свое мнение обоснуйте.

а) Приветственная речь директора музея на открытии новой экспозиции.

б) Разговор пассажиров в транспорте.

в) Написание дипломной работы.

г) Оформление рекламного щита.

5. Подумайте, в чем состоит коммуникативная ошибка студента?

–        Здравствуйте, милые поселяне, – сказал вежливый студент, снимая фуражку и раскланиваясь.

–        Здравствуй, щучий сын, чтоб тебе пусто было, – отвечали поселяне.

–        Ты чего?

–        Благодарю вас, ничего, – говорил им студент, наклоняясь и срывая какую-то травинку.

–        Ты – чего?!!

–        Как видите: гербаризацией балуюсь.

–        Ты – чего?!!?!

        Ухо студента уловило, наконец, странные нотки в настойчивом вопросе мужиков. Он посмотрел на них и увидел горящие испугом и злобой глаза, бледные лица, грязные жилистые кулаки.

–        Ты – чего?!!?!

–        Да что вы, братцы… Если вам цветочков жалко, – я, пожалуй отдам вам ваши цветочки…

        И выдвинулся из среды мужиков мудрейший среди них старик Петр Савельев Неуважай-Корыто. Был старик белый, как лунь, и глупый, как колода.

–        Цветочки собираешь, паршивец, – прохрипел мудрейший. – Брешет он, ребята! Холеру пущает.

        Авторитет стариков, белых, как лунь, и глупых, как колода, всегда высоко стоял среди поселян…

– Правильно, Савельич!.. Хватай его, братцы… Заходи оттелева!

Студент завопил.

(А.Т. Аверченко «Русская история»)

Критерии оценки:  

5 -  даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел);  при необходимости формулирует свою точку зрения;  аргументирует свои тезисы;  подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;  фактические ошибки и неточности отсутствуют;

4 -  понимает суть вопроса,  но  не даёт на него прямого ответа;  и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел); и/или ограничивается изложением своей точки зрения;  и/или не все тезисы  аргументирует; и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 1–2 фактические ошибки;

3 - подменяет анализ пересказом текста;  и/или допускает более 2 фактических ошибок;

2 – не справляется с заданием;  не даёт ответа на вопрос; допущено более 3 речевых и фактических ошибок.

  1. Нормативныйаспекткультурыречи

1. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?

1) Укр..шение, темн…та, пров…лился, док…зать.

2) Т..желый, выгл…деть, вып…тить, выт..нул.

3) Встр..чал, высв…тить, т…ория, согр…вать.

4) Скр…петь, перел…вать,  опт…мист, переж…вать.

2. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) Обн..вление, в…лнистый, изб…роздить, всп…хать.

2) Сп…сатель, м…лотить, ист…пник, пог..стить.

3) П..стреет, т…нистый, ст..клянный, см…ниться.

4) В…днелся, ч…слительное, ст…хотворение, пос…лилось.

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) Отр..сль, сокр..щать, р..скошный.

2) Предв..рительный, ск… кать, военная к…мпания.

3) Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ.

4) Предпол…жительно, прор…стать, п..норама.

4. В каком ряду во всех словах следует писать букву О?

1) Выск…чить, предпол…жение, к..снуться, пл…вучий.

2) Тво…рение, вск…чить, заг…релый, з…рница.

3) Оз…ренный, накл…нение, ур…вень, р…сла.

4) Вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву Е?

1) уб…ру, заст…лить, соч…тать, зап…реть.

2) уб…раю, отп…реть, выч…сть, зам…реть.

3) бл…стеть, выб…решь, прост…ралось, оп…реться.

4) заб…ремся, ст…лилось, уп…раться, ум…р.

6. В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И?

1) выч..т, взб…раться, отт….рать, переб…рать.

2) оп…раться,  разж…гать,  бл…стательный, перест…лать.

3) соб…ратель, уд…рая, вым…рать, зап…ртый.

4) прин…мать, нач…нать, сн…мать, сж…мать.

7. В каком ряду во всех словах следует писать букву О:

1) Понч…, расч…сывать, ж..г, реш…тка

2) Печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба

3) Щ…лка, ч…рствый, ж…нглер, уч…ба

4) Ш…колад, обж..ра, ш…ры, ч…порный.

8. В каком ряду во всех словах следует писать букву Ё:

1) Ш…тландка, капюш…н, сч…т, маж…рный

2) Ш…рты, пощ…чина, обж…ра, Печ…ра

3) Крыж..вник.ш…к, ш…пот, ш…фер

4) Ож…г (руку), веч…рка, ж…лудь, ж..сткий.

9. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой Е?

1) Ш…мпол, изж…га, ч…лн, стаж…р

2) Ч…рт, ж…лтый, ж…рнов, чеч…тка

3) Дириж…р, ш…ссе, кош..лка, уч…ный

4) Пш…нная (каша), Мещ…ра, ш…винизм, дж…нка.

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ц…трус, ц ….тата, ц…..тра, ц….корий

2) ц…вилизация, отц…, жрец…., позиц…..я

3) певц…м, жрец…м, птиц…й, наглец…м

4) львиц…й, водиц…й, сестриц…й, песц…м

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) р..зрастаться, р…сстановка, р..зрыв, р..ссказ

2) …тозвать, в…зглавить, д..поздна, пр..матерь

3) пр..звание, пр..годиться, пр..способить, пр…датель

4) пр…знание, пр..образовать, пр..людия, пр…личный

12. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

1) об..емный, пред..явитель, п..еса, раз…яснение

2) ад..ютант, раз..яренный, раз..езд, двух…ярусный

3) в..южная, пред…обеденная, кан…он, с…язвить

4) бур..ян, из…ятие, бел…этаж, суб…ективный

13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска – Ь?

1) красный кирпич…, песок сыпуч…

2) выйти замуж…, уйти проч…

3) серая мыш…, пробить бреш…

4) решить пять задач…, карп свеж…

14. В каком примере в глаголе на месте пропуска пишется Ь?

1) Повесть о разорении Рязани Батыем заканчивает…ся похвалой защитникам России.

2) Скотинины ничему не могут научит…ся и тем гордятся.

3) Недаром говорит…ся, что дело мастера боит…ся.

4) Хочет…ся в рай, да грехи не пускают.

15. Отметьте ряд, где в каждом слове пишется буква О.

1) молодож…н,  туш…нка, затуш…вывать, свеж…

2) нож…вка, друж…к, меш…чек, увлеч..нный

3) старич..к, сач…к, холщ..вый, испеч..нный

4) алыч…вый, парч…вый, кумач…вый, толч…к

16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А) ож…говый           Б) ноч…вка               В) перч…ный           Г) волч..нок

1) А, В, Г                   2) А, В                       3) А, Г                        4) Б, Г

17. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) беше…ый

2) указа…ый

3) асфальтирова…ый

4) дорога асфальтирова…а

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.

1) 1, 2  2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.

1) 1, 2, 3                     2) 2                 3) 2, 3             4) 1, 4

20. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

1) о дальн…м путешеств…

2) на бушующ…м простор…

3) в бодрящ..йсясвежест…

4) к ранн…й оттепел…

21. Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

1) с приехавш…м товарищем

2) запущенн…м саду

3) в обезлюдевш…й деревне

4) о расстилающ…мся растении

22. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1) листья трепещ..т, травы стел…тся

2) голоса слыш…тся, звуки чуд…тся

3) волны плещ…тся, собаки ла..т

4) кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

23. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1) сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2) та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3) закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4) вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

24. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

25. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Я держал в руках синий, отнюдь (не) большого формата конверт.

2) Театральная толпа, покорная звону (не)видимых колокольчиков, стала снова наполнять зрительный зал.

3) В (не)занавешенные окна вливался холодный свет луны.

4) Судьба этих рукописей (не)известна.

26. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Из ее груди вырвался (не)человеческий вопль.

2) В городской думе поговаривали о метро, но как-то (не)уверенно.

3) Ему снился огромный луг, поросший никогда (не)виданными им цветами.

4) Свой дорогу найдет, а чужому (не)зачем сюда соваться.

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1, 4             2) 2, 3, 4                     3) 1, 5  4) 4    

28. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (по) французски, (как) будто, (пол) листа

2) (контр) удар, (в) шестых, (струнно) духовой

3) (какой) нибудь, (по) птичьи, (юго) восточный

4) (по) проще, (экс) чемпион, (светло) волосый

29. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (ракета) носитель, (равномерно) окрашенный, (город) герой

2) (горько) сладкий, (пьеса) сказка, (пол) ложки

3) (свинцово) медный, (угольно) металлургический, (полу) раздетый

4) (тренер) инструктор, (утомительно) долгий, (контр) атака

30. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (анти) пригарный, вряд (ли), (лесо) парковый

2) (пол) дороги, как (бы), электро (товары)

3) (по) пусту, (в)следствие дождя, нырнуть (в) глубь

4) (светло) коричневый, иметь (в)виду, (по)двое.

31. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора АндреаВерроккио.

32. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Тавтология ТАК(ЖЕ) является одной из логических уловок.

1) ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.

2) ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.

3) ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

4) ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

33. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, ЧТО(БЫ) сапоги были на самом верху.

1) ЧТОБЫ – всегда пишется слитно

2) ЧТОБЫ – здесь это подчинительный союз

3) ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно

4) ЧТО БЫ – здесь это местоимение с частицей БЫ

34. Укажите правильный вариант:

1) семидесяти слов

2) в двухтысячах третьем году

3) шестисот пятидесяти второй ученик

4) девяноста пятый состав

35. Укажите правильный вариант:

1) в одной тысяче двадцать первом году

2) не хватает полтора метров

3) в пятьстах шагах

4) к семидесяти двум  страницам

36. Отметьте ряд, где предлог пишется раздельно

1) (в)виду недостатка времени

2) вышел (на)встречу отряду

3) не спал (в)продолжение всей ночи

4) лодка попала (в)течение

37. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ВИДУ отсутствия финансирования ремонт  производится (ЗА)СЧЕТ средств предприятия.

2) Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ грянул гром.

3) Имейте (В)ВИДУ, (ЗА)ТО, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор.

4) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, шар поднимался (В)ВЕРХ.

38. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Мы шли (НЕ)СМОТРЯ  на карту и (ПО)ЭТОМУ заблудились.

2) Идите (НА)ПРАВО, (ЗА)ТЕМ прямо.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ часа спасатели работали (В)СЛЕПУЮ.

4) (НЕ)РАЗ им приходилось все начинать (С)НАЧАЛА.

Эталон ответа:

1. - 2)

2. - 3)

3. - 2)

4. - 4)

5. - 1)

6. - 2),4)

7. - 4)

8. - 4)

9. - 2)

10. - 1)

11. - 10

12. - 2)

13. - 3)

14. - 2)

15. - 4)

16. - 3)

17. - 2),3)

18. - 3)

19. - 3)

20. - 2)

21. - 1)

22. - 2)

23. - 1)

24. - 2)

25. - 1)

26. - 3)

27. - 3)

28. - 3)

29. - 2)

30. - 3)

31. - 1)

32. - 3)

33. - 2)

34. - 1)

35. - 4)

36. - 3)

37. - 4)

38. - 2)

Критерии оценки:

5 – выполнено верно 36-38 заданий

4 – выполнено верно 23-35 заданий

3 – выполнено верно 16-22  заданий

2 – выполнено верно 15/менее 15

  1. Коммуникативныйаспекткультурыречи

В приведённых ниже примерах укажите случаи использования фразеологизмов без учёта их значения. Отметьте другие стилистические недочёты. Исправьте предложения. За справками обращайтесь к фразеологическим словарям русского языка.

1.Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алёша Морозов сказал: «Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей». 2. Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. 3. Я всегда считал, что насилием победить насилие невозможно, а если со мной кто-то не согласен, то, как говорится, пусть земля ему будет пухом! 4. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке. 5. Рационализатор – это человек, который не может относиться равнодушно к тому, что плохо лежит. 6. Мы долго ждали, когда наши футболисты пробьют окно в Европу. 7. А в штабе до сих пор не могут понять, как бандформирования могли пройти незамеченными много километров и почти сесть на шею нашим войскам. 8. Изящно и просто решили эту проблему наши учёные и поставили на ней крест. 9. У этих «заботливых родителей» дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 10. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актёрами, которым палец в рот не клади, а дай только народ посмешить. 11. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты. 12. Мы не протянем рук перед Западом. 13. На заводе царил разгром, но новое руководство работало истово, до последнего вздоха, и это помогло ему не только завоевать авторитет среди рабочих, но и погасить часть долгов за электроэнергию. 14. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. 15. Люди работают в буквальном смысле плечом к плечу, каждый у всех на виду. 16. Грампластинка ещё не сказала своего последнего слова. 17. Нужен он мне как банный лист. 18. Я в точных науках ни гу-гу! 19. Он стоит на своём, покуда его держат ноги. 20. Не случайно это совпадение: Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина! 21. По мнению Шолохова, крестьяне прямой наводкой шли в колхоз.

Эталон ответа:

1.«...провожаем наших старших товарищей». 2. ...спели песню. 3. ...то, как говорится, пусть остаётся при своём мнении! 4....выскочил в коридор раздетым, в одних трусах и майке. 5. ...который всегда стремится усовершенствовать производственный процесс. 6. ...когда наши футболисты попадут в финал чемпионата Европы. 7. ...и атаковать наши войска с тыла. 8. ...решили эту задачу наши учёные. 9. ...спят на очень неудобных кроватях. 10. Драматург и прекрасный актёрский ансамбль сумели создать яркий и весёлый спектакль. 11. Любимая еда ехидны... 12. Мы не будем стоять перед Западом с протянутой рукой. 13. ...руководство работало истово, и это помогло... 14. ...вам их не сломить. 15. Люди работают дружно, плечом к плечу. 16. Грампластинки ещё пользуются популярностью не только у коллекционеров, но и у миллионов простых любителей музыки. 17. Он нужен мне как телеге пятое колесо. 18. Я в точных науках ни бум-бум! 19. Он будет стоять на своём до самого конца. 20. Не случайно так много общего в характерах этих героев – Павла Власова и Павла Корчагина! 21. По мнению Шолохова, крестьяне в конце концов активно и сознательно поддержали коллективизацию.

Критерии оценки:

5 – безошибочная работа/ работа, содержащая 1 негрубую орфографическую (пунктуационную) ошибку;

4 –  2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок; 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок; 4 пунктуационных ошибок; 3 орфографических, если среди них есть однотипные.

3 – 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок; 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок; 7 пунктуационных ошибок; 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди них есть однотипные и негрубые;

2 – 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок; 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок; 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

  1. Этическийаспекткультурыречи

Опишите следующие речевые ситуации:

А) ситуацию знакомства

Б) ситуацию приветствия

В) ситуацию приглашения

Г) ситуацию поздравления

Д) ситуацию соболезнования

Эталон ответа:

А) Ситуация знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком, но иногда того требует ситуация. Этикет предписывает следующие формулы:

- Разреши(-те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Я хотел бы с вами познакомиться.

- Позвольте с вами познакомиться.

- Будем знакомы.

- Хорошо бы познакомиться.

При посещении официального учреждения часто требуется представиться:

- Позвольте (разрешите) представиться.

- Моя фамилия…

Если вам кого-то нужно представить, пользуйтесь формулами:

- Познакомьтесь, пожалуйста, (называете тех, кого надо познакомить);

- Я хочу познакомить вас с …

- Я хочу представить вам …

- Разрешите (позвольте) представить вам …

В менее официальной обстановке следует ответить:

- Рад (счастлив) с вами познакомиться…

- Очень приятно.

- Мне очень приятно с вами познакомиться…

Б) Ситуация приветствия. В русском языке основное приветствие – «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому «здравствовать», т.е. «быть здоровым». Значит, в основе приветствия лежит пожелание здоровья. Впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688- 1701».

Наряду с этим словом распространены следующие формы приветствия:

- Доброе (утро, день, вечер)!

Существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи:

- Рад вас видеть (приветствовать).

- Разрешите вас приветствовать.

- Добро пожаловать.

- Мое почтение.

Невербальными средствами приветствия являются рукопожатие, поклон головы, сжатие ладоней, приподнимание шляпы – для мужчин.

Речевой этикет предусматривает очередность приветствия. Первым приветствуют: мужчина – женщину, младший по возрасту – старшего, член делегации – руководителя.

 В)Приглашение:

- Позвольте (разрешите) пригласить вас…

- Приходите на праздник…

- Приглашаю вас…

- Я могу (не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить…

Г) Поздравления

- Разрешите (позвольте) поздравить…

- От (имени, по поручению) поздравляем…

- Примите мои самые (сердечные, теплые, искренние) поздравления…

- От всей души (сердечно, горячо) поздравляю…

Д) Ситуация соболезнования

- Разрешите (позвольте) выразить вам глубокие (искренние) соболезнования.

- Скорблю вместе с вами.

- Разделяю (понимаю) вашу печаль.

- Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье, беда) обрушилось на вас.

- Какая большая утрата постигла вас.

Для сочувствия и утешения используются следующие этикетные единицы:

- Как я вам сочувствую!

- Как я вас понимаю!

- Я вам сочувствую, но поверьте, что все закончится хорошо!

- Не впадайте в отчаянье (не падайте духом). Все изменится к лучшему!

- Все будет в порядке!

- Все обойдется, пройдет!

- Не нужно так волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).

- Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку).

- Нужно успокоиться, держать себя в руках, взять себя в руки.

  - Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).

Критерии оценки:

5 –  тема раскрыта полностью, нет фактических и орфографических ошибок;

4 – тема раскрыта полностью, имеется 1 орфографическая и/или 1 фактическая ошибка;

3 – тема раскрыта недостаточно полно, имеется 3-5 орфографических/фактических ошибки;

2 –  тема не раскрыта, имеется более 6 ошибок

  1. Официально-деловойстиль

Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

а) Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

б) Инструкция

Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.

Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.

Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.

С часами следует обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часы.

Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.

Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать часы самостоятельно не рекомендуется.

в) Справка

Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Москвы» на предмет оформления договора на приватизацию жилого помещения, в том, что в г. Москва по ул. Илюхина домовладение №1 зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации.

Эталон ответа:

Данные тексты относятся к официально-деловому стилю, который обслуживает сугубо официальные человеческие взаимоотношения: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждением, между личностью и обществом, между человеком и различными организациями. Их доминантой является предельная точность, не допускающая инотолкований. Это определяют такие признаки текста, как строгая тональность, стандартность средств выражения. Каждому из текстов присущи стилистическая однородность и строгость, объективность и отчасти безличность изложения. Данные свойства проявляются в используемых языковых средствах.

а) Лексика:

Общелитературные слова, получившие специальные значения: Закон, правовые основы, Российская Федерация, государственные органы управления, официальные, юридические и физические лица, защита прав, гражданин, правопорядок, экономика, документ, служебные процедуры.

Канцеляризмы: устанавливает основы, основы обеспечения, регулирует отношения, по вопросам изготовления, направлен на защиту прав и др.

Морфология:

Преобладание отглагольных имён существительных: обеспечение, измерение, управление, изготовление, выпуск, продажа и др.

«Нанизывание» родительных падежей зависимых имён существительных: основы обеспечения единства измерений, отношения государственных органов управления Российской Федерации и др.

Отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола.

Преобладание форм настоящего времени со значением долженствования и предписания: устанавливает, регулирует и др.

Синтаксис:

Использование сложных синтаксических построений с большим числом обособленных и уточняющих оборотов, однородных членов, вводных и вставных конструкций: Весь текст представляет собой одно сложное предложение.

Отсутствие замен существительного местоимением и соответственно повтор существительных и словосочетаний: единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации и др.

б) Лексика:

Общелитературные слова, получившие специальные значения: пользование, ход, ключевое отверстие, момент сигнала и др.

Морфология:

Преобладание отглагольных имён существительных: пользование, ход, направление, вращение и др.

«Нанизывание» родительных падежей зависимых имён существительных: момент сигнала звонка, во избежание прекращения действия и др.

Отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола.

Глаголы в неопределённой форме; преобладание форм настоящего времени со значением долженствования и предписания: следует завести, поворачивать, устанавливать и др.

Синтаксис:

Использование сложных синтаксических построений с большим числом обособленных и уточняющих оборотов, однородных членов, вводных и вставных конструкций, например: Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке уключевого отверстия.

Широкое употребление безличных предложений со значением предписания, приказа, необходимости, например: перед пользованием будильником следует завести пружину хода; ключ надо вращать до отказа.

Отсутствие замен существительного местоимением и соответственно повтор существительных и словосочетаний, например: ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.

в) Лексика:

Общелитературные слова, получившие специальные значения: справка, представление, агентство, приватизация, фонд, оформление, договор, помещение и др.

Канцеляризмы: жилищный фонд, домовладение, бюро технической инвентаризации, на предмет приватизации и др.

Сложносокращённые слова, графические сокращения при строго установленных правилах их сокращения: МУП, г., ул.

Морфология:

Преобладание отглагольных имён существительных: представление, оформление.

«Нанизывание» родительных падежей зависимых имен существительных: бюро технической инвентаризации и др.

Отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола.

Синтаксис:

Использование сложных синтаксических построений с большим числом обособленных и уточняющих оборотов, однородных членов, вводных и вставных конструкций: Весь текст представляет собой одно сложное предложение.

Критерии оценки:

5 –  доказательства приведены по всем пунктам, нет фактических и орфографических ошибок;

4 – доказательства приведены по всем пунктам, имеются мелкие недочеты, присутствует 1 орфографическая и/или 1 фактическая ошибка;

3 – не все пункты проанализированы, имеется 3-5 орфографических/фактических ошибки;

2 –  задание не выполнено/ выполнено неверно, имеется более 6 ошибок

  1. Научныйстиль

1  Главная задача научного стиля речи

    А) непосредственное повседневное общение

    Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов

    В) изображение и воздействие на читателя

2  Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи

    А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование

         абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств

    Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные

          обороты речи

    В) общественно-политическая лексика

3  Три пласта научного стиля речи

     А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства

     Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия

     В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные

4  Термины относятся к

    А) общеупотребительной лексике

    Б) узкоспециальной лексике

    В) общественно-политической лексике

5  Важнейшее качество термина  

    А) однозначность

     Б) многозначность

6  Тепло, скорость, колёса - это

    А) заимствованные термины

    Б) исконно русские термины

7  Выберите термины с интернациональными словообразовательными

    элементами

     А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология

     Б) агрохимия, кнопка, дрель

     В) суперобложка, биосфера, полифония

8  Выберите терминологические словосочетания

     А) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости

     Б) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом

     В) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку

9  Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса

     А) бароаппарат,  видеотелефон, селенограф

     Б) макрокосмос, стереофония, наладчик

     В) монорельсовый, автобиографический, полифонический

10 Выберите общенаучные слова

      А) центр, сила, пять

      Б) энергия, деталь, скорость

      В) величина, орфоэпия, персонаж

11 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,

     техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,

     называется

       А) неологизмом

       Б) архаизмом

       В) термином

12 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая   обработка металла, холодное копчение, холодный циклон

       А) общеупотребительном

       Б) узкоспециальном

Эталон ответа:

  1. Б
  2. А
  3. В
  4. Б
  5. А
  6. Б
  7. В
  8. А
  9. В
  10. Б
  11. В
  12. Б

Критерии оценки:

5 – выполнено верно 12 заданий

4 – выполнено верно 9-11 заданий

3 – выполнено верно 6-8  заданий

2 – выполнено верно 5/менее 5

  1. Художественныйстиль

Составьте словарь тропов русского языка, используемых в художественном стиле

Эталон ответа:

  1. Метафора – переосмысление значение слова на основе сходства явлений или их признаков.  Сравните: медведь (животное), медведь (неуклюжий человек).Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Волосы, каккопна – копна волос.

  1. Олицетворение – стилистический приём, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе человека или другого живого существа. | Скрипкаиздёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась.

  1. Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Внизу, какзеркалостальное, синеют озера струи.

  1. Метонимия – переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи. | А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (связь между местом и людьми, которые находятся в нём). Не то на серебре – на золоте едал (связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен). ЧитаюПушкина (связьмежду книгой и поэтом).

  1. Синекдоха - переосмысление значения слова по количественному признаку. | И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз (француз в значении французской армии).

  1. Эпитет – троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Образное определение, придающее речи выразительность. | Тихие долины полны свежей мглой. Лениво и бездумностоятподоблачныедубы.
  2. Эпитетом может быть метафора или метонимия. | Вся комната янтарным блеском озарена. Гремят раскаты молодые – метафорический эпитет. Идёт-гудёт зеленый шум – метонимический эпитет.

  1. Гипербола – образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление. | На столе… арбуз – в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить тридцать пять тысяч одних курьеров.

  1. Литота – выражение, уменьшающее какое-либо явление. | Мальчик с пальчик.

  1. Оксюморон  — соединение противоположных по смыслу слов. | Жаркийлёд.

  1. Перифраз - оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащем элемент характеристики  подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица. |  Cатиры смелый властелин — Фонвизин.  Создатель жанра высокой комедии — Мольер.  Туманный Альбион — Англия.  Странавосходящегосолнца — Япония.

  1. Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. |  В басне Крылова в обращении к ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

  1. Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами. | То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

  1. Градация – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. | При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз!

  1. Параллелизм — фигура, которая представляет собой однородноесинтаксическое построение соседних предложений или их частей. |

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и молния, и слёзы.

Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.

  1. Анафора, или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте.

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И верной правды торжеством...

  1. Эпифора – фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. |  Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?

  1. Инверсия  - расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи. | Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? ...Времяпридёт — и будет Россия новая.

Критерии оценки:

5 – в словарь внесены все тропы, нет орфографических и фактических ошибок;

4 – внесены все тропы, имеются мелкие неточности, 1 орфографическая ошибка;

3 –внесены не все тропы, в тексте до 6 фактических/орфографических ошибок;

2 –в тексте более 6 фактических/орфографических ошибок, внесено менее половины тропов

  1. Публицистическийстиль

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

        Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

        Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат...»

Эталон ответа:

Данный текст относится к газетно-публицистическому стилю, доминантой которого является социальнаяоценочность. Тексту присуще чередование экспрессии и стандарта.

Экспрессивно-воздействующие средства:

Лексика различной стилистической окрашенности: жаждут (книж.); тоже, мол, ищем (разг.); неважные (разг.) и др.

Газетизмы: вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть и др.

Тропы: вооружённые (метафора); жаждут (метафора); царя зверей (перифраза); напоминая шкуры, вывешенные для просушки (сравнение); громадных акаций (эпитет) и др.

Клише экспрессивно-воздействующего характера: жаждут увидеть и др.

Фразеологизмы: разводят руками.

Подчёркнутая роль собирательности: все туристы.

Экспрессивное использование форм настоящего и простого будущего времени при описании событий прошлого: все туристы... жаждут увидеть львов; у встречных... спрашивают: ...; те разводят руками – тоже, мол, ищем; в Маньяре мы увидим их обязательно.

Риторические фигуры: Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны (смещение синтаксических конструкций); встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем (имитация диалога); Увы, напрасно пообещал (эллипсис) и др.

  1. Разговорныйстиль

Составьте таблицу «Стили русского языка»

 

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ

Сфера применения (где?)

Функция (зачем?)

Ведущая стилевая черта

Языковые средства

Жанры

Эталон  ответа:

 

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ

Сфера применения (где?)

Неофициальная обстановка

Документы, деловые бумаги

Научные труды, учебники...

Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, радио, телевидение, митинги...

Художественная литература

Функция (зачем?)

Общение (поговорить)

СООБЩЕНИЕ (проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона)

СООБЩЕНИЕ (объяснить)

ВОЗДЕЙСТВИЕ убедить!


на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, иногда побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам...)

ВОЗДЕЙСТВИЕ изобразить!


на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция)





Ведущая стилевая черта

Непринужденность, простота

ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ: официальность, точность, стандартность

ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ: отвлеченность, обобщенность, точность, логичность, доказательность

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: фактографичность+образность, призывность, злободневность тематики

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: образность

Языковые средства

Разговорная лексика, диалогичность, неполные предложения

Штампы, клише, особая терминология

Обилие терминов, абстрактной лексики; слова в прямом значении; СПП с придаточн. причинами, следствия; вводные слова...

Книжная+разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции; побудительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций; междометия, модальные частицы; инверсия (→ инменение интонации)

Слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства, конкретная лексика; встречаются прочие стили как средство создания художественного образа

Жанры

 

Указы, постановления, инструкции, отчеты, заявления, деловые письма...

Статья, отзыв, рецензия, лекция, аннотация, диссертация...

Статья, выступление; очерк, портретный очерк — о людях высоких моральных качеств (характер, увлечения, работа, факты биографии); литер — критическая статья;эссе (разновидность очерка) — раздумья, рассуждения о жизни, событиях в искусстве, литературе

новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение...

Критерии оценки:

5 –  в таблицу внесены все пункты, нет орфографических и фактических ошибок;

4 – внесены все пункты, имеются мелкие неточности, 1 орфографическая ошибка;

3 – внесены не все пункты, в тексте до 6 фактических/орфографических ошибок;

2 – в тексте более 6 фактических/орфографических ошибок, внесено менее половины пунктов

Текущий контроль

Задание для экзаменующегося.

Вариант № 1

1. К возвратным глаголам относятся:

1. лечиться 2.  воспаляться 3.  болеть 4.  опухать 5.  извлечь

2. Глаголы, выражающие побуждение к действию, стоят в:

1. повелительном наклонении  2.  прошедшем времени 3.  изъявительном наклонении

3. Часть речи, от которой образуется причастие:

1. глагол 2.  прилагательное 3. существительное 4.  наречие 5.  деепричастие

4. Слова, относящиеся к причастиям:

1. болеющий 2.  лечивший  3.  рассмотрев  4.  удалив

5. Деепричастиями являются слова:

1.  болеющий  2.  воспаленный  3.  лечащий 4.  анализируя 5.  оперируя

6. Числительное "обе" сочетается с существительным:

1. женского рода  2.  мужского рода 3.  среднего рода 4.  только множественного числа

5. второго склонения

7. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета - ... (глагол)

8. Согласование (при обозначении профессии) нарушено в сочетаниях:

1. опытная врач 2.  строгая директор 3.  молодой фельдшер 4.  грамотный бухгалтер

5. известный профессор

9. Раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении:

1. синтаксис 2.  пунктуация  3.  морфология 4.  словообразование

10. Действие осуществляется одним и тем же лицом в деепричастном обороте:

1. проснувшись, у меня заболела голова...2.  подъезжая к городу, начался дождь...

3. назначая препарат, следует учесть...4.  соблюдая режим питания, следует отказаться...

11. Ошибки в расстановке знаков препинания:

1. пунктуационные 2.  орфографические 3.  графические 4.  синтаксические

5.  интонационные

12. Чистоту речи разрушают:

1. диалектизмы 2.  жаргонизмы 3.  историзмы 4.  неологизмы

13. Совокупность наиболее пригодных ("правильных") средств языка для обслуживания общества - ... (норма)

14. Нормы устной речи:

1. акцентологические 2.  интонационные  3.  графические

15. Нормы письменной речи:

1. орфографические  2.  пунктуационные  3.  графические  4.  фразеологические

16. К функциональным стилям русского литературного языка относят:

1. научный  2.  публицистический  3.  поэтический  4.  дипломатический

17.  Соответствие функций и стилей речи:

1. общение        А) разговорный

2. объяснение        Б) научный

3. инструктирование        В) официально-деловой

4. воздействие        Г) публицистический

        Д) художественный

18.  Соответствие сфер общения и стилей:

1. повседневная        А) разговорный

2. область науки        Б) научный

3. сфера законодательства        В) официально-деловой

4. искусство слова        Г) художественный

        Д) публицистический

19.  Соответствие стилевых черт стилям:

1. разговорный        А) непринужденность

2. научный        Б) обобщенность

3. деловой        В) строгость

4. публицистический        Г) призывность

        Д) выразительность

20. Слова, относящиеся к лексике научного стиля:

1. скорость  2.  гепатит  3.  лицо (человек)  4.  раздевалка

21. Языковые средства, характерные для научного стиля:

1. слова в переносном значении  2.  книжные слова 3.  риторические вопросы

4.  составные термины

22. Жанры письменной научной речи:

1. аннотация 2.  реферат 3.  рецензия 4.  доклад  5.  диспут

23. Краткое, обобщенное описание текста книги, статьи:

1. аннотация  2.  отзыв  3.  реферат  4.  рецензия

24.  Самая общая характеристика работы без подробного анализа, содержит практические рекомендации:

1. аннотация  2.  отзыв 3.  реферат  4.  лекция

25. Коллективное обсуждение спорного или нерешенного вопроса с целью установить меру истинности:

1. дискуссия  2.  диспут  3.  устный ответ 4.  лекция 5.  доклад

26. Целью официально-делового стиля речи является:

1. инструктирование  2.  передавать знания 3.  обобщать информацию 4.  убеждать

27. Жанры деловой речи:

1. заявление  2.  справка  3.  статья  4.  интервью

28. Документы личного характера:

1. автобиография  2.  расписка  3.  доверенность 4.  объявление 5.  выписка

29. Лексика, характерная для лексического уровня публицистического стиля:

1. общественно-политическая  2.  эмоционально-экспрессивная

3. просторечная  4.  жаргонизмы

30. Беседа, предназначенная для печати, передачи по радио, телевидению:

1. интервью  2.  выступление  3.  заметка  4.  отзыв  5.  Аннотация

Вариант № 2

1. Синонимами являются группы существительных:

1. лекарство-препарат 2.   пейзаж-ландшафт  3.  оптимист-пессимист

2.  Соответствие между фразеологизмами и их лексическим значением.

1. воспрянуть духом        А) ободриться

2. дать знать        Б) сообщить

3. водить за нос        В) обманывать

4. голова кружится        Г) плохо соображать

5. краем глаза        Д) мельком

        Е) невнимательно

3. Фразеологические ошибки -это

1. смешение паронимов 2.  контаминация (смешение) 3.  нарушение лексического состава  4.  расширение фразеологизма

4. Лексический состав фразеологизма нарушен в сочетании:

1. сесть в ботинок 2.  сесть в калошу  3.  затаив дыхание  4.  голова на плечах

5. Расширение фразеологизма в сочетании:

1. висеть на тонком волоске 2.  висеть на ушах 3.  затаив тихое дыхание

4.  из кожи вон лезть  5.  как на ладони

6. Изменение грамматического состава фразеологизма в сочетании:

1. заморить червячков 2.  валять дурака  3.  положив руку на сердце

4.  лодыря гонять 5.  спустив рукава

7. Вариантными нормативными являются ударения в словах:

1. мы'шление  2.  а'лкоголь  3.  мышле'ние  4.  алкого'ль

8. Нормы литературного произношения - это ... нормы (орфоэпические)

9. Ударение падает на последний слог в словах:

1. коклюш  2.  алкоголь  3.  некролог 4.  прикуп  5.  заговор

10. Основными орфографическими единицами являются:

1. звуки  2.  орфограммы 3.  части слова  4.  предложения

11. Морфологический, фонетический, традиционный -это принципы

1. морфологии  2. синтаксиса  3.  пунктуации 4.  словообразования 5.  орфографии

12. Причастия с суффиксом –ущ (-ющ) образуются от глаголов:

1. колоть 2.  резать 3.  ныть 4.  видеть 5.  слышать

13. Словообразовательные ошибки связаны с:

1. неправильным образованием слов 2.  нарушением управления

3.  незнанием значения слова

14. Существительные женского рода:

1. мозоль 2.  катаракта 3.  рояль  4.  тюль 5.  гений

15. Существительные мужского рода:

1. рельс 2.  шампунь 3.  туфля 4.  заусеница 5.  бандероль

16. Существительные среднего рода:

1. декольте 2.  клише  3.  желе 4.  атташе 5.  кольраби

17. Только во мн. числе употребляются имена существительные:

1. спирты 2.  белки  3.  чернила  4.  румяна  5.  грабли

18. Краткая форма прилагательных в предложении употребляется как:

1. подлежащее  2.  сказуемое  3.  определение  4.  дополнение 5.  обстоятельство

19. Числительные по количеству слов делятся на:

1. количественные 2.  дробные 3.  простые  4.  составные

20.  Соответствие числительного разряду:

1. пятый        А) порядковый

2. десять        Б) целое

3. три восьмых        В) дробные

4. пятеро        Г) собирательные

        Д) составные

21. Нормы употребления грамматических форм слов:

1. морфологические 2.  лексические  3.  словообразовательные  4.  орфографические

22. Варианты падежных окончаний -у/ю - в родительном падеже имеют существительные в словосочетаниях:

1. чашка чая  2.  ломтик сыра  3.  аромат чая  4.  производство чая

23. Склоняется фамилия:

1. Роберт Шуман  2.  Анна Бах  3.  Любовь Блок  4.  Виктор Гюго

24. Просторечный характер имеют слова с суффиксом -ш(а):

1. докторша  2.  малярша 3.  педикюрша  4.  маникюрша

25. При склонении порядковых "1235-ый" числительных изменяется:

1. последняя часть 2.  первое слово  3.  все части  4.  второе слово 5.  третье слово

26. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

1. победить  2.  лечить  3.  болеть  4.  страдать

27. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

1. лечить 2.  болеть  3.  страдать  4.  убедить

28. Морфологические ошибки связаны с:

1. нарушением грамматических форм слов  2.  нарушением управления

3. незнанием лексического значения  4.  незнанием склонения

29. Выбор падежной формы подчиненного слова нарушен в сочетании:

1. уделять внимание признакам  2.  согласно приказу

3. беспокоиться о сыне  4.  заведующий кафедры

30. Выбор падежной формы и предлога определен верно в сочетании:

1. выпейте воду  2.  бросить камнем в воду

 3.  оплатить за проезд  4.  уверенность в победе

Критерии оценки

95 – 100% - «5»

75 – 94% - «4»

50 – 74% - «3»

Менее 50% - «2»

Эталоны ответов

вариант 1

1. К возвратным глаголам относятся:

1. лечиться 2.  воспаляться

2. Глаголы, выражающие побуждение к действию, стоят в:

1. повелительном наклонении

3. Часть речи, от которой образуется причастие:

1. глагол

4. Слова, относящиеся к причастиям:

1. болеющий 2.  лечивший  

5. Деепричастиями являются слова:

4.  анализируя 5.  оперируя

6. Числительное "обе" сочетается с существительным:

1. женского рода  

7. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета - ... (глагол)

8. Согласование (при обозначении профессии) нарушено в сочетаниях:

1. опытная врач 2.  строгая директор

9. Раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении:

1. синтаксис

10. Действие осуществляется одним и тем же лицом в деепричастном обороте:

3. назначая препарат, следует учесть...4.  соблюдая режим питания, следует отказаться...

11. Ошибки в расстановке знаков препинания:

1. пунктуационные

12. Чистоту речи разрушают:

1. диалектизмы 2.  жаргонизмы

13. Совокупность наиболее пригодных ("правильных") средств языка для обслуживания общества - норма

 14. Нормы устной речи:

1. акцентологические 2.  интонационные  

15. Нормы письменной речи:

1. орфографические  2.  пунктуационные  3.  графические  

16. К функциональным стилям русского литературного языка относят:

1. научный  2.  публицистический

17.  Соответствие функций и стилей речи:

1а,2б,3в,4г

18.  Соответствие сфер общения и стилей:

1а,2б,3в,4г

19.  Соответствие стилевых черт стилям:

1а,2б,3в,4г

20. Слова, относящиеся к лексике научного стиля:

1. скорость  2.  гепатит  

21. Языковые средства, характерные для научного стиля:

2.  книжные слова

4.  составные термины

22. Жанры письменной научной речи:

1. аннотация 2.  реферат 3.  рецензия

23. Краткое, обобщенное описание текста книги, статьи:

1. аннотация  

24.  Самая общая характеристика работы без подробного анализа, содержит практические рекомендации:

2.  отзыв

25. Коллективное обсуждение спорного или нерешенного вопроса с целью установить меру истинности:

1. дискуссия  

26. Целью официально-делового стиля речи является:

1. инструктирование

27. Жанры деловой речи:

1. заявление  2.  справка  

28. Документы личного характера:

1. автобиография  2.  расписка  3.  доверенность

29. Лексика, характерная для лексического уровня публицистического стиля:

1. общественно-политическая  2.  эмоционально-экспрессивная

30. Беседа, предназначенная для печати, передачи по радио, телевидению:

1. интервью

Вариант 2

1. Синонимами являются группы существительных:

1. лекарство-препарат 2.   пейзаж-ландшафт  

2.  Соответствие между фразеологизмами и их лексическим значением.

1а,2б,3в,4г, 5д

3. Фразеологические ошибки -это

2.  контаминация (смешение) 3.  нарушение лексического состава  4.  расширение фразеологизма

4. Лексический состав фразеологизма нарушен в сочетании:

1. сесть в ботинок

5. Расширение фразеологизма в сочетании:

1. висеть на тонком волоске

3.  затаив тихое дыхание

6. Изменение грамматического состава фразеологизма в сочетании:

1. заморить червячков

3.  положив руку на сердце

5.  спустив рукава

7. Вариантными нормативными являются ударения в словах:

1. мы'шление  3.  мышле'ние

8. Нормы литературного произношения - это нормы орфоэпические

9. Ударение падает на последний слог в словах:

1. коклюш  2.  алкоголь  3.  некролог

10. Основными орфографическими единицами являются:

1. звуки  2.  орфограммы

11. Морфологический, фонетический, традиционный -это принципы

5.  орфографии

12. Причастия с суффиксом –ущ (-ющ) образуются от глаголов:

1. колоть 2.  резать 3.  ныть

13. Словообразовательные ошибки связаны с:

1. неправильным образованием слов

14. Существительные женского рода:

1. мозоль 2.  катаракта

15. Существительные мужского рода:

1. рельс 2.  шампунь

16. Существительные среднего рода:

1. декольте 2.  клише  3.  

17. Только во мн. числе употребляются имена существительные:

3.  чернила  4.  румяна  5.  грабли

18. Краткая форма прилагательных в предложении употребляется как:

2.  сказуемое  

19. Числительные по количеству слов делятся на:

3.  простые  4.  составные

20.  Соответствие числительного разряду:

1а,2б,3в,4г

21. Нормы употребления грамматических форм слов:

1. морфологические

22. Варианты падежных окончаний -у/ю - в родительном падеже имеют существительные в словосочетаниях:

1. чашка чая  2.  ломтик сыра  

23. Склоняется фамилия:

1. Роберт Шуман  

24. Просторечный характер имеют слова с суффиксом -ш(а):

1. докторша  2.  малярша

25. При склонении порядковых "1235-ый" числительных изменяется:

1. последняя часть

26. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

1. победить

27. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

4.  убедить

28. Морфологические ошибки связаны с:

1. нарушением грамматических форм слов

29. Выбор падежной формы подчиненного слова нарушен в сочетании:

4.  заведующий кафедры

30. Выбор падежной формы и предлога определен верно в сочетании:

4  уверенность в победе

4.        Направленность и структура контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

4.1. Направленность контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

4.1.1.  Направленность освоенных умений  и знаний на формирование ПК и ОК

Таблица 3

Коды  проверяемых умений и знаний

Коды компетенций, на формирование которых направлены умения и знания

У 1 –У 13;  З 1- З 6

ОК 1-10,  ПК 1.1-1.4; ПК 2.1 - 2.4; ПК 4.1 - 4.4


Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год

 

Дополнения и изменения к комплекту КОСна __________ учебный год по дисциплине ____________________________________________________ 

В комплект КОС внесены следующие изменения:

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании кафедры _______________________________________________________

протокол № ______ «_____» ____________ 20_____г.

Зав. кафедрой  ________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.01 "Ввод и обработка цифровой информации" основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Комплект контрольно-оценочных средств по  профессиональному модулю ПМ.01 "Ввод  и обработка  цифровой информации"  основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по про...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информаци

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе среднего (полного) и общего образова

Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе основного общего образования Норматив

Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...

Рабочая программа и комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по спе...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделийосновной профессиональной образовательной программы (ОПОП)по профессии 19...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 02. Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных

Комплект контрольно оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СП...