Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
рабочая программа на тему

Богинская Елена Владимировна

Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дисциплины: «Статистика »

Для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

повышенный образовательный уровень

2013


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего профессионального образования  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Организация-разработчик: 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий (ГБОУ СПО МГКБИТ)

Разработчик:

преподаватель статистики Богинская Е.В.

,,,


 СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Статистика»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Разрабатывать первичные статистические документы
  2. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
  3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
  4. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за период.
  5. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
  6. Организовывать налоговый учет.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке бухгалтеров при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • общие принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 51 час;

самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

решение задач

16

составление и дополнение конспекта

5

составление проекта

2

подготовка сообщений

1

повторение материала, подготовка к зачету

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1 Общие основы статистической науки

6

Тема 1.1. Предмет и метод статистики

Содержание учебного материала

3

1

Статистика: понятие, предмет, методология, задачи

Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося

1

1

Составление конспекта «История Российской статистики»

Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

Содержание учебного материала

3

1

Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося

1

1

Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета».

Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации

21

Тема 2.1. Статистическое наблюдение

Содержание учебного материала

6

1

Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения.

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Инструментарий статистического наблюдения. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения.

4

2

2

Формы, виды и способы статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов и по охвату единиц совокупности.

Способы статистического наблюдения: непосредственное, документальное способ, опрос. Виды опроса.

Самостоятельная работа обучающегося

2

1

Составление проекта статистического наблюдения

Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных

Содержание учебного материала

12

1

Понятие статистической сводки

Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

4

2

2

Метод статистической группировки

Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных.

3

Ряды распределения в статистике

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.  

Практические занятия

4

1

«Выполнение сводки и группировки статистических данных»

2

«Построение рядов распределения и их графическое изображение»

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Решение задач «Выполнение структурной, аналитической, комбинированной группировок».

2

Решение задач «Выполнение вторичной группировки статистических данных»

3

Дополнение конспекта лекции по теме «Графическое изображение рядов распределения»

4

Решение задач «Построение рядов распределения »

Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

3

1

Статистические таблицы и графики

Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

1

1

Решение задач «Построение графиков структуры, динамики, сравнения»

Раздел 3 . Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления

49

Тема 3.1. Статистические показатели

Содержание учебного материала

12

1

Абсолютные и относительные показатели в статистике 

Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

4

2

2

Средние величины в статистике

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике.

3

Показатели вариации в статистике

Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили.

Практические занятия

4

3

«Расчет абсолютных и относительных показателей вариации»

4

«Расчет структурных средних показателей».

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Решение задач «Расчет и анализ относительных показателей»

2

Решение задач «Расчет среднего уровня изучаемого явления»

3.

Решение задач «Расчет показателей вариации»

4.

Решение задач "Расчет квартилей, децилей и перцентилей"

Тема 3.2. Ряды динамики

Содержание учебного материала

12

1

Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики

Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.

Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.

4

2

2

Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики

Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

3

Модели сезонных колебаний

Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн.

Практические занятия

4

5

«Анализ динамики изучаемых явлений»

6

«Анализ основной тенденции ряда динамики»

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Решение задач «Приведение рядов динамики к сопоставимому виду»

2

Решение задач «Расчет показателей динамики»

3

Решение задач «Сглаживание рядов динамики с помощью простой скользящей средней»

4

Решение задач «Расчет индексов сезонности»

Тема 3.3 Индексы в статистике

Содержание учебного материала

9

1

Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы

Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.

2

2

Практические занятия

4

7

«Расчет индивидуальных и агрегатных  индексов»

8

«Расчет средних индексов»

Самостоятельная работа обучающегося

3

1

Дополнение конспекта: «Значение экономических индексов в статистике»

2

Решение задач: «Расчет индексов цен, стоимости и физического объема»

3

Решение задач «Расчет средних арифметических и гармонических индексов»

Тема 3.4 Выборочное наблюдение

Содержание учебного материала

9

1

Способы формирования выборочной совокупности

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике

2

2

2

Методы оценки результатов выборочного наблюдения

Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

Практические занятия

2

9

«Составление плана выборочного наблюдения».

Самостоятельная работа обучающегося

2

Решение задач :«Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность».

Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями

Содержание учебного материала

8

1

Методы изучения связи между явлениями

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи

3

2

2

Корреляционно-регрессионный анализ

Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

Практические занятия

2

10

«Построение уравнения линейной регрессии»

Самостоятельная работа обучающегося

3

1

Дополнение конспекта лекции по теме: "Функциональная связь и стохастическая зависимость"

2

Решение задач «Построение моделей связи»

3

Повторение материала. Подготовка к зачету

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

ИТОГО

76


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: АРМ преподавателя, программное обеспечение, интерактивная доска или проектор и экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1 Статистика. Мхитарян B.C., Дуброва Т.Л., Минашкин B.C. и др. – М.: Академия, 2013

Дополнительные источники:

2 Теория статистики под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2009

3 Практикум по теории статистики под ред. Р.А. Шмойловой - М.: Финансы и статистика, 2009

6. Елисеева И.И. Общая тория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2012

Интернет-ресурсы:

www.gks.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • общие принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

- выполнение ситуационных заданий;

- выполнение ситуационных заданий;

- решение практических задач;

- решение практических задач с использованием компьютерных технологий;

- тестирование;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалт...

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (1 курс)

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН             по дисциплине  МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы....

Календарно-тематический план дисциплины Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Календарно-тематический план составлен на основании рабочей програмы по дисциплине...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет ...

Комплект заданий для текущего контроля знаний по дисциплине Аудит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Комплект заданий для текущего контроля знаний по дисциплине Аудит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет состоит из тестов по семи темам. Ответы на тесты приложены в отдельном файле....