методика организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине "Финансы, денежное обращение, кредит"
методическая разработка на тему

положенцева наталья анатольевна

В методической разработке раскрываются принципы, методы организациии исследовательской работы студентов с учетом специфики учебной дисциплины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_nir.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белгородский ОПС

Старооскольский кооперативный техникум

Методическая разработка:

«Методика организации научно-исследовательской деятельности студентов  по дисциплине

 «Финансы, денежное обращение и кредит»

 Автор: Н.А.Положенцева – преподаватель экономических дисциплин

 

Старый Оскол, 2013

ПЛАН

  1. Основные положения исследовательской работы.

  1. Организация управления исследовательской работы преподавателями.

  1. Система исследовательской работы, выработанная преподавателями цикловой комиссии экономических дисциплин и менеджмента.

  1. Методика проведения научно-исследовательской деятельности по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит».

1. Поиск путей качественной подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда – одна из важнейших задач современных учебных заведений. Поэтому в настоящее время большое значение придаётся включению в учебный процесс различных видов исследовательской деятельности студентов, способствующих совершенствованию их профессиональных интересов и устремлений.

Одной из наиболее важных характеристик личности специалиста является творческая направленность её деятельности, а также умение применять имеющиеся знания в решении практических задач. Теоретические знания студенты могут получать как под руководством преподавателя на лекциях, семинарах, так и самостоятельно при работе с литературой, но умения и навыками, творчество приобретаются только в процессе прохождения практики, творческих и исследовательских работ.

Результативность творческих, исследовательских работ зависит от степени готовности преподавателей заниматься научно и учебно–исследовательской работой со студентами, мотивации исследовательской деятельности, систематичности, последовательности, научно-педагогического обеспечения.

В педагогической литературе выделяют следующие основные положения исследовательской работы студентов:

  1. Целями исследовательской работы являются:
  • включение студентов в опытно- экспериментальную работу, способствующую развитию творческого мышления;
  • формирование первоначального умения и навыков ведения исследований, привития вкуса и учебно- исследовательской деятельности;
  • помощь преподавателям в реализации индивидуальных и групповых программ опытно- экспериментальной работы по подготовке дидактических поурочных материалов;
  1. Участниками исследовательской деятельности являются преподаватели и студенты;
  2. Научными руководителями студентов могут быть преподаватели и практические работники по соответствующей специальности, руководители практики;
  3. Направление и содержание исследовательской деятельности студентов определяется ими совместно с научным руководителем и задается конкретной темой исследовательской деятельности;
  4. Научный руководитель является консультантом студентов в вопросах методики ведения исследования, её планирования, обработки информации, подведения итогов;
  5. Студенты – исследователи участвуют в творческих отчётах, на студенческих конференциях, заседаниях предметных кружков, на уроках по соответствующей теме;
  6. Лучшие исследовательские работы студентов поощряются преподавателями выставлением отличной оценки, приглашением выступить перед студентами других групп и. т. п.

2. Организуя исследовательскую работу студентов, необходимо учитывать, что любое задание приобретает учебный характер только в том случае, когда регламентирован набор средств, которые могут быть использованы в ходе его выполнения. Исследовательская работа студентов должна носить самостоятельный характер. Однако, используя исследовательский метод обучения  преподаватель  должен контролировать работу студентов, ориентировать её в правильном направлении, проверять результаты работы и организовывать их обсуждение. Таким образом, преподаватель должен управлять исследовательской работой студентов и от эффективности управления зависит результат достижения дидактических целей, стоящих перед организацией этого вида учебной работы.

 Однако управление научно- исследовательской работой не должно быть жёстко регламентировано, так как такое управление оставляет мало возможности для изобретательности и творчества. Обучающее воздействие, регулирующее исследовательскую работу студентов, должно обеспечивать широкое «поле самостоятельности» и происходит в форме различных видов учебной помощи в ходе выполнения конкретного учебно- исследовательского задания.

Выделяют 2 вида учебной помощи: перспективная учебная помощь  и оперативная учебная помощь.

  • Перспективная учебная помощь раскрывает перед студентами задачи учебной деятельности, стратегию выполнения исследовательского задания, знакомит с приёмами и методами исследовательской работы.
  • Оперативная учебная помощь органически дополняет учебную помощь перспективного характера.

Решая вопрос форм и средств обеспечения перспективной учебной помощи выделяют три типа управления учебной деятельностью.

Первый тип характеризуется тем, что перед студентом ставится задача (цель) исследовате6льского задания. Студент методом проб и ошибок постепенно выполняет задание.

Второй тип управления  заключается в том, что студенты узнают не только задание, но и указания какими приёмам может быть выполнено задание. Однако эти указания могут быть использованы лишь при выполнении конкретного задания и имеют частичный характер.

 Третий тип управления основан на использовании общих ориентиров выполнения задания. Это могут быть эвристические предписания, обобщённые планы действий, алгоритмы, методические указания советы.

Оперативная учебная помощь предоставляется в том случае, когда студент не может самостоятельно выполнить исследования или отдельный его этап. Оперативная помощь может предоставляться в форме прямых указаний, вспомогательных вопросов и вспомогательных задач. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие типы указаний: мотивационные, содержательные, операционные и организационного характера.

Мотивационные указания используются в тех случаях, когда результаты учебной деятельности не соответствуют познавательным возможностям студента (запасу знаний, уровню владения исследовательскими умениями и навыками). Это относится к тем случаям, когда студент не  проявляет необходимых волевых усилий, ему тяжело сосредоточиться на выполнении задания. Он не может мобилизовать себя на решение проблемы и обычно после неудачных попыток побороть трудности, отзывается от выполнения задания. Мотивационные указания имеют своей целью ликвидировать причины низкой результативности учебной деятельности. Такими причинами могут быть невнимательность, рассеянность, потеря интереса к процессу исследования и другие ситуационные факторы.

Содержательные указания применяются в тех случаях, когда причиной трудностей студента при прохождении конкретного этапа исследования являются проблемы в знаниях или, когда ему не хватает информации, необходимой для решения проблемы. Практика показывает, что такие указания эффективны в том случае, когда они адаптированы к студенту, доступны и интересны ему.

Операционные указания применяются для ликвидации пробелов студентов в исследовательских умениях и навыках.

Например,  для проведения исследований в области бюджетной политики студенты должны владеть умением расчёта относительных показателей структуры, динамики, индексов. Без этого невозможно сделать исследовательские выводы.

Организационные указания применяются в том случае, когда студент в ходе выполнения исследовательского задания недостаточно владеет приёмами саморегуляции, планирования, самоконтроля, регулирования. Организационные трудности могут быть обусловлены «зацикливанием» студента лишь на одной какой-нибудь идее или варианте решения проблемы: неумение оформлять исследования в таблице, написания объективных выводов, слабые обоснования предложений и путей развития. В этом случае от студента требуется мобилизация творческих возможностей, переосмысление своих действий и представлений; анализ различных вариантов решения проблемы.

Использование вспомогательных вопросов и вспомогательных заданий имеет своей целью обеспечить оперативную помощь  при выполнении студентами отдельных этапов исследования в структуре задания. С помощью вопросов преподаватель выявляет характер трудностей, возникающих у студентов в ходе исследования. Основное требование к вспомогательным вопросам и заданиям – уровень их проблемности должен быть ниже уровня проблемности основного задания.

Иногда вместо помощи преподаватель называет свой вариант решения проблемы. Особенно это касается ситуаций, связанных с дефицитом информации и низким уровнем сформированности исследовательских умений и навыков у студентов.  

Такая помощь резко снижает значение исследовательской работы для формирования креативного мышления будущих специалистов. Управление исследовательской деятельностью должно быть адекватно тем трудностям, которые возникают при выполнении того или иного этапа исследования, а также оно должно активизировать работу студента.

Исследования педагогов показывают, что многие молодые люди наделены от природы способностями, которые потенциально обусловливают творческую деятельность личности, но не развивая эти способности , они с течением времени становятся посредственными специалистами. В то же время другие – обделённые природными творческими данными, но постоянно и целенаправленно развивающие творческие способности, добиваются значительных положительных результатов.

Поэтому к исследовательской работе необходимо привлекать не только сильных и средних студентов, но и слабых, страдающих заниженной самооценкой, но часто имеющих определённый творческий потенциал, требующий внимания и помощь со стороны преподавателя.

3. Преподаватели Старооскольского кооперативного техникума понимают, что подготовить полноценного специалиста невозможно без формирования у него исследовательских навыков. Преподаватели цикловой комиссии экономических дисциплин и менеджмента выработали систему исследовательской работы, состоящую из следующих компонентов:  

  1. База специальных знаний о способах и источниках получения научной информации, технологии поисково-творческой деятельности, методики выполнения курсовых и других исследовательских работ.
  2. Воспитание с первых дней обучения готовность и стремление студентов к самостоятельной исследовательской деятельности путём использования разнообразных мотивационных средств.
  3. Овладение будущими менеджерами, бухгалтерами, товароведами, исследовательскими умениями и навыками, которые позволяют успешно выполнять творческие курсовые проекты и обеспечивают эффективное осуществление профессиональной деятельности.

В процессе формирования исследовательских умений студентов техникума, мы условно выделяем три основных этапа:

  1. Подготовительный, который осуществляется на первом году обучения. На этом этапе студенты учатся понимать проблему, выдвигать конечные и промежуточные цели исследования, формировать задачи, самостоятельно работать с учебной и научной литературой, углубляют навыки конспектирования,  пишут рефераты по отдельным темам курса, выступают с докладами и сообщениями на уроках. С этой целью преподаватели используют разнообразные приёмы:
  • постановка проблемных вопросов, заданий, требующих развития мысленной деятельности;
  • проблемное изложение материала;
  • подготовка студентами сообщений по отдельным вопросам и выступление с ними на уроках;
  • проведение нетрадиционных форм уроков: семинаров, уроков-конкурсов, деловых игр.
  1. Основной этап, когда студенты получают знания в области методологии научного исследования, учатся моделировать профессиональные задачи, анализировать полученные результаты, накапливают знания путём участия в предметных кружках, встречах с практическими работниками и написания курсовых работ. Преподавателями разработаны  методические указания для выполнения курсовых работ, тематика курсовых работ, проводятся консультации для обучения студентов приёмами исследовательской работы, оформление материалов исследования в конъюнктурные обзоры, доклады, таблицы, отчёты и. т. п.
  2. Завершающий. Студенты в конце третьего курса в ходе прохождения практики и стажировки оформляют отчеты, готовят материалы для выступления на научно-практических конференциях. В ходе этой работы они учатся пропагандировать и отстаивать актуальные научные проблемы, аргументировать выводы, собственные исследовательские позиции. В настоящее время практика завершается стажировкой. Студенты самостоятельно творчески выполняют профессиональные задачи, анализируют отчётность и делают выводы о финансовой устойчивости предприятия, предлагают пути улучшения деятельности предприятий и организаций.  

             4.  Изучение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» студенты – менеджеры начинают на втором курсе в первом семестре, то есть это одна из первых дисциплин, которая предлагается им для получения специальности.

На каждом уроке я привожу примеры профессиональной направленности и подчеркиваю необходимость данного предмета для специалиста-менеджера.

Уже на первых уроках предлагаю студентам самостоятельную работу по исследованию учебного материала и подготовке рефератов и отдельных сообщений. Каждый студент привлекается к изучению финансовых и экономических терминов и оформлению словаря. Таким образом, закладываю базу для исследования практических материалов и подготовке сообщений по отдельным темам.

 Например, по теме 1.3. «Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Внебюджетные фонды» после изучения материала и практического занятия студенты получают задание исследовательского характера: подобрать материал по бюджетному планированию на уровне г. Старый Оскол, Белгородской области и федерального бюджета. Отчитываются студенты на последующих уроках и за интересные сообщения выставляю оценки. Таким образом, формирую интерес к периодической печати и вопросам развития экономики стран (см. приложение 1).

При изучении последующих тем продолжаю аналогичную работу и таким образом,  закрепляю интерес и умения исследовательской самостоятельной работы.

После накопления определенного запаса знаний начинаю проводить уроки с проблемным изложением материала для активизации мыслительной деятельности студентов.(см. приложение 2).

Наряду с овладениями знаниями студенты начинают формировать практические умения и навыки. Преподавателями Бакшеевой А.М. и Рязанцевой В.П. разработаны практические задания по всем темам курса, которые используются для проведения практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы.

Для развития творческого мышления после ряда практических занятий предлагаю студентам самостоятельно составлять условия задач и  на уроке решаем и рассматриваем правильность составленного условия, реальность ситуаций и показателей. Эта работа в дальнейшем дает возможность творчески подойти к выполнению курсовых работ.

Одним из приемов развития творчества является использование игровых моментов на уроках: конкурсов, деловых игр, кроссвордов и т.д.

Они основаны на применении межпредметных связей, на развитии творчества и профессиональных умений. Уроки - конкурсы по практическим заданиям позволяют формировать практические умения и навыки.

Студенты учатся быстро находить правильные решения, анализировать полученные результаты, объяснять ход решения и развития своей мысли товарищам.

Изучение любой дисциплины требует знаний значительного количества показателей и специальных терминов.

Информация преподавателя на уроке, при изложении материала, запоминается значительно хуже, чем самостоятельная «добыча» этих знаний. Интересной формой для закрепления и углубления профессиональных понятий является составление кроссвордов и их решение. Студенты самостоятельно работают с учебной литературой, словарями, справочниками, находят определения показателей, новые профессиональные термины. (см. приложение 3).

Проверку и оценку такой исследовательской работы провожу в форме «вопросного боя» и кто больше набирает баллов за знание терминов получает соответствующие оценки.

Руководитель предприятия, менеджер, должен постоянно интересоваться состоянием экономики, политическим положением в стране и международными отношениями.

Овладеть этими знаниями невозможно без систематической самостоятельной исследовательской работы с периодической печатью, специальными журналами и изданиями. Чтобы приучить к такой работе студентов, предлагаю им приносить на занятия заинтересовавшую их газетную информацию, подготовить финансовые ситуации, которые описаны в специальной профессиональной литературе: журналы: «Финансы», «Налоговый вестник», «Налоги и платежи», «Деньги и кредит» и т.д. (см. приложение 4,5).

При изучении темы: «Валютная система Российской Федерации» предлагаю студентам выписать из местной газеты «Зори» курс валют в банках города и эти данные используем на практическом занятии при решении задач. Одновременно, работая с подшивкой газет в читальном зале, студенты делают вывод об изменении курса валют за определенный период и разницу в курсах валют в отдельных банках. Такие мини-исследования заставляют непросто констатировать информацию, но и анализировать причины, вызвавшие экономические изменения.

В ходе изучения завершающей темы «Международные кредитные отношения» студенты многие вопросы обсуждают самостоятельно. Например: примеры экономического сотрудничества, проблемы внешней задолженности России. Ответы на эти вопросы студенты находят в периодической печати.

В рамках учебных занятий достаточно сложно развить активную исследовательскую работу, поэтому по каждой дисциплине в техникуме работают предметные кружки. Членами кружков становятся студенты, проявляющие особый интерес к исследовательской деятельности, накопившие достаточный багаж знаний и проявившие активность к учебному процессу.

В отчетном году в кружке «Финансовый вестник» занимались 31 студент групп второго курса специальности 0602 «Менеджмент».

Они подготовили материалы исследовательской работы в форме рефератов, докладов, сообщений и выступили с ними не только на заседаниях кружка, но и на уроках, что позволило расширить знания студентов по отдельным вопросам.

Постепенно исследовательская работа студентов усложняется.

Система контроля и помощи в организации научно-исследовательской работы, существующая  в техникуме, позволяет своевременно выявлять проблемы, намечать и осуществлять пути совершенствования этого сложнейшего вида учебно-познавательной деятельности студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

Для проверки знания студентов проводится контрольная работа. В результате изучения дисциплины студент должен:Иметь представления и знать:основные направления финансовой политики государства;социально-...

КТП по дисциплине "Финансы.Денежное обращение.Кредит"

Календарно-тематический план по дисциплине "Финансы. Денежное обращение и кредит" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

РАБОЧАЯ  ТЕТРАДЬ по  выполнению самостоятельной  работы  учебной дисциплине Финансы,  денежное  обращение  и кредит для специальности  38.02.01...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В Методических указаниях представлены  Практические работы № 1 - 13 по ОП.06 "Финансы, денежное обращение и кредит" В  практической работе  имеется теоретический материал, цел...

Методические указания для проведения практических и самостоятельных работ по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы, обучающихся СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) всех форм обучения, ...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" специальности 38.02.02 "Страховое дело (по отраслям)"

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ предназначена для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит», которая являет...